Все о пенсиях в России

два дня назадСемьи погибших участников СВО с детьми до 23 лет смогут получать две пенсии

два дня назадПолицейским-ветеранам предлагают добавить льгот

15.05.2024Приставам запретят списывать пенсии детей-инвалидов за долги

Изменения будут серьезные

На 800 объектов капитального строительства, примерно половине всех объектов, на которые бюджет-2015 предусматривает инвестиции, на сегодня нет утвержденной в установленном порядке документации

09.11.2014 15:56

Изменения будут серьезные
 
Татьяна Голикова, председатель Счетной палаты РФ
 
Говоря о представленном на депу­татский суд проекте Федераль­ного бюджета на 2015-2017 годы, мне хотелось бы заострить внимание на тех проблемных вопросах, кото­рые мы видим при его формировании. Начну с прогноза социально-эконо­мического развития, основные пока­затели которого заложены в основу подготовленного документа и являют­ся фундаментом для его стабильного исполнения. Прежде всего, смущают риски по цене на нефть и газ. Если су­ществующая тенденция на мировом рынке энергоносителей сохранится, то уже по итогам 2014 года средняя экспортная цена на нефть будет на 3,4 доллара ниже показателя, заложенного в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации.
 
Выше, чем ожидается, может ока­заться в 2014 году и в последующие периоды уровень инфляции. Только за последнюю неделю потребительские цены возросли на 0,3 пункта, такого недельного роста мы не наблюдали уже давно. По нашим оценкам, для до­стижения ожидаемого уровня инфля­ции в 7,5 процента за 2014 год он в ок­тябре-декабре должен составить 1,1 процента. Согласно последним данным Росстата, накопленная инфляция по итогам сентября уже превысила 6 про­центов. В четвертом квартале прошло­го года инфляция составила 1,7 про­цента. Эти показатели на сегодняшний день уже не реалистичны, а они закла­дываются в основу бюджета. Факти­ческая инфляция по итогам 2014 года составит 8 и более процентов.
 
Основным инструментом формиро­вания расходной части бюджета явля­ются, как и в прошлом году, государ­ственные программы. К сожалению, программная структура имеет те же недостатки, что были в предыдущем периоде. Несмотря на все те позитив­ные процессы, которые мы осущест­вляли в рамках поручений Президента и парламента, государственные про­граммы пока не стали инструментом бюджетного планирования. Предпо­лагалось, что будут приняты 42 госу­дарственные программы. Две из них — «Развитие пенсионной системы» и «Обеспечение обороноспособности страны» — не утверждены. В то же время они при формировании бюдже­та являются самыми бюджетоемкими и сложными с точки зрения сбаланси­рованности. По этой причине нам ка­жется, что перспективы их принятия до конца 2014 года, особенно пенси­онной программы, представляются не очень реалистичными.
 
Полагаю, что после принятия за­кона о бюджете госпрограммы будут должным образом скорректированы. Обнадеживают принятые в эти дни поправки в законы о парламентском контроле и Счетной палате, которые усиливают их роль в бюджетном про­цессе. Новая норма обязывает феде­ральное правительство при изменении госпрограмм обосновать необходи­мость изменения их финансирования и представить данные об источниках нового финансирования.
 
В том же духе можно высказаться и о «Федеральной адресной инвестиционной программе России». Объемы ассигнований на ее реализацию сни­зятся с 6 процентов в нынешнем году до 5,4 в следующем. Из общего коли­чества объектов капитального стро­ительства доля тех, что переходят в 2015 год и включаются в его бюджет, составляет 78 процентов. Между тем, на 800 из них, примерно половине всех объектов, на которые бюджет-2015 предусматривает инвестиции, на се­годняшний день нет утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации. Это еще один пример неэффективного использова­ния бюджетных ресурсов и тема как для парламентского расследования, так и контрольной проверки инвести­ционных программ Счетной палатой.
 
И таких прорех немало. Отдельного обсуждения заслуживает проблема дефицита региональных бюджетов. Их фактический объем по итогам 2014 года составит 538 миллиардов рублей, что превышает ожидания на начало года в 2,3 раза. Однако в финансовый документ не заложены действенные механизмы по сокращению дефицита региональных бюджетов. Тем не менее, проект бюджета на 2015-2017 годы в первом чтении принимать нужно. Над проблемами, которые уже сегодня наяву, нужно работать не только во втором и третьем чтениях, но и в процессе исполнения принятого бюджета. При этом надо сразу же понимать: изменения будут более серьезными по сравнению с теми, которые мы привыкли видеть традиционно в предыдущие периоды времени.
Читайте нас в Telegram
Просмотров 2737