Как придать ускорение законодательной машине

Каким образом добиться более оперативного рассмотрения правовых инициатив с учетом сотрудничества двух палат Федерального Собрания в законотворческом процессе?

Каким образом добиться более оперативного рассмотрения правовых инициатив с учетом сотрудничества двух палат Федерального Собрания в законотворческом процессе? С таким вопросом мы обратились к председателю Комитета Совета Федерации Вадиму Тюльпанову

Вади тюльпанов
Вадим Тюльпанов
Фото Владимира Афанасьева

С таким вопросом мы обратились к председателю Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Вадиму Тюльпанову

- Каждый раз, рассуждая на эту тему, я вспоминаю историю про первых американских президентов Джорджа Вашингтона и Томаса Джефферсона. Они поспорили по вопросу создания парламента. Молодой Джефферсон, который начинал свою политическую карьеру помощником президента Ва­шингтона, выступал за однопалатный парламент, а опытный Вашингтон склонялся к созданию двух палат. Они спорили несколько дней, и конец этому спору положил вот такой факт: сели пить чай, и Томас Джефферсон машинально налил из чашки в блюд­це горячий чай.
 
«Что ты сделал?» — спросил его Вашингтон.
«Налил чай в блюдце», — ответил Джефферсон.
«А зачем?» — уточнил Вашингтон.
«Чтобы охладить его», — ответил Джефферсон.
«Вот для этого и нужна верхняя палата в парла­менте — чтобы охлаж­дать пыл нижней», -сказал Вашингтон.
 
Такая вот история, которая действительно случилась и до сих пор называется «история чашки и блюдца». Она наглядно показыва­ет, зачем нужны в парламенте две палаты. Так мы взаимодействуем и по сей день. Впрочем, и сенаторы самым активным образом поль­зуются своим правом законода­тельной инициативы и порой по­лучают охлаждающие заключения от Правового управления Госу­дарственной Думы или от членов отраслевого думского комитета.
В целом каждый законопроект вне зависимости от того, вышел он из — под пера депутата или его авто­ром является сенатор, проходит массу согласований и экспертиз,  как со стороны Совета Федерации, так и со стороны Государственной Думы и Правительства. Довольно часто сенаторы и депутаты вы­ступают соавторами какой-либо инициативы.
У нас выстроились очень ком­фортные рабочие отношения с депутатами нового созыва. Все прения проходят в рабочем режи­ме, наши думские коллеги всегда очень внимательно относятся к нашей позиции, и дискуссия носит конструктивный характер. Это важно, потому что общая задача обеих палат и Правительства — принять работоспособный и эф­фективный закон, а не спорить по­пусту. Знаете, как английский пэр и поэт лорд Байрон писал? «Люб­лю парламент я, люблю и пренья, но не люблю я преть до одуренья».
 
-Что в этой деятельности вас устраивает и что не устраивает, ка­кие направления нуждаются в кор­ректировке и какой?
Порой хотелось бы более опе­ративного принятия той или иной инициативы с тем, чтобы как-то более ловко наша законодательная машина реагировала на изменения, которые диктует время. Конечно, необходимо самым тщательным образом прорабатывать каждую законодательную идею. Однако за­частую некоторые законопроекты, которые, казалось бы, не должны ни у кого вызвать никаких сомне­ний и способны, например, защи­тить чье-то имущество, жизнь, дать бизнесу возможность для развития, устранить правовую лазейку или пресечь преступления, — ужасно долго проходят думскую дистанцию и добираются до перво­го чтения спустя годы после внесения. Такое, увы, тоже бывает. Но мы стараемся находить с коллегами понимание по срокам прохождения проектов, и довольно часто нам это удается.
 
-От Правительства РФ ис­ходит огромный массив законо­проектов, плюс оно дает свое заключение на все остальные законопроекты, поступающие в Федеральное Собрание. Как в этой связи складываются отно­шения с кабинетом министров, на какой основе удается достичь консенсуса?
- И с Правительством, и с Государственной Думой мы ра­ботаем практически по одному плану, ежегодно в общих чертах определяемому Посланием пре­зидента. Это в первую очередь законодательные решения, обра­щенные на развитие экономики, социальную поддержку граждан, совершенствование механизмов поддержки предпринимательской инициативы, повышение качества правовой защиты окружающей среды и так далее.
- Например, в этом году в плане законотворческой работы Прави­тельства имеется очень знаковый и крайне актуальный проект закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации». Требова­ниям времени отвечает будущий закон «О внесении изменений в За­кон Российской Федерации «О за­щите прав потребителей» (в части совершенствования государствен­ного управления в области защи­ты прав потребителей и усиления правовых гарантий защиты прав потребителей, приобретающих то­вары в информационно-телеком­муникационной сети Интернет). И мы, конечно, будем участвовать в консультациях и в подготовке этих интереснейших законопроектов.
Я также считаю важной частью нашей общей законотворческой работы тесное сотрудничество Фе­дерального Собрания и Правитель­ства с институтами гражданского общества. Каждый законопроект должен разрабатываться и обсуж­даться в близком рабочем контак­те с гражданскими экспертами, правоприменителями, специ­алистами, общественными организациями.
 
Вашингтон - Как изменения в регламенте обеих палат (в частности, появление нормы о необходимости к лю­бому законопроекту прикладывать еще и подзаконные, нор­мативные акты) сказались на взаимоотношениях с Правитель­ством?
- Совершенствование парла­ментского контроля, то есть над­зор за исполнением вступивших в силу федеральных законов, — на­ша общая и очень важная задача. Увы, порой так получается, что, к сожалению, подзаконные акты не поспевают за законами и уже при­нятые нормы фактически бездей­ствуют из-за того, что ответствен­ные министерства и ведомства медлят с принятием необходимых постановлений, приказов, инструк­ций.
Совет Федерации крайне се­рьезно относится к этому вопросу и в рамках коллегиальной работы с Правительством и Государствен­ной Думой готовит изменения в собственный регламент. Они уста­новят обязанность Правительства включать в пакет документов для рассмотрения закона Советом Федерации информацию о сро­ках принятия подзаконных ак­тов, которые должны будут обе­спечить действие принимаемой нормы. Подчеркну, что, согласно предполагаемым корректировкам нашего регламента, непредоставление такой информации может послужить основанием для пере­носа рассмотрения федерального закона на следующее заседание Совета Федерации. Кроме того, при одобрении закона с отложен­ным сроком вступления в силу ответственному комитету палаты дается поручение информировать сенаторов о соблюдении сроков принятия подзаконных актов.
Важно, что новые правила каса­ются социально значимых законо­проектов или предусматривающих расходы из федерального бюджета. Аналогичные корректировки уже внесены в регламенты Правитель­ства и Государственной Думы.
 
27 апреля будет отмечаться День российского парламентаризма. Как вы намерены отметить свой профессиональный, по сути, праздник?
- Буду работать. На данный момент у меня только на рассмотре­нии в Государственной Думе находится 17 зако­нопроектов, а ведь еще целый портфель зако­нодательных инициатив подготовлен в Комитете по Регламенту, который я возглавляю. По некото­рым из них как раз кон­сультации войдут в горя­чую фазу, так что профессиональный праздник будем отмечать профессиональной работой. 
 
Беседовал Николай Калинин 

Просмотров 891

03.04.2017

Популярно в соцсетях