Все о пенсиях в России

вчераПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Каков наш образовательный стандарт?

Начало нынешнего учебного года стало для многих россиян поводом для тревожных размышлений о будущем России.

В эти дни в школу отправились 1,5 миллиона первоклассников, а всего к обучению приступили 13,5 миллиона школьников. Много это или мало? Судите сами. Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко констатировал: в России из-за недобора детей в этом году закрыто более 730 образовательных учреждений, из них в Центральном округе — 474, в сельской местности — 252. Впрочем, не все так печально — первый звонок нынче прозвучал в 44 тысячах школ, в том числе в 42 новых и 5 тысячах капитально отремонтированных. Всего же в стране сегодня действует около 100 тысяч учреждений дошкольного, общего и профессионального образования, в которых обучаются 28 миллионов человек.

04.09.2013 15:56

Каков наш образовательный стандарт?
 

13,5 миллиона школьников: много или мало?

Начало нынешнего учебного года стало для многих россиян не только Днем откровений, но и прозрений. И поводом для тревожных размышлений о будущем России, которое во многом зависит от развитости ее юных граждан, постигающих свет знаний и науки. В эти дни в школу отправились 1,5 миллиона первоклассников, а всего к обучению приступили 13,5 миллиона школьников. Много это или мало? Судите сами. Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко констатировал: в России из-за недобора детей в этом году закрыто более 730 образовательных учреждений, из них в Центральном округе — 474, в сельской местности — 252. Впрочем, не все так печально — первый звонок нынче прозвучал в 44 тысячах школ, в том числе в 42 новых и 5 тысячах капитально отремонтированных. Всего же в стране сегодня действует около 100 тысяч учреждений дошкольного, общего и профессионального образования, в которых обучаются 28 миллионов человек.

За последние пять лет число аварийных школ в стране снизилось в два раза, гордо заявил накануне 1 сентября Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, напомнив, что с 2011 года на модернизацию дошкольного и школьного образования выделено 120 миллиардов рублей. На эти деньги приобретено около 3 тысяч школьных автобусов, закуплено и установлено в учебных заведениях почти 46 тысяч единиц новейшего оборудования для медицинского обслуживания и более 100 тысяч — для школьных столовых. Правда, не все обошлось так гладко, как хотелось бы. Премьер-министр раскритиковал власти некоторых российских регионов России за то, что школы за несколько дней до начала учебного года были готовы лишь на 60 процентов. Среди особо нерасторопных отметил Чукотский автономный округ, Магаданскую область, Туву, Ингушетию, Ненецкий автономный округ, Красноярский край. Попеняв проштрафившихся, с металлом в голосе призвал: «Быстрее все доделывайте!» В Ингушетии и.о. министра образования и науки Руслан Кодзоев, который передал в вышестоящее федеральное ведомство недостоверную информацию о состоянии школ в республике, уже освобожден от должности.

Первосентябрьский праздник во многих регионах Дальнего Востока омрачило наводнение, где в зону подтопления попали 440 школ. В большинстве из них до конца этого года, по словам министра РФ по развитию Дальнего Востока Виктора Ишаева, занятия не начнутся. На помощь пришли соседние регионы. Так, более 100 воспитанников Зейской школы-интерната из Благовещенска начали учебный год на Сахалине в реабилитационном центре «Чайка». Все затраты на питание, обучение и оплату путевок взяла на себя Сахалинская область. Еще более тысячи амурских детей приняло Приморье. Всего из-за паводка в Приамурье свои дома покинули около десяти тысяч ребят. Как сообщила заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец, 3 тысячи 400 учеников отправлены в федеральные лагеря, где есть школы, в которых они смогут учиться. Четыреста детей из пострадавших от наводнения районов Хабаровского края отправились на учебу в Крым, о чем договорились глава администрации Севастополя Владимир Яцуба и председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко. «Украинская сторона выразила готовность безвозмездно принять их на отдых и учебу», — отметила она.

Основные школьные предметы остаются бесплатными

Сентябрь 2013 года ознаменован и тем, что с его началом вступил в силу новый Федеральный закон «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ), который, без сомнения, затрагивает интересы всех россиян. Что привнес он в нашу жизнь? Прежде всего, этот документ отличается от предшествующего тем, что представляет собой единый интегрированный базовый законодательный акт в сфере образования. При этом сохраняет базовые принципы предыдущего законодательства, такие, как государственные гарантии в реализации права на выбор образовательной организации и получение доступного и качественного образования в соответствии со склонностями и потребностями, на получение образования на родном языке при обязательном обучении на государственном — русском — языке.

ФЗ-273 выделяет три типа организаций — образовательные, обучающие и ведущие образовательную деятельность. К первому относятся некоммерческие организации, которые осуществляют на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основной цели своего создания. Обучающие организации могут быть как некоммерческими, так и коммерческими. При этом образовательная деятельность для них является дополнительной. Тем самым закон вовлекает в нее организации, не имеющие такого профиля. Третий тип — это организации, которые осуществляют свою деятельность, совмещая первый и второй варианты. В ряде случаев к ним приравниваются, в соответствии со статьей 32, индивидуальные предприниматели. Новый закон распространяет свое действие на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории России, включая иностранные.

Расширяются права родителей — они смогут влиять на жизнь школы наравне с администрацией, скажем, изменять образовательную программу или увольнять сотрудников. Для участия в управлении образовательной организацией допускается создание Советов, как самих обучающихся, так и родителей или их законных представителей. Без учета мнения таких представительных органов образовательная организация не сможет принять решение, которое так или иначе затрагивает законные интересы участников образовательного процесса. Помимо этого, впервые на законодательном уровне предусмотрено создание комиссий по урегулированию возможных споров. А чтобы ситуация не выходила из-под контроля в масштабах страны, законодатели предписали Правительству России ежегодно представлять Федеральному Собранию доклад о реализации государственной политики в области образования.

Новый закон устанавливает уровни системы непрерывного образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее. Сохраняется один уровень профессионального образования — среднее профессиональное. Высшее образование — бакалавриат, специалитет, магистратура. Аспирантура становится отдельным уровнем образования. Определяет, что реорганизация и ликвидация образовательных организаций допускается лишь на основании положительного заключения специальной комиссии по оценке последствий такого решения. Сельские школы нельзя закрывать без учета мнения местных жителей.

По новому закону государство обязано обеспечить каждому юному россиянину общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). При этом платные образовательные услуги не могут заменять обучения, которое финансируется из бюджета. За все, что преподается в рамках ФГОС, государство расходы берет на себя. Это русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, история («Россия в мире»), обществознание, искусство, технология (труд), физическая культура, география, природоведение (окружающий мир), иностранный язык, родной (нерусский) язык и литература, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности. Однако лишь в том объеме, который предусмотрен стандартом. Если образовательные услуги выходят за эти рамки, например, факультативные занятия по изучению второго иностранного языка или математики повышенной сложности, то школам разрешено брать плату. Но только по желанию самих учеников и заявлению родителей. Их стоимость утверждается заранее и не может год от года повышаться на сумму, большую, чем размер инфляции. Дмитрий Медведев подписал правительственное постановление, которое устанавливает четкие правила оказания платных услуг, их размер и стоимость. Оно вступило в силу 1 сентября, одновременно с законом «Об образовании».

Предусмотрено два вида образовательных кредитов: основной (на оплату обучения) и сопутствующий (на оплату проживания, питания, приобретения учебной и научной литературы и других бытовых нужд в период обучения)«

Тем не менее, общество пребывает в тревожном настроении, ожидая, что образование в школах станет платным, если не де-юре, то де-факто. Этим вопросом озаботились депутаты и специалисты на недавнем заседании Экспертного совета при Председателе Государственной Думы. «Мы находимся в состоянии важных, масштабных перемен в системе образования, которые волнуют людей, — сказала заместитель главы Госдумы Людмила Швецова. — Они, как и мы, понимают, что все будет непросто по началу, особенно в регионах. И здесь очень важно организовать, с одной стороны, контроль за исполнением нового закона, а с другой — широкую разъяснительную работу. Вплоть до того, что подготовить и дать каждой российской семье сборник, в котором конкретно и четко расписать перечень бесплатных для обучения предметов, структуру и объем их преподавания, права и обязанности учащихся, родителей и, разумеется, преподавателей. Когда все это будет зафиксировано с обеих сторон, гласно обозначено, то у одних не будет повода для паники, у других — для сомнительных инициатив, а у всех вместе — для мифов о платном образовании».

Абсолютной чушью назвал разговоры о переходе полностью на платное образование Президент России Владимир Путин. «Такого в нашей стране, во всяком случае, пока я президент, никогда не будет. Это я вам обещаю», — заявил он на совещании по развитию детско-юношеского спорта. Глава государства отметил: если мы в условиях нынешнего достаточно большого расслоения по уровню доходов перейдем на общее платное образование, то не успеем глазом моргнуть, как скатимся на уровень третьестепенной страны, что отразится на обороноспособности, на производительности труда, на перспективах конкурентоспособности в целом. «Это абсолютно недопустимо, этого не будет!» — подчеркнул он.

Галина Николаева, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, проанализировала на заседании Комитета Государственного Совета Чувашии, которую она представляет в федеральном парламенте, проект республиканского закона об образовании. Документ, по ее мнению, развивает и дополняет общие нормы федерального законодательства в сфере образования с учетом региональных особенностей. И все же внимание заострила на его упущениях. «Сильной стороной федерального закона является социальная направленность. Разумеется, и региональное законодательство об образовании также должно быть социально ориентированным, — уточнила сенатор. — Однако подготовленный документ не учитывает положения Указа Президента России «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», который устанавливает бесплатное питание для учащихся общеобразовательных школ из многодетных семей. Кроме того, бесплатно обеспечивает их школьной и спортивной формой на весь период обучения в общеобразовательных школах».

Сколько стоит детский сад

Опасаются родители и повышения платы за детские сады. Замминистра образования и науки РФ Наталья Третьяк на недавней пресс-конференции отметила, что больше всего изменений закон внес в сферу дошкольного образования, которое становится самостоятельным уровнем образования. Отныне детские сады станут умеренно готовить ребенка к школе, чтобы он заинтересовался будущими уроками, а не боялся их. С 1 января 2014 года они будут финансироваться, как школы: расходы на зарплату и обеспечение учебного процесса несет субъект Федерации, а на содержание зданий и коммунальные платежи — муниципалитет. Функции детского сада теперь делятся на две части: на образование, которое регулируется федеральными государственными образовательными стандартами, и на «присмотр и уход» за детьми. При этом дошкольный уровень не предусматривает итоговых экзаменов или других форм оценки детских знаний. Учить ребенка в детсаду будут бесплатно, но за «присмотр» родители, как и раньше, должны платить сами. Детям из малообеспеченных семей предусмотрены льготы. Дети-инвалиды, дети-сироты и больные туберкулезом будут освобождаться от платы. Плату за «присмотр и уход» в детском саду будет устанавливать учредитель, которому дано право снижать ее размер или вообще не взимать с отдельных категорий родителей. Стоимость пребывания ребенка в детском саду устанавливает муниципалитет.

КПРФ резко раскритиковала произведенную модернизацию дошкольного образования. А «Единая Россия», в свою очередь, раскритиковала коммунистов. «К сожалению, оппозиционные партии в дни выборов, чтобы получить политические дивиденды вводят людей в заблуждение, нагнетая страсти, — возмутился заместитель Председателя Госдумы, секретарь генсовета «ЕР» Сергей Неверов. — Так, со вступлением в силу с 1 сентября нового Закона об образовании представители оппозиции часто говорят о якобы планирующемся вскоре росте оплаты за содержание детей в детских садах. Это очередная страшилка. Дмитрий Медведев на недавней встрече с активом нашей партии заверил: никакого кардинального повышения цен не планируется. И подчеркнул: дальнейшее финансирование из бюджета мест в детских садах будет продолжаться.В тех же регионах, где намечается коррекция оплаты, представители «Единой России» побывают в детских садах и выяснят: с чем это связано? В случае необоснованного решения внесут коррективы. Другой вопрос, что есть проблема доступности детских садов — очередь по стране нынче превышает 550 тысяч человек. Перед нами стоит задача: обеспечить к 2016 году всем детям возможность посещать детские сады. На ее решение сегодня выделено более 50 миллиардов рублей. Партия в рамках партийного проекта «Детские сады — детям» будет контролировать, чтобы эти ресурсы использовались эффективно».

ПТУ приказали долго жить

Новый закон упраздняет с 2013 года профессионально-технические училища и включает их в состав колледжей и техникумов. Вместе с ними исчезает и понятие начального профессионального образования — оно переходит в систему среднего профессионального образования. Это позволяет улучшить репутацию учебных заведений, которые дают среднее профессиональное образование и готовят квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Поступить в любой колледж можно без экзаменов (за исключением творческих и спортивных специальностей). И даже без сертификата ЕГЭ — колледжи будут отбирать абитуриентов по баллам школьных аттестатов, если количество заявлений превысит число бюджетных мест. Нетрудно догадаться, что такое нововведение призвано решить проблему кадрового дефицита «синих воротничков» на фоне переизбытка специалистов с высшим образованием. Спецшколам и учебным заведениям, дающим одновременно и среднее образование, и профессию, разрешено отбирать по конкурсу одаренных детей, а при выпуске выдавать одновременно и аттестат, и диплом о профобразовании.

Шоком для чиновников Минобрнауки стали результаты российской команды на международных соревнованиях среди рабочих профессий, которые прошли в начале июля в Лейпциге. В них учащиеся российских ПТУ и колледжей участвовали впервые. Состязались 1024 ученика из 54 стран. Результат оценивался по двум критериям — качеству работы и скорости. Российская команда представляла 15 профессий — сварку, мехатронику, парикмахерское мастерство, камнеобработку, автопокраску, плиточную облицовку, столярное дело… Наша команда заняла 54-е место, что побудило ведомство радикально пересмотреть программы отечественных учреждений среднего профессионального образования.

Красный свет для льготников

Существенно меняются и правила получениявысшего образования — бесплатного на конкурсной основе при условии, что это первое образование данного уровня. В 2012 году в России насчитывалось 653 государственных и 462 негосударственных вуза (без учета филиалов). В них учились 7 миллионов студентов, из них 2,6 миллиона — бюджетники. До нынешнего сентября льготники зачислялись в вузы вне конкурса. Это приводило к тому, что они занимали большинство бюджетных мест в институтах и университетах, чем вызывали недовольство абитуриентов, поступающих на общих основаниях. Новый закон, можно сказать, пошел им навстречу и установил квоту — 10 процентов для поступления инвалидов в высшее учебное заведение. Остальные категории — дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, чернобыльцы, дети военнослужащих, сотрудников МВД и других силовых ведомств — могут учиться бесплатно на подготовительных отделениях. Это дает им преимущество при поступлении в вуз, но возможность такого обучения допускается только один раз.

Депутаты явно пошли навстречу абитуриентам, поступающим на общих основаниях, продлив срок действия результатов ЕГЭ с двух до пяти лет. Теперь у тех, кто не смог поступить в университет или институт сразу после окончания школы, шансы увеличиваются. А вот расходы на проживание в студенческих общежитиях превращаются в катастрофу. Государство не будет компенсировать учебным заведениям оплату проживания в студенческих общежитиях. Вузы по новому закону сами решают, какую сумму назначить за проживание в общежитии. Так или иначе, но если раньше студенты платили 5 процентов от размера стипендии, то теперь плата выросла по разным подсчетам примерно в 10 раз. А зимой, когда начнется отопительный сезон, еще поднимется на 20-40 процентов. Конечно, такое положение дел не вызывает восторга у студентов, и они на нее реагируют пока законодательными инициативами. Так, Российский студенческий союз в Санкт-Петербурге подготовил поправки в Федеральный закон «Об образовании в РФ», которые предлагают установить плату за проживание в студенческих общежитиях на уровне двух-пяти процентов от МРОТ по региону.

Впрочем, законодатели предусмотрели подобное развитие событий. Статья 104 ФЗ-273 устанавливает правовые нормы предоставления гражданам, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам, соответствующих кредитов. Предполагается, что Правительство РФ примет документ, который будет регламентировать условия, размеры и порядок предоставления таких кредитов в рамках их поддержки государством. В частности, предусмотрено два вида образовательных кредитов: основной (на оплату обучения) и сопутствующий (на оплату проживания, питания, приобретения учебной и научной литературы и других бытовых нужд в период обучения).

Вводится понятие академической задолженности, а вместе с ней и жесткие меры по отношению к неуспевающим учащимся и студентам. Пересдавать одну дисциплину можно только дважды, причем второй раз — не преподавателю, а комиссии. Ликвидировать задолженность нужно в течение года, платные пересдачи запрещены. Выгонять двоечников из школ не будут — государство не может отказать юному гражданину в его конституционном праве на общее образование. Их будут переводить на повторное обучение. По усмотрению родителей школьника его могут как оставить на второй год, так и перевести в класс с адаптированным обучением либо отправить на обучение в форме семейного образования. Исключать из школы разрешается только подростков, достигших 15 лет. Основанием для столь сурового наказания может стать неоднократное нарушение устава или правил внутреннего распорядка образовательного учреждения. А вот студентов, не сдавших задолженности, предписано безжалостно отчислять. Это, считают эксперты, положит конец принятой во многих частных вузах практике, когда неуспевающих слушателей держат годами, чтобы не потерять их оплату за обучение.

ЕГЭ: дискуссия продолжается

Новый закон «Об образовании в РФ» закрепляет особый статус педагогического работника. Он гарантирует им зарплату, не менее средней по региону, а сельским педагогам — сохранение льгот по оплате ЖКХ и социальной поддержки после выхода на пенсию. Учителям предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск и длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы, а также досрочное назначение трудовой пенсии по старости. С началом учебного года во всех школах России вводится единое требование к школьной одежде. Соответствующие региональные нормативные акты устанавливают общий вид и фасон одежды обучающегося, знаки отличия. Школьная форма, в соответствии с документом, будет вводиться по усмотрению администрации образовательных учреждений.

Единый государственный экзамен расколол российское общество на два противоборствующих лагеря. По исследованиям социологов, 57 процентов россиян предпочли бы для своих детей старую экзаменационную систему.»

Впервые в образовательном законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования. И четко разъяснено, что такое «семейное образование». Родители или опекуны несовершеннолетнего ребенка вправе самостоятельно выбирать форму его обучения, в том числе и образование в семье. При обучении детей с ограниченными возможностями ФЗ-273 отдает приоритет инклюзивному образованию в обычном учебном заведении, а не в специализированном. При этом они по-прежнему могут по своему желанию получить образование и в специальных учреждениях.

Скандально известный ЕГЭ вводится статьей 70 нового документа как форма государственной (итоговой) аттестации обучающихся и в то же время вступительных испытаний по соответствующим предметам. Не секрет, что Единый государственный экзамен расколол российское общество на два противоборствующих лагеря. По исследованиям социологов, 57 процентов россиян предпочли бы для своих детей старую экзаменационную систему. В парламенте ЕГЭ жестко сопротивляются депутаты КПРФ и «Справедливой России». «Из-за ЕГЭ образовательная связка «школа — вуз» все больше и больше расходится. И каждый новый набор студентов по ЕГЭ только углубляет и расширяет эту пропасть, что очевидно после недавних скандалов с массовой утечкой экзаменационных текстов в Интернет. Ни о какой объективности и достоверности оценок знаний выпускников говорить не приходится. Студенты и преподаватели вузов стали заложниками образовательного ведомства, упорно цепляющегося за ЕГЭ как за соломинку, тогда как это давно уже гиря, тянущая российское образование на дно», — говорит по этому поводу лидер фракции эсеров Сергей Миронов, призывая думских коллег «выбросить эту гирю».

Депутаты фракции КПРФ в первый же день после официального окончания парламентских каникул внесли законопроект о добровольной сдаче ЕГЭ выпускниками школ. Суть предложенных поправок в Закон об образовании пояснил на состоявшейся пресс-конференции первый заместитель председателя Комитета ГД по образованию Олег Смолин: если учащийся не собирается после школы поступать в вуз, то он может выбрать традиционный экзамен, который обеспечит ему аттестат зрелости. Кроме того, коммунисты уверены, что по литературе, истории и обществознанию сдача экзаменов с использованием тестов ЕГЭ вообще недопустима. Аттестация по литературе, считает Олег Смолин, должна стать обязательной в устной или письменной форме, в виде сочинения, по выбору учащегося, в то время как сейчас она не является таковой. Историю и обществознание, по его мнению, надо сдавать на экзамене полностью в устной форме. Глава фонда «Образование» Сергей Комков поддерживал инициативу коммунистов. «Это уже третья попытка внести законопроект в Госдуму. Могу сказать, что КПРФ здесь выражает волю прогрессивного человечества. Мы все время оглядываемся на американцев, но в США в январе 2009 года по инициативе Барака Обамы был отменен экспериментальный итоговый тест (то, что мы здесь называем ЕГЭ) в пользу классического выпускного экзамена», — напомнил он.

«Дискуссия на тему, быть или не быть ЕГЭ, который закреплен законом, закончена», — подчеркнула на прошедшем в июле в Общественной палате РФ «круглом столе» на тему «Как улучшить Единый государственный экзамен» председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина. Она рассказала об итогах работы, которую вел на протяжении нескольких лет Совет Федерации, совершенствуя нормативно-правовую базу Единого госэкзамена. И сообщила, что профильный Комитет палаты запланировал в период осенней сессии 2013 года парламентские слушания по вопросам практики организации и совершенствования процедуры проведения ЕГЭ. В них примут участие представители Министерства образования и науки РФ, Рособрназдора, регионов, гражданского общества, а также учителя школ и эксперты. «Главная задача и законодателей, и педагогов, и учеников, начиная со школьной скамьи, — научить и научиться исполнять закон при проведении ЕГЭ, а не списывать, не пользоваться мобильными телефонами. Экзамен должен быть честным во всех отношениях», — заключила сенатор.

ЕГЭ стал сегодня для нашего общества инструментом, который позволяет оценивать не только уровень подготовки выпускников, но и честность наших граждан, — учащихся, родителей, учителей, чиновников разного уровня, — поддержала ее, участвующая в работе того же «круглого стола» заместитель главы думского Комитета по образованию Ирина Мануйлова. «Любой инструмент нуждается в совершенствовании, поэтому сегодня справедливо говорить о недостатках ЕГЭ и планомерно их устранять. Одновременно проводить обучение всех, кто будет использовать его на практике, жестко наказывая всех, кто применяет этот инструмент не по назначению», — предложила депутат.

Проблема ЕГЭ заинтересованно обсуждалась и на заседании думского Экспертного совета. Открывая его, Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин отметил, что вступление в силу нового Закона об образовании не исчерпывает работу над ним. В начавшуюся осеннюю сессию предстоит рассмотреть ряд важных законодательных инициатив, затрагивающих сферу образования, сказал он, напомнив, что депутаты в уже принятый документ дважды вносили поправки. Как считает Сергей Нарышкин, крайне важно с первых же дней реализации нового закона организовать мониторинг его применения, обобщая и анализируя информацию из регионов, реагируя на все возникающие риски, на возможные искривления. «Перед российским образованием поставлено много важных задач, но возникло и немало острых проблем, — констатировал глава Госдумы. — Не стихают дискуссии вокруг ЕГЭ, идет полемика по поводу критериев оценки эффективности работы вузов, трудоустройства выпускников, качества образовательных стандартов. В адрес Министерства образования и науки России звучит критика, часто вполне справедливая. Все мы хотим, чтобы российское образование стало гордостью страны, сочетая отечественные традиции с лучшими достижениями мирового опыта». «Чтобы выучились россияне и показали свое достоинство…», — говорил в свое время, дискутируя с представителями тщеславной знати, предпочитающей только чужеземное, великий ученый, гений, вышедший из народа, Михайло Васильевич Ломоносов.

Павел АНОХИН

Фото: ИГОРЯ САМОХВАЛОВА «РФ СЕГОДНЯ»

Читайте нас в Telegram
Просмотров 6925