Демократия немыслима без парламентаризма. Диалог — лучше грубой силы…

К 20-летию Конституции и Федерального Собрания РФ — Председатели палат Государственной Думы о демократии

Демократия немыслима без парламентаризма. Диалог — лучше грубой силы…
 

«Важнейшая функция Совета Федерации — обеспечивать прямое представительство интересов регионов на федеральном уровне» -Валентина МАТВИЕНКО

«Парламентская культура остается ключевой для современного политического процесса» — Сергей НАРЫШКИН


Валентина МАТВИЕНКО

Демократия немыслима без парламентаризма

20 -летие российской Конституции — это хороший повод для того, чтобы проанализировать, как работал за эти годы наш Основной закон, оценить роль законодательной власти в построении правового де­мократического государства и наметить перспективы даль­нейшего движения в этой сфере.

Двадцатое столетие со всей очевидностью показало, что наибольших успехов в своем развитии добились те государ­ства, чьи политические системы основаны на демократиче­ских ценностях. Современная Россия сегодня с полным пра­вом может быть отнесена к числу стран, чье политическое устройство основано на демократических принципах. Наш выбор необратим. «Для России, — подчеркнул глава нашего государства Владимир Владимирович Путин, — нет и не мо­жет быть другого политического выбора, кроме демократии».

Демократия, конечно же, немыслима без парламента­ризма, который выступает главной формой ее осущест­вления. Через его многообразные формы реализуется фун­даментальное право народа выбирать власть и через раз­личные демократические институты обеспечивать непре­рывное влияние общества на процесс принятия властью решений. Российский парламентаризм прошел в XX веке большой и сложный путь. В сегодняшней России создана устойчивая демократическая система. Она включает в себя органы представительной власти всех уровней, сопряжен­ную с ними исполнительную власть, независимую судеб­ную систему, свободные средства массовой информации, многочисленные и разнообразные институты гражданского общества.

При этом мы продолжаем совершенствовать наши демо­кратические институты, активно осваивая лучший мировой опыт. Показательна в этом отношении масштабная полити­ческая реформа последних лет. Преодоление кризисных яв­лений 90-х годов позволило вернуться к практике прямых выборов глав регионов, включить в процесс их выдвиже­ния муниципальные структуры. Кстати, соответствующий закон, о котором я говорю, был принят с учетом рекомен­даций Конгресса местных и региональных властей Совета Европы.

Упрощен порядок регистрации политических партий. Сегодня их насчитывается уже 74. Отменен сбор подписей политическими партиями для участия в выборах в Государ­ственную Думу и парламенты субъектов Российской Феде­рации. Сокращено количество подписей, необходимых для регистрации кандидата в президенты. Начал действовать новый порядок формирования Совета Федерации. Его пре­имущество в более широком использовании механизмов волеизъявления избирателей в процессе наделения полно­мочиями членов палаты, и избираться могут только жители данного конкретного субъекта. Это обеспечивает прямую связь членов Совета Федерации с регионами. Кроме того, новый порядок формирования придаст стабильность ра­боте палаты, так как ее члены избираются теперь на весь срок полномочий главы региона и парламента региона.

Разрабатываются и широко обсуждаются новые законо­проекты, направленные на демократизацию избирательно­го законодательства. Так, реализация недавно одобренного Советом Федерации закона «Об изменении порядка выбо­ров в региональные и муниципальные представительные органы» создаст хорошие стимулы для политической кон­куренции на местах. Сейчас рассматривается внесенный Президентом России законопроект, по которому выборы депутатов в Государственную Думу будут проводиться на основе смешанной избирательной системы. Поло­вина депутатов будет избираться по мажоритарной систе­ме, другая половина — по партийным спискам.

А предложенное возвращение в избирательные бюллете­ни графы «против всех» в случае одобрения законопроекта даст возможность полнее отобразить в избирательном про­цессе то многообразие политических взглядов, обществен­ных интересов, которое характерно сегодня для нашей страны. Это шаг в сторону упрочения защиты избиратель­ных прав граждан.

В эти юбилейные дни стоит подробнее остановиться на роли Совета Федерации в построении правового государ­ства России. За годы своей работы Совет Федерации дока­зал, что идея двухпалатности хорошо легла на российскую почву федеративного государства. Верхняя палата Феде­рального Собрания обеспечивает взвешенность и качество законодательных решений. Сенаторы нередко занимают принципиальную позицию, отказываясь одобрять недоста­точно проработанные законы.

Кроме того, важнейшая функция Совета Федерации — обеспечивать прямое представительство интересов регионов на федеральном уровне, гармонизировать отношения феде­рального центра и субъектов Федерации. И, наконец, Совет Федерации всегда был одним из основных гарантов обеспе­чения общей стабильности и преемственности власти. Как известно, по Конституции полномочия Совета Федерации никогда не прерываются, палата обновляет свой кадровый состав постепенно, и ее никто не может распустить.

Наша палата всегда придавала большое значение зако­нодательному обеспечению развития гражданского обще­ства и его институтов. В этом году Совет Федерации со­вместно с представителями некоммерческих неправитель­ственных организаций подготовил проект федерального закона «О волонтерстве». Другой важной инициативой по­следнего времени стал закон «О новом порядке формиро­вания Общественной палаты». Проект, разработанный груп­пой сенаторов, призван демократизировать процедуру ее формирования, сделать этот институт гражданского обще­ства более репрезентативным по отношению как к регио­нам, так и многочисленным общественным объединениям, действующим в стране…

Особо хочу заострить внимание на проблеме консти­туционной стабильности. Я полностью разделяю мнение о необходимости крайне бережного отношения к Основному закону. Предложения по внесению изменений в Конститу­цию появляются нередко, но подходить к предлагаемым поправкам необходимо с предельной тщательностью. Ста­рая русская пословица справедливо утверждает: семь раз отмерь, один раз отрежь. Думаю, в данном случае это осо­бенно актуально.

К такому подходу склоняет и наш исторический опыт. Всем нам памятны печальные и скорбные дни октября 1993 года. Их истоки и причины мы продолжаем анализировать, искать и сегодня. В этой связи нам, законодателям, стоит помнить и о том, что в преддверии тех событий только за 1992 год в тогдашнюю Конституцию было внесено около 300 поправок. Такой граничащий с разрушением ремонт Ос­новного закона серьезно сказался на развитии политического кризиса, горькие последствия которого мы ощущаем до сих пор. XXI век ознаменован процессами, имеющими планетарный характер. Глобализация, общая мировая экономическая интеграция, технологическая революция объективно создают условия, при которых меняются роль и значение парламента. Наряду с этим потенциал парламентской демократии по-прежнему очень высок, а ее общественная востребованность неуклонно растет. Современный парламентаризм может и должен сыграть свою важную роль в поиске ответов на непростые вызовы нового столетия.

(Из выступления на II Международном парламентском форуме «Конституция. Демократия. Парламентаризм»)

Сергей НАРЫШКИН

Диалог — лучше грубой силы…

12 декабря современному парламенту России исполняется 20 лет. Наша новейшая история дает яркий пример того, как принятие Конституции и демократические выборы могут вывести общество из острого политического кризиса. Это особенно значимо с учетом непростой истории российского парламентаризма. Уроки прошлого и сегодня не потеряли свою актуальность, как для парламентариев, так и для развития демократии в целом. В этой связи важное значение приобретает пред­ставительная власть как один из гарантов непрерывного развития. Отмечу, что лишь недавно в отечественном ка­лендаре памятных дат впервые появился День российского парламентаризма, лишь год назад был создан единый Со­вет законодателей, в состав которого вошли представители обеих палат Федерального Собрания и председатели реги­ональных законодательных собраний. И впервые в одном общем сборнике нами были изданы ключевые выступления депутатов всех российских Дум, начиная с первой царской дореволюционной 1906 года до современных, в том числе Государственной Думы шестого созыва.

Российский парламент первым начал готовиться и к 20-летию нашей Конституции. Полтора года назад Государ­ственная Дума приняла Обращение, в котором говорилось о знаковом совпадении двух юбилеев — принятия Основно­го закона и первых выборов в Федеральное Собрание Рос­сии. Мы провели несколько общероссийских научно-прак­тических конференций, множество встреч с экспертами, со студентами и преподавателями юридических вузов. Высту­пили в школах на открытых уроках, специально посвящен­ных этой исторической дате. Наша подготовка к 20-летию стала стимулом для многих научных исследований в обла­сти парламентской и правовой культуры. Именно по ини­циативе Государственной Думы Российское историческое общество учредило премию для молодых ученых, которые работают и ведут поиск в этих областях. А в самом пар­ламенте прошли тематические выставки и прочитаны два цикла лекций, где выступили видные юристы, политические и государственные деятели нашей страны, в том числе и участвующие в разработке принятой 20 лет назад Консти­туции. Все это поможет не только сохранить память о столь значимом событии, но и внесет содержательный вклад в развитие российского правового государства.

9 декабря будет публично представлен подготовленный в соответствии с решением Совета законодателей Отчет о состоянии российского законодательства, который при­зван подвести итоги 20-летней законотворческой работы, помочь их более глубокому осмыслению. Это тоже делается впервые. Пришло время профессионально оценить законот­ворческую политику, ее достижения и проблемы, включая недостатки юридической техники, логики и самого языка законов. Не думаю, что мы сразу выявим и разрешим все трудности. Слишком невелик срок для такой работы и се­рьезен массив для оценки. Но в год юбилея Конституции и парламента это важно сделать не только для нас, нынеш­них законодателей, но и для тех, кто придет в парламент следующих созывов. В таком сложном деле, как написа­ние законов, нужно знать накопленный опыт, пользоваться лучшими наработками и избегать прежних ошибок. Тогда качество законов будет высоким, содержание — понятным, а правоприменение — строгим.

Говоря о результатах двух десятилетий, мы одновремен­но подводим итоги и текущего, 2013, года. Конечно, впереди еще много важных событий. И, безусловно, ключевым для Российского парламента станет очередное Послание Пре­зидента Российской Федерации. Но уже сейчас стоит про­анализировать и задуматься над тем, что оставит истории нынешний, 2013, год, включая события международного значения? На протяжении прошедшего года особую роль играла ситуация в Сирии, с которой оказались связаны мно­гие опасные для мира проблемы. Но, к счастью, с ней же связано и крупнейшее достижение — перелом, начатый по инициативе Президента России Владимира Путина, по ликвидации химического оружия на территории Сирии…

Еще одна международная тема — это развитие в усло­виях глобализации интеграционных проектов. Здесь мы видим растущее многообразие моделей — одно из зримых доказательств многополярности мира. Однако как избира­тели, так и разные политические силы по-разному отно­сятся к готовности государств передать долю своих суве­ренных полномочий наднациональным структурам. Россия, Беларусь и Казахстан взяли курс на создание Евразийского экономического союза, приносящего реальную пользу на­шим гражданам. На этом фоне выглядят странными попыт­ки отдельных западных политиков искажать подлинный смысл евразийской интеграции. Тем более недопустимо открыто вмешиваться и противодействовать этим пози­тивным процессам. Главное — мы не должны забывать о том, что объединяет всех нас, делает разные страны и наро­ды международным сообществом государств. Я говорю об общепризнанных нормах международного права и о таких глобальных институтах, как ООН и ее Совет Безопасности. Отстаивая мирный путь решения международных проблем, Россия защищает именно эти общепризнанные и необходи­мые всем нам институты и ценности.

Да, на прямое отрицание ценностей международного права решаются немногие. Хотя, к примеру, в ряде стран имеет место так называемый «ползучий пересмотр» реше­ний, связанных с итогами Второй мировой войны. Такая деятельность не встречает пока должного отпора. И я не случайно говорил на пленарном заседании ПАСЕ о необхо­димости создания новых электронных ресурсов, содержа­щих материалы и копии архивных документов, посвящен­ных материалам Нюрнбергского процесса.

Опасны и попытки одностороннего расширительного толкования международных норм. Появление новых норм и обязательств может быть лишь результатом самых серьезных и, вероятно, длительных международных дискуссий. Причем каждое государство вправе учитывать в своем законодатель­стве собственные традиции — исторические, национальные, религиозные. Внимание к международному праву сегодня особенно актуально, потому что растет число сфер, где наме­тился дефицит доверия. Как бы ни оценивать новую инфор­мацию о масштабах электронной слежки, которая нарушила права сотен миллионов граждан, затронула даже лидеров государства нельзя не признать, что она разрушает, а никак не создает доверие. Компенсировать потери для международ­ного диалога может лишь стремление следовать праву.

Уважение к ценностям международного права требует глубокого знания его истории. В 2014 году исполнится 100 лет со дня начала Первой мировой войны, уроки которой тоже оставили след в международном праве. Но пренебрежение к этим урокам усугубило трагичность глобального конфликта: на памяти того же поколения первой половины ХХ века разразилась и Вторая мировая война, унесшая уже не миллионы, а десятки миллионов жизней. Возможно, именно урокам мировых войн следует посвятить наш третий парламентский форум в 2014 году. Он может стать знаковым еще и потому, что Россия в следующем году организует целый ряд крупных международных мероприятий. Это и Зимняя Олимпиада в Сочи, и саммит «группы восьми», который пройдет в июне также в Сочи. А в сентябре 2014 года наша страна примет саммит «парламентской восьмерки». Обобщая все это, хочу подчеркнуть — парламентская культура остается ключевой для современного политического процесса. Именно поэтому представители органов законодательной власти не могут допустить разрушения международно-правовых устоев. Сегодня, когда перед нами стоят общие и экономические, и экологические, и социальные вызовы, пора осознать — диалог всегда лучше грубой силы, а норма права — выше политических амбиций.

(Из выступления на II Международном парламентском форуме «Конституция. Демократия. Парламентаризм»

Просмотров 6949