Все о пенсиях в России

два дня назадПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Горячая парламентская осень

Стартующая осенняя сессия Федерального Собрания, судя по первым признакам, будет весьма напряженной

06.09.2014 15:56

Горячая парламентская осень
, автор: Юрий Инякин

Совет Федерации свое первое после летних каникул пленарное заседание планирует провести 1 октя­бря, Государственная Дума — 16 сентября. Впро­чем, и сенаторы, и депутаты официально присту­пили к своей работе уже в последней неделе августа. Хотя можно сказать, что нынешним летом большую часть про­шедшего отпуска им довелось совмещать с исполнением прямых парламентских обязанностей. К тому побуждали поток беженцев из Юго-Востока Украины и введение вза­имных санкций, что многие аналитики воспринимают на­чалом торговой войны между Западом и Россией. Ряд по­литологов обсуждают фактическое начало нового витка «холодной войны», готовой перейти в «горячую».

Особое внимание в новом политическом сезоне прикова­но к предстоящим 14 сентября региональным выборам, ко­торые приобрели федеральный размах. Не случайно их уже назвали генеральной репетицией выборов в Госдуму-2016. Такую важность они приобрели хо­тя бы потому, что победившие в единый день голосования партии фактически выигрывают право на участие в федеральных парламент­ских выборах без дополнительных барьеров.

Россиянам предстоит выбрать 30 губернаторов, 680 депутатов в 14 об­ластных законодательных органов, трех мэров региональных столиц — Благовещенска, Южно-Сахалинска, Анадыря — и более 41 тысячи депу­татов городских советов и муници­палитетов. Волеизъявление народа охватит около 50 миллионов избира­телей 84 из 85 российских регионов. В избирательной кампании участвуют 63 партии. «Это аб­солютный рекорд», — говорит зампредседателя ЦИК Леонид Ивлев, уточняя, что в систему ГАС «Выборы» занесены све­дения о 111 тысячах кандидатов. Впервые после вхождения в состав России участвует в них Крым. В Госсовет респу­блики будут избраны 75 депутатов, из них 25 — по одноман­датным округам. В Законодательное собрание Севастополя изберут 24 парламентариев. И там, и там конкурс на одно место в среднем составляет 10 — 12 человек.

Еще один рекорд — количество глав регионов, избира­емых в один день. За губернаторские посты борются 138 кандидатов, которым удалось пройти «муниципальный фильтр». Всего же претендовали 207 человек. В ряде реги­онов возникли скандальные ситуации, предопределившие законодательные инициативы, уже внесенные на рассмо­трение Госдумы. Так, депутат фракции ЛДПР Маргарита Свергунова предлагает снять на губернаторских выборах пресловутый «муниципальный фильтр» хотя бы для выдви­женцев парламентских партий. Уже второй год в бюллетень претендентов на пост главы региона вносятся только те, кто соберет в свою поддержку от 5 до 10 процентов подпи­сей имеющихся в регионе депутатов местного самоуправ­ления. Этот фильтр в равной мере предусмотрен для канди­датов как парламентских, так и не парламентских партий.

Вторые обязаны собирать в свою поддержку еще и подписи простых граждан.

«Муниципальный фильтр» нарушает конституционные права граждан, — считает автор законопроекта. — Парла­ментские партии подтверждают поддержку граждан тем, что имеют свои фракции в федеральном или региональном парламенте. Кандидат от непарламентских партий или са­мовыдвиженец в любом случае обязан собирать подписи простых граждан. И если он заручился поддержкой изби­рателей, то с какой стати должен получать дополнитель­ное разрешение у депутатов?!» К тому же муниципальный депутат, уточняет она, вправе поддержать только одного кандидата, чем вполне успешно пользуются региональные администрации, избавляя своего действующего губернато­ра от реальных конкурентов на выборах.

Жертвой такой ситуации стала, например, на выборах в Санкт-Петербурге потенциально сильный соперник дей­ствующего руководителя Северной столицы депутат Госдумы Оксана Дмитриева. Систему «муниципаль­ного фильтра» подвергли критике и коммунисты. «Она себя не оправ­дала, — отметил в комментарии для «РФ сегодня» депутат фракции КПРФ Сергей Обухов. — Это инструмент ручного управления и отсеивания неугодных кандидатов. Мы будем настаивать на его отмене. Это же нонсенс, когда парламентская пар­тия может выдвинуть кандидата в президенты, а кандидата в губерна­торы не может».

Совпали позиции двух партий и по единому дню голосования. Зако­нопроект либерал-демократов предлагает внести поправки в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и пра­ва на участие в референдуме граждан Российской Федера­ции» и перенести выборы со второго воскресенья сентября на последнее воскресенье марта. «Избирательная кампания осенних выборов приходится на летний период. Однако в это время большинство избирателей находится в отпусках, в том числе за пределами своего региона. Люди просто не могут объективно оценить предвыборную программу той или иной партии и сделать сознательный выбор», — при­водит аргументы в пользу документа один из его авторов, председатель Комитета ГД по делам общественных объеди­нений и религиозных организаций Ярослав Нилов.

Руководитель думской фракции КПРФ Геннадий Зюганов также полагает, что единый день голосования необходимо проводить в октябре или марте. Кроме того, он не доволен восстановлением системы досрочного голосования. Лидер коммунистов напомнил о дополнительных выборах, кото­рые прошли в Краснодаре и подмосковных Луховицах, где досрочно проголосовали соответственно 20 и 5 процентов избирателей. И подчеркнул: «Это профанация. Украденные голоса — это ворованные полномочия, а полномочия — это распределение бюджетных финансов…»

Госдума за половину своего нынешнего срока приняла 86 законов, изменяющих правила выборов. Не станет ис­ключением, видимо, и нынешняя сессия. Напомним, выбо­ры в Думу следующего созыва будут проходить по смешан­ной системе: 50 процентов депутатов будут избираться по пропорциональной системе, 50 — по одномандатным окру­гам. И здесь еще предстоит кропотливая работа, чтобы они действительно стали по-настоящему конкурентными и общенародными.

Традиционно осенью депутаты приступают к работе над законом о бюджете страны на следующий год. Правда, как отмечают многие парламентарии, уже весной Госдума на­чинает активно вносить поправки в этот недавно приня­тый документ. Связано это с тем, как подчеркивает Счет­ная палата РФ, что Российское правительство не научилось давать точные прогнозы социально-экономического раз­вития страны. Кабинет министров же оправдывается тем, что бюджет сильно зависит от цены на нефть, а ее точно предсказать невозможно.

Подготовленные Минфином РФ «Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусма­тривают сохранение роста расходов на оборону, национальную безопас­ность и правоохранительную дея­тельность. Вместе с социальными расходами они составляют более двух третей всех бюджетных трат. Расходы на поддержку национальной экономики снижаются. Показатели дефицита бюджета-2015 Минфин улучшил более чем вдвое — с 1 про­цента ВВП по первоначальным пла­нам до 0,4 по последним проектиров­кам. Возможные торговые санкции и нарушение экспортных поставок газа через Украину в бюджетные расчеты пока не закладывались — решать их ведомство предложило по мере наступления рисков.

Прогнозы социально-экономического развития страны на три последующих года, подготовленные Минэкономраз­вития РФ, развеяли надежды на ускоренный рост экономи­ки в 2015 году. В соответствии с ними в следующем году ВВП вырастет на один процент вместо двух, как планиро­валось. Но и его, считает эксперт Центра развития ВШЭ Николай Кондрашов, мы можем не получить, так как в нынешних условиях многие инвесторы потеряют интерес к России. Инфляция увеличится на 6,5 процента — прогно­зировалось 5,5. Впрочем, по мнению аналитиков, она мо­жет легко достичь и 8 процентов. Нефть, нефтепродукты и газ — основные доходные статьи бюджета — будут не только дешеветь, но и сокращаться в объемах экспортных поставок. Так, средняя цена российского газа, отправляемо­го в дальнее зарубежье, по прогнозам Минэкономразвития, в ближайшие три года снизится примерно на 28 процентов — с 387 до 302 долларов за тысячу кубометров. Это в свою очередь приведет к значительному сокращению выручки «Газпрома».

Подобная ситуация предвидится и с добычей нефти. При оптимистичном варианте цена за баррель «черного золота» прогнозируется на уровне 100 долларов. По мнению же ди­ректора Департамента долгосрочного стратегического пла­нирования Минфина РФ Максима Орешкина, она в связи с возвращением на рынок Ливии стабилизируется в диа­пазоне 90-95 долларов. Ценовая разница в 1 доллар за бар­рель нефти, уточняет чиновник, дает примерно 70 милли­ардов рублей. Кроме того, при цене на нефть в 90-95 дол­ларов за баррель возможно ослабление рубля. Его курс к доллару в следующем году, как прогнозируется, составит 37 рублей. Однако это случилось много раньше — уже 29 августа был превышен исторический максимум в 37 рублей за доллар, показанный в марте этого года. Реальный рост доходов населения в 2015 году, по прогнозам ведомства, снизится с 1,3 до 0,4 процента…

Словом, куда ни кинь — всюду клин. В этих условиях Минфин предлагает существенно подправить налоговое законодатель­ство: ввести налог с продаж, поднять ставки налога на дивиденды физи­ческих лиц и акциза на сигареты, ограничить возврат НДС, обложить экспорт газа в Турцию по «Голубому потоку». Законопроект, дополняю­щий Налоговый кодекс главой «Налог с продаж», уже готов. В соответствии с ним с 1 января 2015 года в Россию может вернуться 3-процентный на­лог с продаж в регионах, отменен­ный 10 лет назад. Он позволит вдвое уменьшить дефицит региональных бюджетов через три года после его введения. Помимо налога с продаж обсуждается также отмена феде­ральных налоговых льгот.

С 2016 года может быть отменен «зарплатный порог» — 52 тысячи рублей в месяц, свыше которого работодатели не платят взнос (5,1 процента) в ФОМС. Кроме того, обсуждается по­вышение с 2019 года ставки налога НДС с 18 до 20 про­центов и НДФЛ — с 13 до 15 процентов. Впрочем, налог на добавленную стоимость может вырасти уже в следующем году на 2 процента. Варианты обсуждаются. В любом слу­чае НДС — один из главных источников пополнения бюдже­та: в этом году он должен принести 3,7 триллиона рублей, в следующем — 4,2 триллиона. Как подсчитали аналитики, дополнительные доходы от его повышения на 2 процента в следующем году могут составить полтриллиона рублей.

Со следующего года может вырасти втрое налог на не­движимость физических лиц. По соответствующему зако­нопроекту, уже внесенному в Госдуму, налог на имущество планируется заменить налогом на недвижимость. Если сей­час налог начисляется по инвентаризационной, балансовой стоимости помещений и зданий, то по новой системе будет рассчитываться на основе кадастровой стоимости, более приближенной к реальной рыночной стоимости объекта. Тем самым с 2015 года налогом по кадастровой стоимости будут облагаться как земельные участки, так и недвижи­мость. И владельцам роскошной недвижимости стоимостью более 300 миллионов рублей придется заплатить налог до 2 процентов от кадастровой стоимости объекта.

ОНФ предлагает иной подход: взимать деньги в зави­симости от метража и по прогрессивной шкале. Сопред­седатель его центрального штаба, секретарь Общественной палаты Александр Бречалов считает, что жилье площадью от 500 кв. метров — это уже роскошь и должно облагаться по более высокой ставке, чем обычная квартира. Налог, по мнению политика, должен увеличиваться по мере возрас­тания «квадратов». Депутатам в осеннюю сессию предстоит выбирать из двух подходов к налогообложению роскошно­го жилья.

В соответствии с проектом поправок Минфина в Налого­вый кодекс, россиянам придется платить в три раза больше и за воду. Уже в 2015 году ставка водного налога может быть увеличена на 28,5 процента, с 70 рублей за тысячу кубометров до 90. А уже в 2019 году она, по замыслам министров, будет равняться 237 рублям. Существенно вырастут к тому времени платежи за пользование водными ресурса­ми и для предприятий — в 3,4 раза по сравнению с ныне действующим уровнем.

В центре пристального внимания парламентариев будет и пенсионная система, которую преждевременно постигла очередная реформа. При­нятое Правительством РФ в рекорд­ные сроки (примерно за две недели, причем решающим стало мнение премьера Дмитрия Медведева) ре­шение о «заморозке» пенсионных накоплений граждан за 2015 год вызвало в обществе шок. Зато федеральный бюджет России, считает министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, сэкономит 280 миллиардов рублей. Суммарно НПФ не будет передано око­ло 600 миллиардов — с учетом замороженных 240 миллиар­дов рублей в 2014 году и 110 миллиардов, не полученных за вторую половину 2013 года.

Так или иначе, и чиновники, и парламентарии приня­лись оперативно исправлять ситуацию. В Минтруде, сооб­щил его руководитель, готовится пакет законопроектов о добровольной накопительной системе и проекты решений, стимулирующие переход к ней. Председатель Комитета СФ по социальной политике Валерий Рязанский, говоря о но­вом законе, уточнил: «Отчисления, которые уже поступили на накопительные счета, никуда не делись, они находятся на персонализированных пенсионных счетах в распоря­жении негосударственных пенсионных фондов и управля­ющих компаний. Их невозможно сейчас расходовать». По его словам, пенсионные фонды и компании смогут начать работу по использованию этих средств и вложений после прохождения процедур, связанных с аккредитацией, акци­онированием и созданием системы государственных гаран­тий. Глава Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев поднял из архивов поправ­ки, отвергнутые в прошедшую весеннюю сессию финансо­во-экономическим блоком правительства, и оформил их в новый законопроект. Первая поправка предлагает наряду с существующим максимальным размером взноса, который взимается с работодателей в Пенсионный фонд, установить минимальный размер взноса. Вторая разрешает материн­ский капитал направлять как на накопительную, так и на страховую часть пенсии. Третья поднимает вопрос о целе­сообразности участия в накопительной системе работни­ков предприятий, за которых взносы платятся в льготном режиме.

Законодатели готовят и новое наступление на корруп­цию. Осенью могут отменить штрафы для взяточников, вернув им реальные уголовные сроки. Напомним, система «кратных штрафов» была введена весной 2011 года. Новый порядок дал судам право выбора: штрафовать коррупци­онеров или приговаривать к тюремному заключению. В начале февраля нынешнего года председатель Верховного суда Вя­чеслав Лебедев заявил, что по ад­министративным делам суды чаще всего назначают наказание в виде штрафов. Их общий объем составил 25 миллиардов рублей. Однако боль­шая часть — 21,5 миллиарда — так и не была выплачена. Руководитель межфракционной депутатской груп­пы по взаимодействию институтов гражданского общества с правоохра­нительными органами и спецслужба­ми Михаил Старшинов из фракции «Единая Россия» считает, что замена реальных тюремных сроков штра­фами была ошибкой: «Что толку от того, что мы оштрафуем человека на миллиард, а он будет всю жизнь выплачивать по 500 рублей в месяц? Я отнюдь не сторонник «закручивания гаек», но здесь нужен взвешен­ный подход».

Как сообщил зампред Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев, подготовлен­ный вместе с Генпрокуратурой законопроект обязывает родственников осужденных за любое коррупционное на­рушение отчитываться об источниках приобретения иму­щества. И конфисковать его, если будет доказано, что оно получено незаконным путем. Депутат фракции «Справед­ливая Россия» Олег Михеев внес на рассмотрение палаты законопроект, который предлагает лишать чиновников-коррупционеров права на пенсию по выслуге лет. А так­же предусматривает запрет на государственную и муни­ципальную службу для людей, судимых за «преступление любой степени тяжести с использованием своих служебных полномочий»…

И это лишь часть проблем, которые парламентариям предстоит законодательно решать в условиях, можно сказать, приближенных к «холодной войне».

Читайте нас в Дзен
Просмотров 5390