Иностранные права — вне закона
Трагическое столкновение «КамАЗа» и рейсового автобуса под Подольском, в результате чего погибли 18 человек, вновь обострило проблему транспортной безопасности в стране и ее правового обеспечения.
Депутаты Госдумы тут же откликнулись на аварию законодательными инициативами…
Как известно, за рулем грузовика находился гражданин Армении, который не проходил в России лицензирование на управление транспортным средством, то есть у него были только права, полученные у себя на родине. В ходе проверки также выяснилось, что грузовик, которым он управлял, давно снят с учета, а сам водитель неоднократно привлекался к ответственности за нарушение ПДД. Заместитель Председателя Госдумы, лидер фракции «Единая Россия» Владимир Васильев, комментируя ситуацию, напомнил: «Палата в мае этого года приняла поправки в Правила дорожного движения, которые предусматривают, что в России иностранные водительские документы не будут действовать. Те, кто их имеет и уже работает, пройдет переэкзаменовку по теории, а те, кто еще не работает, но будет наниматься, пройдет полную переэкзаменовку».
Речь идет о поправках в закон «О безопасности дорожного движения», согласно которым, не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами. Из чего следует, что граждане соседних государств, которые приехали в Россию поработать в качестве водителя, обязаны сдавать экзамены на права. Более того, должны пройти обучение в автошколе, так как сдача экзамена экстерном этими же поправками запрещена.
Закон вступает в силу 5 ноября этого года. Но некоторые его статьи, касающиеся переподготовки водителей с иностранными правами, начнут действовать через год, уточнил первый заместитель главы Комитета по транспорту Михаил Брячак («Справедливая Россия»). В связи с этим он предложил сократить этот срок, чтобы «водители с иностранными правами уже с января будущего года получили удостоверения российского образца, сдав предварительно экзамен».
Кроме того, депутаты намерены вернуть лицензирование для грузоперевозчиков, которое было отменено в 2005 году. «Тогда Минэкономразвития сочло, что незачем ставить барьеры для развития бизнеса. В результате для контроля осталась одна транспортная инспекция, которая физически не справляется с задачей: у нее штат 3,5 тысячи человек на 6 миллионов грузовиков и 1 миллион автобусов», — отметил первый зампред Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков («Единая Россия»). Введение лицензирования, считает он, позволит усилить ответственность работодателя за работника, проводить проверки технического состояния автомобилей и здоровья водителей.
С ним согласен первый зампред Комитета по транспорту Владимир Ефимов («Единая Россия»), отметивший, что сегодня владельцы транспортных средств не занимаются вопросами обеспечения безопасности на дороге. «У нас совершенно неправильно построена система обеспечения безопасности дорожного движения. У нас весь упор делается на водителя, его хватают, штрафуют, хотя отвечать за то, в каком состоянии находится водитель и транспортное средство, выходящее в рейс, должны хозяева автопредприятий», — сказал депутат, напомнив, что Россия — единственная страна в мире, в которой не лицензируется грузовой транспорт.
А глава Комитета по транспорту Евгений Москвичев («Единая Россия») сообщил, что осенью в Госдуму будет внесен законопроект о профессиональной пригодности водителей, которые занимаются заказными грузовыми и пассажирскими перевозками. «России нужен закон, регулирующий заказные перевозки грузов и в первую очередь пассажиров. Мы считаем, что должен быть допуск к этой профессии, и каждые пять лет водитель обязан подтверждать квалификацию. Такой законопроект подготовлен, и в сентябре-октябре мы будем его рассматривать в первом чтении», — поделился он законотворческими планами.
Зампредседателя Комитета по науке и наукоемким технологиям Михаил Дегтярев (ЛДПР) внес в Госдуму законопроект, который предполагает сократить срок действия транзитных номеров с нынешних 20 дней до 15, а штрафы повысить за нарушение этого срока до 10 тысяч рублей вместо 300-800 рублей, как сейчас. Вячеслав Лысаков тут же заявил, что комитет не поддержит этот законопроект. По его словам, пакет поправок, включающий новые наказания за пребывание в пьяном состоянии за рулем, за другие нарушения ПДД, в том числе езду с транзитными номерами без постановки на учет, уже принят и вступает в силу с 1 сентября. Он предусматривает усиление ответственности вплоть до лишения водительских удостоверений.
Либерал-демократы во главе с заместителем Председателя Госдумы Игорем Лебедевым также предложили парламентариям рассмотреть поправки в Кодекс об административных правонарушениях, снимающие запрет на вождение транспортных средств, у которых были украдены регистрационные номера. «Кража государственных регистрационных знаков (номеров) стала сейчас новым преступным бизнесом, — считают депутаты. — Во-первых, злоумышленники, скрутив номера с автомашины, могут связаться с владельцем транспортного средства и за определенную плату вернуть ему их. Во-вторых, украденные номера нужны другому преступному бизнесу — краже автомашин, на которые ставятся украденные государственные регистрационные знаки с других транспортных средств». Предложенные поправки, по их мнению, призваны поощрять водителей заявлять в полицию о похищениях регистрационных знаков. При этом собственник автомашины должен иметь с собой документы, подтверждающие кражу номерных знаков, — талон-уведомление и копию заявления владельца транспортного средства о совершенном противоправном действии или копию постановления о возбуждении дела о данном правонарушении.
Еще один внесенный в эти дни законопроект запрещает использовать вдоль дорог похоронную атрибутику — кресты, надгробия, венки, поставленные в память о тех, кто погиб на данном километре. «Размещение и установка похоронных предметов нарушает правила использования полосы отвода и придорожной полосы автомобильных дорог, — говорится в документе. — Законодательством о погребении и похоронном деле для увековечения памяти умерших устанавливаются специально отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими нормами места… »
Опубликованные в некоторых СМИ так называемые таблицы расчета допустимых доз употребления алкоголя за рулем получили резкую отповедь Вячеслава Лысакова, который заявил: «Просьба такие алкокалькуляторы и таблицы нигде не размещать. Это просто самая настоящая провокация». И подчеркнул: водителям по-прежнему нельзя употреблять ни грамма алкоголя и других веществ, вызывающих опьянение, перед тем, как сесть за руль. Принятый недавно закон категорически это запрещает, однако учитывает возможную суммарную погрешность измерений при выявлении алкоголя в выдыхаемом воздухе и крови водителя.
Как отметил депутат, по закону фактом употребления алкоголя будет считаться наличие абсолютного этилового спирта в концентрации свыше 0,16 миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха. «Но это не норма разрешенного уровня алкоголя в крови, не предельно допустимая концентрация — забудьте это. Это норма суммарной погрешности измерений. Есть погрешность прибора, а есть погрешность, которую дает воздух, — температура, влажность, газовый состав. Есть неизмеряемые компоненты, — подчеркнул он. — Теория погрешностей дает цифру 0,16 миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха. Все, что свыше 0,16, — это достоверное доказательство того, что человек принимал алкоголь. В этом случае наступает административная ответственность водителя».
По таким таблицам и алкокалькуляторам не удастся сделать точные расчеты, и есть риск «попасть в неприятнейшую ситуацию», сказал Вячеслав Лысаков. И уточнил: «Если в течение дня вы выпили минимальное количество алкоголя — хотя бы бокал шампанского, рюмку водки или кружку пива, то за руль не садитесь. Или если вы вечером после работы оказались в какой-то компании, где что-то отмечали, и серьезно посидели, то опять же сутки отдохните, не садитесь на следующий день за руль. Это золотое правило, при котором вы никогда не попадете в неприятную ситуацию. Больше никаких расчетов делать не надо».
Павел АНОХИН