Горячая парламентская осень
Стартующая осенняя сессия Федерального Собрания, судя по первым признакам, будет весьма напряженной
Совет Федерации свое первое после летних каникул пленарное заседание планирует провести 1 октября, Государственная Дума — 16 сентября. Впрочем, и сенаторы, и депутаты официально приступили к своей работе уже в последней неделе августа. Хотя можно сказать, что нынешним летом большую часть прошедшего отпуска им довелось совмещать с исполнением прямых парламентских обязанностей. К тому побуждали поток беженцев из Юго-Востока Украины и введение взаимных санкций, что многие аналитики воспринимают началом торговой войны между Западом и Россией. Ряд политологов обсуждают фактическое начало нового витка «холодной войны», готовой перейти в «горячую».
Особое внимание в новом политическом сезоне приковано к предстоящим 14 сентября региональным выборам, которые приобрели федеральный размах. Не случайно их уже назвали генеральной репетицией выборов в Госдуму-2016. Такую важность они приобрели хотя бы потому, что победившие в единый день голосования партии фактически выигрывают право на участие в федеральных парламентских выборах без дополнительных барьеров.
Россиянам предстоит выбрать 30 губернаторов, 680 депутатов в 14 областных законодательных органов, трех мэров региональных столиц — Благовещенска, Южно-Сахалинска, Анадыря — и более 41 тысячи депутатов городских советов и муниципалитетов. Волеизъявление народа охватит около 50 миллионов избирателей 84 из 85 российских регионов. В избирательной кампании участвуют 63 партии. «Это абсолютный рекорд», — говорит зампредседателя ЦИК Леонид Ивлев, уточняя, что в систему ГАС «Выборы» занесены сведения о 111 тысячах кандидатов. Впервые после вхождения в состав России участвует в них Крым. В Госсовет республики будут избраны 75 депутатов, из них 25 — по одномандатным округам. В Законодательное собрание Севастополя изберут 24 парламентариев. И там, и там конкурс на одно место в среднем составляет 10 — 12 человек.
Еще один рекорд — количество глав регионов, избираемых в один день. За губернаторские посты борются 138 кандидатов, которым удалось пройти «муниципальный фильтр». Всего же претендовали 207 человек. В ряде регионов возникли скандальные ситуации, предопределившие законодательные инициативы, уже внесенные на рассмотрение Госдумы. Так, депутат фракции ЛДПР Маргарита Свергунова предлагает снять на губернаторских выборах пресловутый «муниципальный фильтр» хотя бы для выдвиженцев парламентских партий. Уже второй год в бюллетень претендентов на пост главы региона вносятся только те, кто соберет в свою поддержку от 5 до 10 процентов подписей имеющихся в регионе депутатов местного самоуправления. Этот фильтр в равной мере предусмотрен для кандидатов как парламентских, так и не парламентских партий.
Вторые обязаны собирать в свою поддержку еще и подписи простых граждан.
«Муниципальный фильтр» нарушает конституционные права граждан, — считает автор законопроекта. — Парламентские партии подтверждают поддержку граждан тем, что имеют свои фракции в федеральном или региональном парламенте. Кандидат от непарламентских партий или самовыдвиженец в любом случае обязан собирать подписи простых граждан. И если он заручился поддержкой избирателей, то с какой стати должен получать дополнительное разрешение у депутатов?!» К тому же муниципальный депутат, уточняет она, вправе поддержать только одного кандидата, чем вполне успешно пользуются региональные администрации, избавляя своего действующего губернатора от реальных конкурентов на выборах.
Жертвой такой ситуации стала, например, на выборах в Санкт-Петербурге потенциально сильный соперник действующего руководителя Северной столицы депутат Госдумы Оксана Дмитриева. Систему «муниципального фильтра» подвергли критике и коммунисты. «Она себя не оправдала, — отметил в комментарии для «РФ сегодня» депутат фракции КПРФ Сергей Обухов. — Это инструмент ручного управления и отсеивания неугодных кандидатов. Мы будем настаивать на его отмене. Это же нонсенс, когда парламентская партия может выдвинуть кандидата в президенты, а кандидата в губернаторы не может».
Совпали позиции двух партий и по единому дню голосования. Законопроект либерал-демократов предлагает внести поправки в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и перенести выборы со второго воскресенья сентября на последнее воскресенье марта. «Избирательная кампания осенних выборов приходится на летний период. Однако в это время большинство избирателей находится в отпусках, в том числе за пределами своего региона. Люди просто не могут объективно оценить предвыборную программу той или иной партии и сделать сознательный выбор», — приводит аргументы в пользу документа один из его авторов, председатель Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов.
Руководитель думской фракции КПРФ Геннадий Зюганов также полагает, что единый день голосования необходимо проводить в октябре или марте. Кроме того, он не доволен восстановлением системы досрочного голосования. Лидер коммунистов напомнил о дополнительных выборах, которые прошли в Краснодаре и подмосковных Луховицах, где досрочно проголосовали соответственно 20 и 5 процентов избирателей. И подчеркнул: «Это профанация. Украденные голоса — это ворованные полномочия, а полномочия — это распределение бюджетных финансов…»
Госдума за половину своего нынешнего срока приняла 86 законов, изменяющих правила выборов. Не станет исключением, видимо, и нынешняя сессия. Напомним, выборы в Думу следующего созыва будут проходить по смешанной системе: 50 процентов депутатов будут избираться по пропорциональной системе, 50 — по одномандатным округам. И здесь еще предстоит кропотливая работа, чтобы они действительно стали по-настоящему конкурентными и общенародными.
Традиционно осенью депутаты приступают к работе над законом о бюджете страны на следующий год. Правда, как отмечают многие парламентарии, уже весной Госдума начинает активно вносить поправки в этот недавно принятый документ. Связано это с тем, как подчеркивает Счетная палата РФ, что Российское правительство не научилось давать точные прогнозы социально-экономического развития страны. Кабинет министров же оправдывается тем, что бюджет сильно зависит от цены на нефть, а ее точно предсказать невозможно.
Подготовленные Минфином РФ «Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусматривают сохранение роста расходов на оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Вместе с социальными расходами они составляют более двух третей всех бюджетных трат. Расходы на поддержку национальной экономики снижаются. Показатели дефицита бюджета-2015 Минфин улучшил более чем вдвое — с 1 процента ВВП по первоначальным планам до 0,4 по последним проектировкам. Возможные торговые санкции и нарушение экспортных поставок газа через Украину в бюджетные расчеты пока не закладывались — решать их ведомство предложило по мере наступления рисков.
Прогнозы социально-экономического развития страны на три последующих года, подготовленные Минэкономразвития РФ, развеяли надежды на ускоренный рост экономики в 2015 году. В соответствии с ними в следующем году ВВП вырастет на один процент вместо двух, как планировалось. Но и его, считает эксперт Центра развития ВШЭ Николай Кондрашов, мы можем не получить, так как в нынешних условиях многие инвесторы потеряют интерес к России. Инфляция увеличится на 6,5 процента — прогнозировалось 5,5. Впрочем, по мнению аналитиков, она может легко достичь и 8 процентов. Нефть, нефтепродукты и газ — основные доходные статьи бюджета — будут не только дешеветь, но и сокращаться в объемах экспортных поставок. Так, средняя цена российского газа, отправляемого в дальнее зарубежье, по прогнозам Минэкономразвития, в ближайшие три года снизится примерно на 28 процентов — с 387 до 302 долларов за тысячу кубометров. Это в свою очередь приведет к значительному сокращению выручки «Газпрома».
Подобная ситуация предвидится и с добычей нефти. При оптимистичном варианте цена за баррель «черного золота» прогнозируется на уровне 100 долларов. По мнению же директора Департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина РФ Максима Орешкина, она в связи с возвращением на рынок Ливии стабилизируется в диапазоне 90-95 долларов. Ценовая разница в 1 доллар за баррель нефти, уточняет чиновник, дает примерно 70 миллиардов рублей. Кроме того, при цене на нефть в 90-95 долларов за баррель возможно ослабление рубля. Его курс к доллару в следующем году, как прогнозируется, составит 37 рублей. Однако это случилось много раньше — уже 29 августа был превышен исторический максимум в 37 рублей за доллар, показанный в марте этого года. Реальный рост доходов населения в 2015 году, по прогнозам ведомства, снизится с 1,3 до 0,4 процента…
Словом, куда ни кинь — всюду клин. В этих условиях Минфин предлагает существенно подправить налоговое законодательство: ввести налог с продаж, поднять ставки налога на дивиденды физических лиц и акциза на сигареты, ограничить возврат НДС, обложить экспорт газа в Турцию по «Голубому потоку». Законопроект, дополняющий Налоговый кодекс главой «Налог с продаж», уже готов. В соответствии с ним с 1 января 2015 года в Россию может вернуться 3-процентный налог с продаж в регионах, отмененный 10 лет назад. Он позволит вдвое уменьшить дефицит региональных бюджетов через три года после его введения. Помимо налога с продаж обсуждается также отмена федеральных налоговых льгот.
С 2016 года может быть отменен «зарплатный порог» — 52 тысячи рублей в месяц, свыше которого работодатели не платят взнос (5,1 процента) в ФОМС. Кроме того, обсуждается повышение с 2019 года ставки налога НДС с 18 до 20 процентов и НДФЛ — с 13 до 15 процентов. Впрочем, налог на добавленную стоимость может вырасти уже в следующем году на 2 процента. Варианты обсуждаются. В любом случае НДС — один из главных источников пополнения бюджета: в этом году он должен принести 3,7 триллиона рублей, в следующем — 4,2 триллиона. Как подсчитали аналитики, дополнительные доходы от его повышения на 2 процента в следующем году могут составить полтриллиона рублей.
Со следующего года может вырасти втрое налог на недвижимость физических лиц. По соответствующему законопроекту, уже внесенному в Госдуму, налог на имущество планируется заменить налогом на недвижимость. Если сейчас налог начисляется по инвентаризационной, балансовой стоимости помещений и зданий, то по новой системе будет рассчитываться на основе кадастровой стоимости, более приближенной к реальной рыночной стоимости объекта. Тем самым с 2015 года налогом по кадастровой стоимости будут облагаться как земельные участки, так и недвижимость. И владельцам роскошной недвижимости стоимостью более 300 миллионов рублей придется заплатить налог до 2 процентов от кадастровой стоимости объекта.
ОНФ предлагает иной подход: взимать деньги в зависимости от метража и по прогрессивной шкале. Сопредседатель его центрального штаба, секретарь Общественной палаты Александр Бречалов считает, что жилье площадью от 500 кв. метров — это уже роскошь и должно облагаться по более высокой ставке, чем обычная квартира. Налог, по мнению политика, должен увеличиваться по мере возрастания «квадратов». Депутатам в осеннюю сессию предстоит выбирать из двух подходов к налогообложению роскошного жилья.
В соответствии с проектом поправок Минфина в Налоговый кодекс, россиянам придется платить в три раза больше и за воду. Уже в 2015 году ставка водного налога может быть увеличена на 28,5 процента, с 70 рублей за тысячу кубометров до 90. А уже в 2019 году она, по замыслам министров, будет равняться 237 рублям. Существенно вырастут к тому времени платежи за пользование водными ресурсами и для предприятий — в 3,4 раза по сравнению с ныне действующим уровнем.
В центре пристального внимания парламентариев будет и пенсионная система, которую преждевременно постигла очередная реформа. Принятое Правительством РФ в рекордные сроки (примерно за две недели, причем решающим стало мнение премьера Дмитрия Медведева) решение о «заморозке» пенсионных накоплений граждан за 2015 год вызвало в обществе шок. Зато федеральный бюджет России, считает министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, сэкономит 280 миллиардов рублей. Суммарно НПФ не будет передано около 600 миллиардов — с учетом замороженных 240 миллиардов рублей в 2014 году и 110 миллиардов, не полученных за вторую половину 2013 года.
Так или иначе, и чиновники, и парламентарии принялись оперативно исправлять ситуацию. В Минтруде, сообщил его руководитель, готовится пакет законопроектов о добровольной накопительной системе и проекты решений, стимулирующие переход к ней. Председатель Комитета СФ по социальной политике Валерий Рязанский, говоря о новом законе, уточнил: «Отчисления, которые уже поступили на накопительные счета, никуда не делись, они находятся на персонализированных пенсионных счетах в распоряжении негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний. Их невозможно сейчас расходовать». По его словам, пенсионные фонды и компании смогут начать работу по использованию этих средств и вложений после прохождения процедур, связанных с аккредитацией, акционированием и созданием системы государственных гарантий. Глава Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев поднял из архивов поправки, отвергнутые в прошедшую весеннюю сессию финансово-экономическим блоком правительства, и оформил их в новый законопроект. Первая поправка предлагает наряду с существующим максимальным размером взноса, который взимается с работодателей в Пенсионный фонд, установить минимальный размер взноса. Вторая разрешает материнский капитал направлять как на накопительную, так и на страховую часть пенсии. Третья поднимает вопрос о целесообразности участия в накопительной системе работников предприятий, за которых взносы платятся в льготном режиме.
Законодатели готовят и новое наступление на коррупцию. Осенью могут отменить штрафы для взяточников, вернув им реальные уголовные сроки. Напомним, система «кратных штрафов» была введена весной 2011 года. Новый порядок дал судам право выбора: штрафовать коррупционеров или приговаривать к тюремному заключению. В начале февраля нынешнего года председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев заявил, что по административным делам суды чаще всего назначают наказание в виде штрафов. Их общий объем составил 25 миллиардов рублей. Однако большая часть — 21,5 миллиарда — так и не была выплачена. Руководитель межфракционной депутатской группы по взаимодействию институтов гражданского общества с правоохранительными органами и спецслужбами Михаил Старшинов из фракции «Единая Россия» считает, что замена реальных тюремных сроков штрафами была ошибкой: «Что толку от того, что мы оштрафуем человека на миллиард, а он будет всю жизнь выплачивать по 500 рублей в месяц? Я отнюдь не сторонник «закручивания гаек», но здесь нужен взвешенный подход».
Как сообщил зампред Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев, подготовленный вместе с Генпрокуратурой законопроект обязывает родственников осужденных за любое коррупционное нарушение отчитываться об источниках приобретения имущества. И конфисковать его, если будет доказано, что оно получено незаконным путем. Депутат фракции «Справедливая Россия» Олег Михеев внес на рассмотрение палаты законопроект, который предлагает лишать чиновников-коррупционеров права на пенсию по выслуге лет. А также предусматривает запрет на государственную и муниципальную службу для людей, судимых за «преступление любой степени тяжести с использованием своих служебных полномочий»…
И это лишь часть проблем, которые парламентариям предстоит законодательно решать в условиях, можно сказать, приближенных к «холодной войне».