Все о пенсиях в России

два дня назадПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Где-то густо, а где-то пусто

Необходима государственная политика в сфере расселения. Иначе под угрозой исчезновения может оказаться значительная часть культурного ландшафта страны

13.03.2014 15:56

Где-то густо, а где-то пусто
 

На одном из пленарных заседаний Совета Федерации первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, пред­ставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Хакасия Евгений Серебренников обратил внимание коллег на существующие диспропорции в расселении граждан по территории страны. Мы мало знаем о проблемах, возникающих в этой сфере. Но они есть и могут оказаться весьма существенными для России, причем не в столь уже и отдаленной перспективе.

Евгений Серебренников

Есть интересные профессиональ­ные исследования, в которых был проведен тщательный ана­лиз современных тенденций в сфере расселения граждан по стране. Выво­ды весьма тревожны. Из них следует, что возникает некоторая диспропор­ция между целями устойчивого разви­тия государства, сохранения и обеспе­чения его национальной безопасности, с одной стороны, и возможностями в реализации этих целей, с другой.

Не хочу быть голословным, поэто­му приведу цифры, характеризующие сегодня расселение по территории России. Начнем с того, что общее ко­личество населения за последние во­семь лет в целом уменьшилось почти на два с половиной миллиона человек. Вместе с тем, доля населения, прожи­вающего в европейской части, занима­ющей всего лишь 23 процента терри­тории страны, увеличилась с 72 до 74 процентов. Число россиян, проживаю­щих в азиатской части (а это, кстати, — 77 процентов территории) составля­ет 26 процентов от всего населения, и эта цифра постоянно уменьшается.

Кроме того, не секрет, что население в основном концентрируется в городах-миллионниках, крупных агломераци­онных центрах. Пустеет село, коли­чество малых и средних городов уже уменьшилось на 15 процентов. Эти цифры не могут не вызывать тревогу.

Пока мы можем говорить лишь об имеющемся разрыве между постав­ленными целями и возможностями по их реализации. Разрыв этот только на­метился и не представляет катастро­фы или неодолимого препятствия. Но с учетом наметившихся тенденций этот разрыв обостряется. А приводит это к тому, что происходит сжатие хо­зяйственно освоенных, экономически активных и социально обустроенных территорий. И если сегодня не обра­тить внимание на происходящие про­цессы, то, по мнению специалистов, это способно привести действительно к катастрофическим последствиям. По их прогнозам, можно ожидать необра­тимой деградации поселенческой сети, которая охватит в разной степени бо­лее 98 процентов территории страны, в первую очередь районы Севера, Сиби­ри и Дальнего Востока, в значительной степени часть приграничных терри­торий запада европейской части, уда­ленные и периферийные районы Цен­тральной России. Под угрозой исчезно­вения может оказаться значительная часть культурного ландшафта страны.

Вот поэтому и необходимо как можно скорее поставить вопрос о раз­работке и реализации государственной политики и государственной стратегии в этой области, о создании и реализа­ции в стране единой системы расселе­ния. Системы, которая была бы адек­ватна целям устойчивого развития го­сударства и, конечно же, обеспечивала ее национальную безопасность.

Я понимаю, сделать это будет очень сложно во всех отношениях. Кто-то вообще не воспринимает эти идеи, памятуя известные сталинские реше­ния по расселению, но сложившиеся психологические стереотипы пред­стоит сломать. Государством сегодня предпринимаются очень серьезные шаги по исправлению сложившейся ситуации — приняты концептуальные, основополагающие программные до­кументы и в области социально-эко­номического развития страны, и демо­графической политики, и устойчивого развития села, транспортной системы. Практически по всем направлениям в русле государственных программ раз­вивающие их документы приняты и на региональном уровне. И все они под­разумевают, что расселение последует за их реализацией, что с экономиче­ским развитием страны и территории начнут развиваться.

Система рассе­ления должна предусматривать льго­ты и преференции для переселенцев, уровень заработной платы, пенсии, надбавки и коэффициенты"

Но не стоит сбрасывать со счетов и другое: населенные пункты и об­разуемые ими системы расселения всех типов — это та материально-пространственная среда, вне которой не­возможно социально экономическое развитие современного общества. Как бы мы ни реализовывали принятые программы, мы все равно не подой­дем к решению основной проблемы — равномерному размещению насе­ления, которое обеспечивало бы иско­мое устойчивое социально-экономи­ческое развитие страны в целом и ее национальную безопасность. Отсюда вывод: все программы развития долж­ны нанизываться на разработанную и сформированную единую систему расселения. Она должна стать базой для программ развития, а не наоборот, как это, увы, происходит сегодня.

Для создания и реализации единой системы расселения потребуются не только людские, но и экономические ресурсы. Наверное, поэтому экономи­ческий блок правительства, понимая проблему, все же неохотно идет на ее обсуждение. И нетрудно понять поче­му. Система расселения должна пред­усматривать не только перемещение массы трудовых ресурсов, но, и это, возможно, первостепенная задача, соз­дание условий для того, чтобы люди покидали насиженные места не только ради заработка, а с желанием остаться жить на новом месте. Система рассе­ления должна предусматривать льго­ты и преференции для переселенцев, уровень заработной платы, пенсии, надбавки и коэффициенты. Причем речь не идет о территориях, мало приспособленных для жизни, а всего лишь о расселении в зонах умеренно­го климата начиная от Калининград­ской области и заканчивая Камчаткой и Курилами. Этот процесс потребует и больших усилий, и больших затрат. Но здесь, как мне представляется, свое слово должен сказать Совет Федера­ции. Мы как палата регионов должны понять, что без постановки этого во­проса сейчас решить наши пробле­мы по развитию страны будет очень сложно. Необходимо, чтобы Министер­ство регионального развития совмест­но с Минэкономикой вплотную начали заниматься этим вопросом.

Кстати, заинтересованные регионы уже взялись за решение этой пробле­мы. Те, кто заинтересован, такую ак­тивность проявляют. Я представляю в Совете Федерации Верховный Совет Республики Хакасия. Это небольшой сравнительно регион с благодатным климатом, замечательной природой, но с наименьшей в Сибири и на Даль­нем Востоке плотностью населения. И там мы наблюдаем картину, когда населенные пункты, особенно сель­ские, по сути, гибнут. Правительством республики предпринимаются серьез­ные меры по исправлению ситуации, может быть, даже как нигде в России. Любой молодой семье при желании выделяется бесплатно земельный участок в 15 соток. Большую часть кредитов на строительство дома — до 80 процентов — покрывается админи­страцией республики. И это касается всех специалистов, которые захотят или уже хотят приехать в Хакасию. В республике есть система расселения, но она должна действовать в рамках единой государственной программы.

Замечу, что вопрос это не новый. Он решался и в дореволюционной России и неоднократно рассматривался в Советском Союзе. В 70—80 годы прошлого столетия были разработаны генеральные схемы расселения на период до 1990 года и до 2000-го. Эти документы стали основой для разработки государственной политики в области развития городских и сельских поселений. Но в 1993 году работу в этом направлении посчитали пережитком социализма, не отвечающим условиям рыночной экономики. Хотя сегодня мы понимаем, что это абсолютно не так.

Подготовил Николай Калинин
Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 6837