Государственная Дума: время важных перемен
Завершилась очередная весенняя сессия Государственной Думы — третья для депутатов нынешнего созыва.
«Это был непростой и важный период в жизни общества и государства. И прямо скажем, в определенной степени переломный для парламента, — отметил в заключительной речи Председатель палаты Сергей Нарышкин. — Переломный в силу многих выдержанных нами испытаний и принятых решений…»
Именно в этом созыве, отметил Сергей Нарышкин, «мы столкнулись с вызовами, которые напомнили нам о значимости представительной природы парламента, и о том, что, лишь беря ответственность на себя в самых серьезных ситуациях, представительная власть становится властью, способной к дальнейшему развитию». При этом он подчеркнул, что в работе парламента «есть проблемы, есть недостатки», но именно парламент стал «главной площадкой для обсуждения самых острых вопросов и проблем общенационального значения».
Ряд принятых законов вызвали очень бурные дискуссии в обществе, констатировал Председатель Госдумы и подчеркнул, что только законами проблем до конца не решить. «Здесь, безусловно, необходим поиск общественного согласия. И это задача не только для одного парламента, — заметил он. — Самый свежий и, наверное, самый острый пример — это реформа Российской академии наук. Ее обсуждение вышло далеко за пределы собственно текста законопроекта. В этом зале все выступавшие о судьбе российской науки говорили с тревогой и заинтересованностью. И считаю, что мы были правы, отложив на осень принятие окончательного решения, и все это время будем продолжать работу над законопроектом».
«Если мы видим, что та или иная проблема требует широкой общенациональной или общественной дискуссии, то проводить такую дискуссию мы будем всегда, — заявил Сергей Нарышкин. — Это тем более важно сейчас — через 20 лет после принятия Конституции, когда можно говорить о новом этапе в жизни общества и государства. На политическую сцену выходит новое поколение — поколение со своими интересами, своими взглядами. И видеть в этом только лишь одну сторону, связанную с рисками, — нельзя. Тем более для представительной власти, которая и существует для того, чтобы согласовывать разные общественные позиции, разные интересы различных групп и социальных слоев».
В этой связи он еще раз напомнил коллегам, что «парламентская работа состоит отнюдь не из одной партийно-программной деятельности… Поэтому далеко не все, что нам порой кажется общественно значимым, может и должно включаться в тексты законодательных актов». Тем более что у политических партий есть немало других форм политической агитации. Количество принимаемых актов не может быть самоцелью, заявил глава палаты. Главное — системность законотворчества и его качество.
Особо Сергей Нарышкин остановился на приоритетных задачах. Прежде всего, на предложении Президента РФ по объединению Верховного и Высшего Арбитражного судов, где речь идет о поправках в Конституцию. «И нам следует сейчас глубже вникнуть в проблемы этой ветви власти. Не забывая как о ее самостоятельности, так и о балансе в системе разделения властей», — подчеркнул он. Также первоочередным глава палаты считает вопрос законодательного закрепления статуса Федерального Собрания и разработку соответствующего проекта федерального конституционного закона. С этой инициативой выступил сам Сергей Нарышкин на встрече с главой государства.
«На принципиально новый уровень выходит теперь работа по реализации контрольных полномочий парламента. Кроме того, вы помните, в нашем зале много говорилось о необходимости вернуть обсуждение бюджетного процесса в парламент. Обсуждение не формальное, а по существу. И теперь это сделано — законодательство обновлено. Но использование столь серьезных контрольных механизмов должно быть самым эффективным. Тем более что уже началась работа над проектом бюджета 2014 года и трехлетки, — также отметил он. — Еще одна группа задач, пожалуй, самых значимых и, может быть, наиболее сложных — это социальное законодательство. Наш приоритет — выполнение всех уже имеющихся и новых обязательств перед нашими гражданами, включая утверждение современной, прозрачной и справедливой пенсионной формулы».
Из актуальных задач руководитель Госдумы выделил еще проблемы развития ЖКХ, обеспечения темпов экономического роста в условиях ВТО и задачи евразийской интеграции. Также он отметил и шаги по либерализации уголовного законодательства в экономической сфере. «Это определенный рубеж, где черта уже подведена постановлением об амнистии, — заметил Сергей Нарышкин. — Однако крайне важно, как будут реализовываться эти нормы. Предстоит избежать двух опасностей: с одной стороны, появления новых поводов для давления на бизнес, а с другой — иллюзии безнаказанности за экономические преступления. Подчеркну, объявление амнистии вовсе не означает, что пора завершить либерализацию уголовного законодательства. Наоборот, надо дальше добиваться его внятности и непротиворечивости, чтобы при уголовном преследовании работал закон, а не его вольные трактовки. Чтобы амнистия была по-настоящему актом милосердия государства, а не попыткой исправить ошибки и недостатки в деятельности правоохранительной и судебной системы».
Особо Председатель Госдумы остановился на законах о защите прав детей и вопросах охраны традиционных ценностей. Это и новые меры поддержки многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и запрет усыновления российских детей однополыми парами, а также одинокими гражданами в тех странах, где такие браки легализованы, и введение ответственности за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, «разрушительную для сознания, для психики, для развития ребенка». «И мы должны отстаивать свою точку зрения в международных дискуссиях. Ведь мы говорим от имени подавляющего большинства граждан России, а также чувствуем поддержку людей в других странах, — заявил он, подчеркнув, что готов ответить на самые острые вопросы. — Скажем, об установлении уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих. Кто-то еще сомневается в необходимости этого шага, а кто-то — наоборот, удивляется, что такая мера против сознательных провокаций в нашей многоконфессиональной стране реализована только сейчас. Подобные выходки прямо противоречат многовековым традициям взаимного уважения, которые позволили создать великую российскую культуру». Помимо этого Сергей Нарышкин подчеркнул важность системного обновления законодательства о культуре, в том числе защиты авторских прав.
- |
«На следующую сессию, — напомнил он, — запланированы основные мероприятия юбилейного для Конституции и парламента года. А также сложнейшая работа над Отчетом о состоянии Российского законодательства. Он должен подвести главные итоги двух десятилетий правотворчества и в целом оценить качество действующего сегодня законодательства. Считаю, нам необходимо двигаться дальше, развивая и законотворческие традиции, и представительную демократию. Этому будут посвящены и Второй международный парламентский форум, и новый цикл лекций по проблемам современного развития парламентаризма и конституционного права».
«В сегодняшней Думе нет фракции, которая в одиночку могла бы решить такие задачи. Но эта сессия вновь дала нам примеры межфракционного единства. И надо сохранить это умение слушать и учитывать доводы друг друга, находить согласие, столь важное для нашего общества. Эта сессия, кто бы и что бы ни говорил, была не только одной из самых сложных, но и продуктивных за последние годы. И не только по количеству принятых законов, а их действительно довольно много, — отметил в завершении Сергей Нарышкин. — Я говорю совсем о другом. Если первый год работы нашего созыва стал временем политической модернизации, то нынешний становится этапом фундаментальных перемен. Перемен — одинаково важных и для всего общества, и для государства, и для парламента. И в такие времена надо быть крайне ответственным, и каждый, буквально каждый шаг необходимо сверять с Конституцией».
Подготовил Сергей МУРАВЬЕВ