Единый день для выбора

Десять лет назад — 2 марта 2008 года в России провели единый день голосования, в ходе которого выборы разного уровня совпали с избранием главы государства

Единый день для выбора

Согласно данным Центральной избирательной комиссии РФ, в этот день прошла 521 кампания различного уровня, включая выборы глав 198 муниципальных образований, а также выборы законодательных собраний 13 субъектов Федерации и 457 муниципальных образований.

ВЫБОРЫ КАЖДОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

В мировой практике существуют два основных подхода к проведению выборов. Первый — когда выборы назначаются в любой день по истечении текущей каденции того или иного представительского органа либо руководства органа исполнительной власти. Второй — когда выборы проходят раз в году в специально отведенные даты, так называемые единые дни голосования.

Например, в США на общенациональных выборах применяется единый день голосования — так, выборы американского президента проводятся в первый вторник после первого понедельника ноября каждого четвертого года. В Советском Союзе выборы в Советы народных депутатов также проходили единовременно, однако после распада СССР ситуация изменилась и выборы различного уровня стали проводить в разное время. За первые десять лет постсоветской истории это привело к тому, что практически каждое воскресенье в каком-то из субъектов РФ проводились местные либо региональные выборы. 

«В советское время был, по сути, единый день голосования, — вспоминает первый зампредседателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев. — Депутаты Верховного Совета, местных и областных Советов избирались в один и тот же день. И срок службы у всех был один и тот же, поэтому у нас были раз в пять лет одни выборы, и они не надоедали людям».

В последующее же время, по мнению депутата, в выборном процессе стал царить полный разброд: гражданам приходилось выбирать депутатов и глав то местных Советов, то региональных собраний, то федеральных, и люди в результате переставали ориентироваться в избирательном процессе. «Их настолько запутали, что они не хотели идти на выборы, потому что голосовать надо было почти каждый месяц», — объяснил парламентарий.

ЭТОТ ДЕНЬ МЫ ПРИБЛИЖАЛИ КАК МОГЛИ

ФАКТЫ Август 2005 года — принят пакет поправок в избирательное законодательство, который установил проведение выборов разного уровня во второе воскресенье марта и второе воскресенье октября — так называемые единые дни голосования.
12 марта 2006 года — впервые прошел единый день голосования.
1 ноября 2012 года — вступил в силу закон, согласно которому единый день голосования проводится раз в год во второе воскресенье сентября.
В 2004 году по инициативе тогдашнего председателя Центральной избирательной комиссии Александра Вешнякова в избирательное законодательство внесли изменения, в соответствии с которыми появился единый день голосования на выборах регионального и местного уровня. В августе 2005 года парламент принял пакет поправок, установивший проведение выборов различного уровня во второе воскресенье марта и второе воскресенье октября. Впрочем, до 2012 года он не затрагивал федеральных избирательных кампаний: выборы Президента России начиная с 2000 года традиционно проходили в марте, а выборы в Госдуму — в декабре (в 1993-2011 годах) и в сентябре (с 2016 года) и не были жестко привязаны к единому дню голосования.

Однако в октябре 2012 года Президент России Владимир Путин подписал закон, который установил новый единый день голосования и синхронизировал его с выборами в Госдуму и президентскими выборами. Законом был снят запрет на совмещение дней голосования на выборах разного уровня, который действовал в том случае, если в результате совмещения избиратель мог голосовать более чем по четырем бюллетеням. В результате с ноября 2012 года проведение региональных и местных выборов назначается на второе воскресенье сентября, но в годы проведения выборов в Государственную Думу или выборов главы государства проводится одновременно с ними. Впрочем, бывают исключения и из этого правила — например, в текущем году единый день голосования пройдет лишь в сентябре, а на мартовских выборах граждане будут голосовать только за кандидатуру на пост Президента России.

«То, что президентские выборы отнесены как бы в отдельный интервал, — это вполне логично, поскольку выборы президента — очень важный вопрос для всей страны. И конечно, разумнее, чтобы они проходили автономно», — считает депутат-единоросс Виктор Шрейдер.

«Президент — особая фигура нашей политической системы. И отвлекать внимание от выборов президента какими-то текущими мелкими выборами, наверное, было бы неправильно», — солидарен с таким мнением депутат от «Справедливой России» Михаил Емельянов.

А депутат Сергей Иванов (ЛДПР) предположил, что и 18 марта в отдельных регионах все-таки будут довыборы или местные референдумы: «У нас под любые федеральные выборы всегда подгадывают какие-то местные выборы и довыборы по субъектам».

ГОЛОСОВАНИЕ В ЕДИНОМ СТРОЮ

В конце 2016 года в ряде СМИ прошла информация о возможной отмене или очередном переносе единого дня голосования. В Кремле и ЦИК вскоре заявили, что говорить о принятии такого решения преждевременно. А в Госдуме эту идею и вовсе назвали несостоятельной: большинство законодателей уверены, что волеизъявление граждан должно проходить в один день.

в 82 регионах в единый день голосования 10 сентября 2017 года прошли выборы
Например, коммунист Николай Арефьев считает, что практика единого дня голосования способствует мобилизации населения и повышению явки на выборах всех уровней. «Если гражданин не хочет голосовать за президента, то он проголосует за депутата, если не за депутата — так за главу администрации. И когда все это делается в «едином строю» — это и дешевле, и лучше, и людям не так надоедают выборы, как они надоедали 15 лет назад, когда выборы были каждый месяц», — пояснил свою точку зрения депутат.

В свою очередь, Михаил Емельянов убежден, что единый день голосования — это хорошо, поскольку кампания сразу приобретает федеральное значение: «Больше явка, больше мобилизация, партиям легче проводить такую кампанию». Впрочем, депутат добавил, что единый день голосования в сентябре — это неправильно, потому что агитационная кампания приходится на лето, а летом агитировать тяжелее. «Лучше было бы перенести единый день голосования на октябрь», — предложил законодатель.

Выборы

АПОФЕОЗ ДЕМОКРАТИИ

Сергей Иванов напомнил, что первоначально единый день голосования предлагалось провести не осенью, а весной. «Мы предлагали сделать так, чтобы единый день голосования приходился на март-апрель. Но во втором чтении «Единая Россия» поменяла дату, поставив ее на тот срок, который сейчас, причем на самое неудобное время. То есть избирательная кампания приходится на летний период, а учителя должны раньше выходить из отпуска, потому что большинство избирательных участков находится в школах и других учебных заведениях».

Сходного мнения придерживается и директор Института политических исследований Сергей Марков. По словам политолога, оптимальная дата для единого дня голосования — День национального единства 4 ноября. «Этот день символизирует народное единство — когда народ своей волей восстановил целостность России. Это, можно сказать, апофеоз демократии в смысле реального народовластия. И хороший пример, показывающий, что народ — основа власти», — сообщил нашему изданию Марков. Он добавил, что, с его точки зрения, «очень красиво» будет то, что избирательная кампания в этом случае будет приходиться на сентябрь-октябрь.

Впрочем, Виктор Шрейдер подобного рода нарекания считает несостоятельными, поскольку, по его мнению, предвыборные кампании можно успешно проводить в любой временной отрезок. А вот для избирателей сентябрьский период — самый удобный. «Во-первых, осенью большинство граждан возвращаются из отпусков и находятся на местах. Это и не конец года, когда у людей предновогодние заботы, и не зимний период, когда осложнена доступность к избирательным участкам. Поэтому с точки зрения объективности такой временной интервал абсолютно оправдан», — уверен парламентарий.


СПРАВКА

Федеральным законом устанавливается, что единый день голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления проводится во второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва — в день голосования на этих выборах.

Проведение выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в другие дни допускается в случаях досрочного прекращения полномочий указанных органов, избрания вновь образуемых органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, проведения повторных и дополнительных выборов, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день, на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, и на воскресенье, которое объявлено в установленном порядке рабочим днем.


СТАТИСТИКА

Согласно отчету о работе ЦИК РФ за период 2007-2016 годов, проведено два федеральных избирательных цикла, включающих парламентские и президентские выборы, — депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в 2007 и 2011 годах, Президента РФ в 2008 и 2012 годах. Кроме того, в единые дни голосования в этот период проводились: 440 региональных избирательных кампаний по выборам в органы государственной власти субъектов РФ, в том числе выборы 64 высших должностных лиц субъектов РФ и 376 кампаний по выборам депутатов законодательных органов государственной власти субъектов РФ; 63 193 избирательные кампании по выборам в органы местного самоуправления, в том числе 18 294 кампании по выборам глав местного самоуправления, а также 44 899 кампаний по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления. Помимо этого, состоялось три референдума субъектов РФ и 567 местных референдумов. По результатам двух федеральных электоральных циклов было замещено 900 депутатских мандатов в Государственной Думе, а по итогам 15 единых дней голосования (включая совмещенные с федеральными избирательными кампаниями) была замещена 441 тысяча депутатских мандатов и выборных должностей всех уровней.

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен
Просмотров 749

10.03.2018 12:55

Загрузка...

Популярно в соцсетях


Загрузка...