Все о пенсиях в России

вчераСенатор Епифанова: Средний размер социальной пенсии составит 15,4 тысячи рублей

19.01.2025Депутат Стенякина: Бюджет готов к дополнительной индексации пенсий россиянам

18.01.2025На выплату пенсий жителям новых регионов выделят более 6 млрд рублей

Горячая парламентская осень

Стартующая осенняя сессия Федерального Собрания, судя по первым признакам, будет весьма напряженной

06.09.2014 15:56

Горячая парламентская осень
, автор: Юрий Инякин

Совет Федерации свое первое после летних каникул пленарное заседание планирует провести 1 октя­бря, Государственная Дума — 16 сентября. Впро­чем, и сенаторы, и депутаты официально присту­пили к своей работе уже в последней неделе августа. Хотя можно сказать, что нынешним летом большую часть про­шедшего отпуска им довелось совмещать с исполнением прямых парламентских обязанностей. К тому побуждали поток беженцев из Юго-Востока Украины и введение вза­имных санкций, что многие аналитики воспринимают на­чалом торговой войны между Западом и Россией. Ряд по­литологов обсуждают фактическое начало нового витка «холодной войны», готовой перейти в «горячую».

Особое внимание в новом политическом сезоне прикова­но к предстоящим 14 сентября региональным выборам, ко­торые приобрели федеральный размах. Не случайно их уже назвали генеральной репетицией выборов в Госдуму-2016. Такую важность они приобрели хо­тя бы потому, что победившие в единый день голосования партии фактически выигрывают право на участие в федеральных парламент­ских выборах без дополнительных барьеров.

Россиянам предстоит выбрать 30 губернаторов, 680 депутатов в 14 об­ластных законодательных органов, трех мэров региональных столиц — Благовещенска, Южно-Сахалинска, Анадыря — и более 41 тысячи депу­татов городских советов и муници­палитетов. Волеизъявление народа охватит около 50 миллионов избира­телей 84 из 85 российских регионов. В избирательной кампании участвуют 63 партии. «Это аб­солютный рекорд», — говорит зампредседателя ЦИК Леонид Ивлев, уточняя, что в систему ГАС «Выборы» занесены све­дения о 111 тысячах кандидатов. Впервые после вхождения в состав России участвует в них Крым. В Госсовет респу­блики будут избраны 75 депутатов, из них 25 — по одноман­датным округам. В Законодательное собрание Севастополя изберут 24 парламентариев. И там, и там конкурс на одно место в среднем составляет 10 — 12 человек.

Еще один рекорд — количество глав регионов, избира­емых в один день. За губернаторские посты борются 138 кандидатов, которым удалось пройти «муниципальный фильтр». Всего же претендовали 207 человек. В ряде реги­онов возникли скандальные ситуации, предопределившие законодательные инициативы, уже внесенные на рассмо­трение Госдумы. Так, депутат фракции ЛДПР Маргарита Свергунова предлагает снять на губернаторских выборах пресловутый «муниципальный фильтр» хотя бы для выдви­женцев парламентских партий. Уже второй год в бюллетень претендентов на пост главы региона вносятся только те, кто соберет в свою поддержку от 5 до 10 процентов подпи­сей имеющихся в регионе депутатов местного самоуправ­ления. Этот фильтр в равной мере предусмотрен для канди­датов как парламентских, так и не парламентских партий.

Вторые обязаны собирать в свою поддержку еще и подписи простых граждан.

«Муниципальный фильтр» нарушает конституционные права граждан, — считает автор законопроекта. — Парла­ментские партии подтверждают поддержку граждан тем, что имеют свои фракции в федеральном или региональном парламенте. Кандидат от непарламентских партий или са­мовыдвиженец в любом случае обязан собирать подписи простых граждан. И если он заручился поддержкой изби­рателей, то с какой стати должен получать дополнитель­ное разрешение у депутатов?!» К тому же муниципальный депутат, уточняет она, вправе поддержать только одного кандидата, чем вполне успешно пользуются региональные администрации, избавляя своего действующего губернато­ра от реальных конкурентов на выборах.

Жертвой такой ситуации стала, например, на выборах в Санкт-Петербурге потенциально сильный соперник дей­ствующего руководителя Северной столицы депутат Госдумы Оксана Дмитриева. Систему «муниципаль­ного фильтра» подвергли критике и коммунисты. «Она себя не оправ­дала, — отметил в комментарии для «РФ сегодня» депутат фракции КПРФ Сергей Обухов. — Это инструмент ручного управления и отсеивания неугодных кандидатов. Мы будем настаивать на его отмене. Это же нонсенс, когда парламентская пар­тия может выдвинуть кандидата в президенты, а кандидата в губерна­торы не может».

Совпали позиции двух партий и по единому дню голосования. Зако­нопроект либерал-демократов предлагает внести поправки в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и пра­ва на участие в референдуме граждан Российской Федера­ции» и перенести выборы со второго воскресенья сентября на последнее воскресенье марта. «Избирательная кампания осенних выборов приходится на летний период. Однако в это время большинство избирателей находится в отпусках, в том числе за пределами своего региона. Люди просто не могут объективно оценить предвыборную программу той или иной партии и сделать сознательный выбор», — при­водит аргументы в пользу документа один из его авторов, председатель Комитета ГД по делам общественных объеди­нений и религиозных организаций Ярослав Нилов.

Руководитель думской фракции КПРФ Геннадий Зюганов также полагает, что единый день голосования необходимо проводить в октябре или марте. Кроме того, он не доволен восстановлением системы досрочного голосования. Лидер коммунистов напомнил о дополнительных выборах, кото­рые прошли в Краснодаре и подмосковных Луховицах, где досрочно проголосовали соответственно 20 и 5 процентов избирателей. И подчеркнул: «Это профанация. Украденные голоса — это ворованные полномочия, а полномочия — это распределение бюджетных финансов…»

Госдума за половину своего нынешнего срока приняла 86 законов, изменяющих правила выборов. Не станет ис­ключением, видимо, и нынешняя сессия. Напомним, выбо­ры в Думу следующего созыва будут проходить по смешан­ной системе: 50 процентов депутатов будут избираться по пропорциональной системе, 50 — по одномандатным окру­гам. И здесь еще предстоит кропотливая работа, чтобы они действительно стали по-настоящему конкурентными и общенародными.

Традиционно осенью депутаты приступают к работе над законом о бюджете страны на следующий год. Правда, как отмечают многие парламентарии, уже весной Госдума на­чинает активно вносить поправки в этот недавно приня­тый документ. Связано это с тем, как подчеркивает Счет­ная палата РФ, что Российское правительство не научилось давать точные прогнозы социально-экономического раз­вития страны. Кабинет министров же оправдывается тем, что бюджет сильно зависит от цены на нефть, а ее точно предсказать невозможно.

Подготовленные Минфином РФ «Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусма­тривают сохранение роста расходов на оборону, национальную безопас­ность и правоохранительную дея­тельность. Вместе с социальными расходами они составляют более двух третей всех бюджетных трат. Расходы на поддержку национальной экономики снижаются. Показатели дефицита бюджета-2015 Минфин улучшил более чем вдвое — с 1 про­цента ВВП по первоначальным пла­нам до 0,4 по последним проектиров­кам. Возможные торговые санкции и нарушение экспортных поставок газа через Украину в бюджетные расчеты пока не закладывались — решать их ведомство предложило по мере наступления рисков.

Прогнозы социально-экономического развития страны на три последующих года, подготовленные Минэкономраз­вития РФ, развеяли надежды на ускоренный рост экономи­ки в 2015 году. В соответствии с ними в следующем году ВВП вырастет на один процент вместо двух, как планиро­валось. Но и его, считает эксперт Центра развития ВШЭ Николай Кондрашов, мы можем не получить, так как в нынешних условиях многие инвесторы потеряют интерес к России. Инфляция увеличится на 6,5 процента — прогно­зировалось 5,5. Впрочем, по мнению аналитиков, она мо­жет легко достичь и 8 процентов. Нефть, нефтепродукты и газ — основные доходные статьи бюджета — будут не только дешеветь, но и сокращаться в объемах экспортных поставок. Так, средняя цена российского газа, отправляемо­го в дальнее зарубежье, по прогнозам Минэкономразвития, в ближайшие три года снизится примерно на 28 процентов — с 387 до 302 долларов за тысячу кубометров. Это в свою очередь приведет к значительному сокращению выручки «Газпрома».

Подобная ситуация предвидится и с добычей нефти. При оптимистичном варианте цена за баррель «черного золота» прогнозируется на уровне 100 долларов. По мнению же ди­ректора Департамента долгосрочного стратегического пла­нирования Минфина РФ Максима Орешкина, она в связи с возвращением на рынок Ливии стабилизируется в диа­пазоне 90-95 долларов. Ценовая разница в 1 доллар за бар­рель нефти, уточняет чиновник, дает примерно 70 милли­ардов рублей. Кроме того, при цене на нефть в 90-95 дол­ларов за баррель возможно ослабление рубля. Его курс к доллару в следующем году, как прогнозируется, составит 37 рублей. Однако это случилось много раньше — уже 29 августа был превышен исторический максимум в 37 рублей за доллар, показанный в марте этого года. Реальный рост доходов населения в 2015 году, по прогнозам ведомства, снизится с 1,3 до 0,4 процента…

Словом, куда ни кинь — всюду клин. В этих условиях Минфин предлагает существенно подправить налоговое законодатель­ство: ввести налог с продаж, поднять ставки налога на дивиденды физи­ческих лиц и акциза на сигареты, ограничить возврат НДС, обложить экспорт газа в Турцию по «Голубому потоку». Законопроект, дополняю­щий Налоговый кодекс главой «Налог с продаж», уже готов. В соответствии с ним с 1 января 2015 года в Россию может вернуться 3-процентный на­лог с продаж в регионах, отменен­ный 10 лет назад. Он позволит вдвое уменьшить дефицит региональных бюджетов через три года после его введения. Помимо налога с продаж обсуждается также отмена феде­ральных налоговых льгот.

С 2016 года может быть отменен «зарплатный порог» — 52 тысячи рублей в месяц, свыше которого работодатели не платят взнос (5,1 процента) в ФОМС. Кроме того, обсуждается по­вышение с 2019 года ставки налога НДС с 18 до 20 про­центов и НДФЛ — с 13 до 15 процентов. Впрочем, налог на добавленную стоимость может вырасти уже в следующем году на 2 процента. Варианты обсуждаются. В любом слу­чае НДС — один из главных источников пополнения бюдже­та: в этом году он должен принести 3,7 триллиона рублей, в следующем — 4,2 триллиона. Как подсчитали аналитики, дополнительные доходы от его повышения на 2 процента в следующем году могут составить полтриллиона рублей.

Со следующего года может вырасти втрое налог на не­движимость физических лиц. По соответствующему зако­нопроекту, уже внесенному в Госдуму, налог на имущество планируется заменить налогом на недвижимость. Если сей­час налог начисляется по инвентаризационной, балансовой стоимости помещений и зданий, то по новой системе будет рассчитываться на основе кадастровой стоимости, более приближенной к реальной рыночной стоимости объекта. Тем самым с 2015 года налогом по кадастровой стоимости будут облагаться как земельные участки, так и недвижи­мость. И владельцам роскошной недвижимости стоимостью более 300 миллионов рублей придется заплатить налог до 2 процентов от кадастровой стоимости объекта.

ОНФ предлагает иной подход: взимать деньги в зави­симости от метража и по прогрессивной шкале. Сопред­седатель его центрального штаба, секретарь Общественной палаты Александр Бречалов считает, что жилье площадью от 500 кв. метров — это уже роскошь и должно облагаться по более высокой ставке, чем обычная квартира. Налог, по мнению политика, должен увеличиваться по мере возрас­тания «квадратов». Депутатам в осеннюю сессию предстоит выбирать из двух подходов к налогообложению роскошно­го жилья.

В соответствии с проектом поправок Минфина в Налого­вый кодекс, россиянам придется платить в три раза больше и за воду. Уже в 2015 году ставка водного налога может быть увеличена на 28,5 процента, с 70 рублей за тысячу кубометров до 90. А уже в 2019 году она, по замыслам министров, будет равняться 237 рублям. Существенно вырастут к тому времени платежи за пользование водными ресурса­ми и для предприятий — в 3,4 раза по сравнению с ныне действующим уровнем.

В центре пристального внимания парламентариев будет и пенсионная система, которую преждевременно постигла очередная реформа. При­нятое Правительством РФ в рекорд­ные сроки (примерно за две недели, причем решающим стало мнение премьера Дмитрия Медведева) ре­шение о «заморозке» пенсионных накоплений граждан за 2015 год вызвало в обществе шок. Зато федеральный бюджет России, считает министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, сэкономит 280 миллиардов рублей. Суммарно НПФ не будет передано око­ло 600 миллиардов — с учетом замороженных 240 миллиар­дов рублей в 2014 году и 110 миллиардов, не полученных за вторую половину 2013 года.

Так или иначе, и чиновники, и парламентарии приня­лись оперативно исправлять ситуацию. В Минтруде, сооб­щил его руководитель, готовится пакет законопроектов о добровольной накопительной системе и проекты решений, стимулирующие переход к ней. Председатель Комитета СФ по социальной политике Валерий Рязанский, говоря о но­вом законе, уточнил: «Отчисления, которые уже поступили на накопительные счета, никуда не делись, они находятся на персонализированных пенсионных счетах в распоря­жении негосударственных пенсионных фондов и управля­ющих компаний. Их невозможно сейчас расходовать». По его словам, пенсионные фонды и компании смогут начать работу по использованию этих средств и вложений после прохождения процедур, связанных с аккредитацией, акци­онированием и созданием системы государственных гаран­тий. Глава Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев поднял из архивов поправ­ки, отвергнутые в прошедшую весеннюю сессию финансо­во-экономическим блоком правительства, и оформил их в новый законопроект. Первая поправка предлагает наряду с существующим максимальным размером взноса, который взимается с работодателей в Пенсионный фонд, установить минимальный размер взноса. Вторая разрешает материн­ский капитал направлять как на накопительную, так и на страховую часть пенсии. Третья поднимает вопрос о целе­сообразности участия в накопительной системе работни­ков предприятий, за которых взносы платятся в льготном режиме.

Законодатели готовят и новое наступление на корруп­цию. Осенью могут отменить штрафы для взяточников, вернув им реальные уголовные сроки. Напомним, система «кратных штрафов» была введена весной 2011 года. Новый порядок дал судам право выбора: штрафовать коррупци­онеров или приговаривать к тюремному заключению. В начале февраля нынешнего года председатель Верховного суда Вя­чеслав Лебедев заявил, что по ад­министративным делам суды чаще всего назначают наказание в виде штрафов. Их общий объем составил 25 миллиардов рублей. Однако боль­шая часть — 21,5 миллиарда — так и не была выплачена. Руководитель межфракционной депутатской груп­пы по взаимодействию институтов гражданского общества с правоохра­нительными органами и спецслужба­ми Михаил Старшинов из фракции «Единая Россия» считает, что замена реальных тюремных сроков штра­фами была ошибкой: «Что толку от того, что мы оштрафуем человека на миллиард, а он будет всю жизнь выплачивать по 500 рублей в месяц? Я отнюдь не сторонник «закручивания гаек», но здесь нужен взвешен­ный подход».

Как сообщил зампред Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев, подготовлен­ный вместе с Генпрокуратурой законопроект обязывает родственников осужденных за любое коррупционное на­рушение отчитываться об источниках приобретения иму­щества. И конфисковать его, если будет доказано, что оно получено незаконным путем. Депутат фракции «Справед­ливая Россия» Олег Михеев внес на рассмотрение палаты законопроект, который предлагает лишать чиновников-коррупционеров права на пенсию по выслуге лет. А так­же предусматривает запрет на государственную и муни­ципальную службу для людей, судимых за «преступление любой степени тяжести с использованием своих служебных полномочий»…

И это лишь часть проблем, которые парламентариям предстоит законодательно решать в условиях, можно сказать, приближенных к «холодной войне».

Читайте нас в Дзен
Просмотров 5426