Донецкие лифты, луганские деликатесы, мелитопольская черешня и херсонские арбузы

Чем еще богаты новые российские регионы

09.03.2023 10:00

Автор: Никита Вятчанин

Донецкие лифты, луганские деликатесы, мелитопольская черешня и херсонские арбузы
  © Константин Михальчевский/РИА Новости

Освобожденные территории — те земли, которые сегодня нуждаются в помощи, а завтра уже сами будут активно помогать национальной экономике выйти на новый виток развития. Например, ДНР и ЛНР обладают потенциалом мощных индустриальных центров, Запорожская и Херсонская область — территории с развитым сельским хозяйством, а также курортной инфраструктурой. О том, какие отрасли станут двигателями экономического роста новых российских регионов, в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказали сенаторы, представляющие эти регионы в Совете Федерации.

Донбасс богат не только углем  

Как отметил в Послании Федеральному Собранию Владимир Путин, власти России уже начали и будут наращивать масштабную программу социально-экономического восстановления и развития новых субъектов Федерации. Речь, в частности, идет и о возрождении крупных предприятий во всех секторах промышленности, о создании рабочих мест, о строительстве новых современных дорог, модернизации портов Азовского моря.

При этом в России до сих пор мало знают о том, каковы социально-экономические возможности четырех новых регионов страны. Даже Донбасс по-прежнему многие ассоциируют с добычей угля, забывая, что основу его потенциала составляют еще и металлургическая и химическая промышленность, а также тяжелое машиностроение. Не случайно именно этот регион обеспечивал более 20 процентов ВВП всей бывшей Украины.

Как рассказала сенатор от ДНР Наталья Никонорова, несмотря на долгие годы обстрелов со стороны киевского режима, в Донбассе не переставали работать крупные производства. Среди них Харцызский канатный завод, Донецкий и Енакиевский металлургические заводы, четыре коксохимических производства. Недавно к ним присоединился Макеевский металлургический завод.

После принятия ДНР и ЛНР в состав России оживает машиностроение, идет восстановление прямого железнодорожного сообщения между городами Донбасса и другими регионами России, в том числе Москвой, Санкт-Петербургом и Симферополем.

А вот крупнейшее в Европе предприятие по производству азотных удобрений «Стирол», который расположен в многострадальной Горловке, пока стоит на консервации — в работе его применяются химические соединения, использование которых в боевых условиях крайне опасно. Но, как заверила Никонорова, когда Донбасс перестанет обстреливаться, запустить завод удастся довольно быстро.

Наталья Никонорова © Юрий Инякин/ПГ

Между тем одной из ключевых проблем для ДНР являются перебои с водоснабжением — заняться его полным восстановлением, как заметила Никонорова, возможно лишь после того, как под российский контроль перейдут территории Донбасса, которые пока находятся под ВСУ. Ключевым пунктом с точки зрения прорыва «водной блокады», по ее словам, является освобождение города Славянска. Несмотря на это, идет строительство водовода из реки Дон — для этого надо было разминировать 45 километров трасс и 16,5 гектара стройплощадок. «На данный момент строительство водовода идет по плану — его запуск намечен на 1 апреля», — сообщила сенатор от ДНР.

Луганский инвестиционный стандарт

Уже сегодня власти ДНР и ЛНР работают над созданием совместного промышленного кластера. В частности,  идет речь о совместном производстве лифтов, которые, как заявила сенатор Дарья Лантратова, представляющая в Совете Федерации исполнительную власть ЛНР, будут дешевле, чем, к примеру, аналоги из Белоруссии, и не уступать им по качеству.

Также, сообщила сенатор, на территории ЛНР уже в ближайшем будущем может быть создана свободная экономическая зона, а на примере поддержки предприятий региона планируют формировать инвестиционный стандарт для новых регионов. Уже сегодня за счет средств Фонда поддержки промышленности активно инвестируется целый ряд крупных промышленных проектов, среди которых Луганский машиностроительный завод, производящий более 200 видов запчастей для промышленного транспорта, Алчевский металлургический комбинат-гигант, который уже поставил Уралвагонзаводу одного только листового металла на сумму более двух миллиардов рублей, Луганский авиаремонтный завод, предприятие «Маршал», которое готово обеспечивать арматурой все основные компании российского ТЭК.

Впрочем, промышленность хоть и ключевой, но не единственный драйвер роста на Луганщине. Как рассказала сенатор от Законодательного собрания ЛНР Ольга Бас, в республике отлично налажено тепличное хозяйство, птицеводство, благодаря которому производится мясная продукция под маркой «Луганские деликатесы». А на сельхозугодьях республики выращивается подсолнечник, кукуруза, все зерновые культуры. Бас уверена: если соединить промышленный и продовольственный потенциал ЛНР, то получится «мощный экономический кулак», которым Донбасс сможет ударить по всем накопившимся экономическим проблемам.   

Фрукты и курорты Приазовья

Главное богатство Запорожской и Херсонской областей — сельское хозяйство. Как отметил запорожский сенатор Дмитрий Ворона, в его области активно субсидируются фермерские хозяйства, предприятия, занимающиеся посевной. Все это необходимо, чтобы уже в ближайшем будущем Запорожская область смогла успешно торговать своей сельхозпродукцией, для чего, в частности, модернизируется морской порт в Бердянске.

На восстановлении и развитии логистики сделал акцент сенатор от Херсонской области Константин Басюк. «Наш регион — это около двух миллионов гектаров пахотных земель. Это огромный потенциал, который при правильном подходе даст мощную отдачу по всей стране. Жители соседних с нами регионов уже это почувствовали — за счет поставок из нашей области в Крыму в прошлом году уже подешевела клубника, помидоры, другие овощи и фрукты», — рассказал сенатор.

Константин Басюк © Юрий Инякин/ПГ

Как уверены сенаторы от освобожденных территорий, херсонские арбузы и мелитопольская черешня должны стать региональными брендами, известными всей России. Но, помимо внутреннего рынка, есть в новых регионах и сельхозпродукты на экспорт — прежде всего это зерно и подсолнечное масло. По словам Басюка, их необходимо ориентировать в первую очередь на рынки Ближнего Востока и Африки.

Не менее мощный потенциал у Херсонской и Запорожской области в сфере туризма — здесь находятся тысячи баз отдыха, в том числе по берегу Азовского моря. «Развитием этой сферы мы занимаемся по максимуму, тем более что сейчас наше морское побережье не обстреливается», — рассказал Дмитрий Ворона. А в Херсонской области, которая раскинулась на побережье Азовского и Черного морей, расположен знаменитый детский курорт в Скадовске — как отметил Басюк, это место способно стать одним из главных оздоровительных центров отдыха мальчишек и девчонок после завершения специальной военной операции.

В промышленной сфере Запорожская область также богата машиностроением, но пока здесь в строю  только 40 процентов всех мощностей. При этом, по словам Дмитрия Вороны, с момента вхождения области в состав России в регион уже привлечено порядка десяти миллиардов рублей инвестиций.

Дмитрий Ворона © Юрий Инякин/ПГ

Еще одна из опор экономики российского Приазовья — транспортная отрасль. По словам Константина Басюка, на Херсонщине развитая сеть автомобильных дорог, однако сейчас порядка 80 процентов из них находится в плачевном состоянии. Привести их в порядок планируется в несколько этапов, где главными временными «отсечками» станут 2025, 2027 и 2030 годы. А важнейшей задачей здесь является соединение трассы «Таврида» с Ростовом — это, уверен парламентарий, даст мощный эффект к развитию экономики новых регионов России.

Читайте также:

• Как изменился Крым за год специальной военной операции

Правда за нами