Где-то густо, а где-то пусто
Необходима государственная политика в сфере расселения. Иначе под угрозой исчезновения может оказаться значительная часть культурного ландшафта страны
На одном из пленарных заседаний Совета Федерации первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Хакасия Евгений Серебренников обратил внимание коллег на существующие диспропорции в расселении граждан по территории страны. Мы мало знаем о проблемах, возникающих в этой сфере. Но они есть и могут оказаться весьма существенными для России, причем не в столь уже и отдаленной перспективе.
Есть интересные профессиональные исследования, в которых был проведен тщательный анализ современных тенденций в сфере расселения граждан по стране. Выводы весьма тревожны. Из них следует, что возникает некоторая диспропорция между целями устойчивого развития государства, сохранения и обеспечения его национальной безопасности, с одной стороны, и возможностями в реализации этих целей, с другой.
Не хочу быть голословным, поэтому приведу цифры, характеризующие сегодня расселение по территории России. Начнем с того, что общее количество населения за последние восемь лет в целом уменьшилось почти на два с половиной миллиона человек. Вместе с тем, доля населения, проживающего в европейской части, занимающей всего лишь 23 процента территории страны, увеличилась с 72 до 74 процентов. Число россиян, проживающих в азиатской части (а это, кстати, — 77 процентов территории) составляет 26 процентов от всего населения, и эта цифра постоянно уменьшается.
Кроме того, не секрет, что население в основном концентрируется в городах-миллионниках, крупных агломерационных центрах. Пустеет село, количество малых и средних городов уже уменьшилось на 15 процентов. Эти цифры не могут не вызывать тревогу.
Пока мы можем говорить лишь об имеющемся разрыве между поставленными целями и возможностями по их реализации. Разрыв этот только наметился и не представляет катастрофы или неодолимого препятствия. Но с учетом наметившихся тенденций этот разрыв обостряется. А приводит это к тому, что происходит сжатие хозяйственно освоенных, экономически активных и социально обустроенных территорий. И если сегодня не обратить внимание на происходящие процессы, то, по мнению специалистов, это способно привести действительно к катастрофическим последствиям. По их прогнозам, можно ожидать необратимой деградации поселенческой сети, которая охватит в разной степени более 98 процентов территории страны, в первую очередь районы Севера, Сибири и Дальнего Востока, в значительной степени часть приграничных территорий запада европейской части, удаленные и периферийные районы Центральной России. Под угрозой исчезновения может оказаться значительная часть культурного ландшафта страны.
Вот поэтому и необходимо как можно скорее поставить вопрос о разработке и реализации государственной политики и государственной стратегии в этой области, о создании и реализации в стране единой системы расселения. Системы, которая была бы адекватна целям устойчивого развития государства и, конечно же, обеспечивала ее национальную безопасность.
Я понимаю, сделать это будет очень сложно во всех отношениях. Кто-то вообще не воспринимает эти идеи, памятуя известные сталинские решения по расселению, но сложившиеся психологические стереотипы предстоит сломать. Государством сегодня предпринимаются очень серьезные шаги по исправлению сложившейся ситуации — приняты концептуальные, основополагающие программные документы и в области социально-экономического развития страны, и демографической политики, и устойчивого развития села, транспортной системы. Практически по всем направлениям в русле государственных программ развивающие их документы приняты и на региональном уровне. И все они подразумевают, что расселение последует за их реализацией, что с экономическим развитием страны и территории начнут развиваться.
Система расселения должна предусматривать льготы и преференции для переселенцев, уровень заработной платы, пенсии, надбавки и коэффициенты"
Но не стоит сбрасывать со счетов и другое: населенные пункты и образуемые ими системы расселения всех типов — это та материально-пространственная среда, вне которой невозможно социально экономическое развитие современного общества. Как бы мы ни реализовывали принятые программы, мы все равно не подойдем к решению основной проблемы — равномерному размещению населения, которое обеспечивало бы искомое устойчивое социально-экономическое развитие страны в целом и ее национальную безопасность. Отсюда вывод: все программы развития должны нанизываться на разработанную и сформированную единую систему расселения. Она должна стать базой для программ развития, а не наоборот, как это, увы, происходит сегодня.Для создания и реализации единой системы расселения потребуются не только людские, но и экономические ресурсы. Наверное, поэтому экономический блок правительства, понимая проблему, все же неохотно идет на ее обсуждение. И нетрудно понять почему. Система расселения должна предусматривать не только перемещение массы трудовых ресурсов, но, и это, возможно, первостепенная задача, создание условий для того, чтобы люди покидали насиженные места не только ради заработка, а с желанием остаться жить на новом месте. Система расселения должна предусматривать льготы и преференции для переселенцев, уровень заработной платы, пенсии, надбавки и коэффициенты. Причем речь не идет о территориях, мало приспособленных для жизни, а всего лишь о расселении в зонах умеренного климата начиная от Калининградской области и заканчивая Камчаткой и Курилами. Этот процесс потребует и больших усилий, и больших затрат. Но здесь, как мне представляется, свое слово должен сказать Совет Федерации. Мы как палата регионов должны понять, что без постановки этого вопроса сейчас решить наши проблемы по развитию страны будет очень сложно. Необходимо, чтобы Министерство регионального развития совместно с Минэкономикой вплотную начали заниматься этим вопросом.
Кстати, заинтересованные регионы уже взялись за решение этой проблемы. Те, кто заинтересован, такую активность проявляют. Я представляю в Совете Федерации Верховный Совет Республики Хакасия. Это небольшой сравнительно регион с благодатным климатом, замечательной природой, но с наименьшей в Сибири и на Дальнем Востоке плотностью населения. И там мы наблюдаем картину, когда населенные пункты, особенно сельские, по сути, гибнут. Правительством республики предпринимаются серьезные меры по исправлению ситуации, может быть, даже как нигде в России. Любой молодой семье при желании выделяется бесплатно земельный участок в 15 соток. Большую часть кредитов на строительство дома — до 80 процентов — покрывается администрацией республики. И это касается всех специалистов, которые захотят или уже хотят приехать в Хакасию. В республике есть система расселения, но она должна действовать в рамках единой государственной программы.
Замечу, что вопрос это не новый. Он решался и в дореволюционной России и неоднократно рассматривался в Советском Союзе. В 70—80 годы прошлого столетия были разработаны генеральные схемы расселения на период до 1990 года и до 2000-го. Эти документы стали основой для разработки государственной политики в области развития городских и сельских поселений. Но в 1993 году работу в этом направлении посчитали пережитком социализма, не отвечающим условиям рыночной экономики. Хотя сегодня мы понимаем, что это абсолютно не так.