Говоря о представленном на депутатский суд проекте Федерального бюджета на 2015-2017 годы, мне хотелось бы заострить внимание на тех проблемных вопросах, которые мы видим при его формировании. Начну с прогноза социально-экономического развития, основные показатели которого заложены в основу подготовленного документа и являются фундаментом для его стабильного исполнения. Прежде всего, смущают риски по цене на нефть и газ. Если существующая тенденция на мировом рынке энергоносителей сохранится, то уже по итогам 2014 года средняя экспортная цена на нефть будет на 3,4 доллара ниже показателя, заложенного в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации.
Выше, чем ожидается, может оказаться в 2014 году и в последующие периоды уровень инфляции. Только за последнюю неделю потребительские цены возросли на 0,3 пункта, такого недельного роста мы не наблюдали уже давно. По нашим оценкам, для достижения ожидаемого уровня инфляции в 7,5 процента за 2014 год он в октябре-декабре должен составить 1,1 процента. Согласно последним данным Росстата, накопленная инфляция по итогам сентября уже превысила 6 процентов. В четвертом квартале прошлого года инфляция составила 1,7 процента. Эти показатели на сегодняшний день уже не реалистичны, а они закладываются в основу бюджета. Фактическая инфляция по итогам 2014 года составит 8 и более процентов.
Основным инструментом формирования расходной части бюджета являются, как и в прошлом году, государственные программы. К сожалению, программная структура имеет те же недостатки, что были в предыдущем периоде. Несмотря на все те позитивные процессы, которые мы осуществляли в рамках поручений Президента и парламента, государственные программы пока не стали инструментом бюджетного планирования. Предполагалось, что будут приняты 42 государственные программы. Две из них — «Развитие пенсионной системы» и «Обеспечение обороноспособности страны» — не утверждены. В то же время они при формировании бюджета являются самыми бюджетоемкими и сложными с точки зрения сбалансированности. По этой причине нам кажется, что перспективы их принятия до конца 2014 года, особенно пенсионной программы, представляются не очень реалистичными.
Полагаю, что после принятия закона о бюджете госпрограммы будут должным образом скорректированы. Обнадеживают принятые в эти дни поправки в законы о парламентском контроле и Счетной палате, которые усиливают их роль в бюджетном процессе. Новая норма обязывает федеральное правительство при изменении госпрограмм обосновать необходимость изменения их финансирования и представить данные об источниках нового финансирования.
В том же духе можно высказаться и о «Федеральной адресной инвестиционной программе России». Объемы ассигнований на ее реализацию снизятся с 6 процентов в нынешнем году до 5,4 в следующем. Из общего количества объектов капитального строительства доля тех, что переходят в 2015 год и включаются в его бюджет, составляет 78 процентов. Между тем, на 800 из них, примерно половине всех объектов, на которые бюджет-2015 предусматривает инвестиции, на сегодняшний день нет утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации. Это еще один пример неэффективного использования бюджетных ресурсов и тема как для парламентского расследования, так и контрольной проверки инвестиционных программ Счетной палатой.
И таких прорех немало. Отдельного обсуждения заслуживает проблема дефицита региональных бюджетов. Их фактический объем по итогам 2014 года составит 538 миллиардов рублей, что превышает ожидания на начало года в 2,3 раза. Однако в финансовый документ не заложены действенные механизмы по сокращению дефицита региональных бюджетов. Тем не менее, проект бюджета на 2015-2017 годы в первом чтении принимать нужно. Над проблемами, которые уже сегодня наяву, нужно работать не только во втором и третьем чтениях, но и в процессе исполнения принятого бюджета. При этом надо сразу же понимать: изменения будут более серьезными по сравнению с теми, которые мы привыкли видеть традиционно в предыдущие периоды времени.