Демократия немыслима без парламентаризма. Диалог — лучше грубой силы…
К 20-летию Конституции и Федерального Собрания РФ — Председатели палат Государственной Думы о демократии
«Важнейшая функция Совета Федерации — обеспечивать прямое представительство интересов регионов на федеральном уровне» -Валентина МАТВИЕНКО
«Парламентская культура остается ключевой для современного политического процесса» — Сергей НАРЫШКИН
Валентина МАТВИЕНКО
Демократия немыслима без парламентаризма
20 -летие российской Конституции — это хороший повод для того, чтобы проанализировать, как работал за эти годы наш Основной закон, оценить роль законодательной власти в построении правового демократического государства и наметить перспективы дальнейшего движения в этой сфере.
Двадцатое столетие со всей очевидностью показало, что наибольших успехов в своем развитии добились те государства, чьи политические системы основаны на демократических ценностях. Современная Россия сегодня с полным правом может быть отнесена к числу стран, чье политическое устройство основано на демократических принципах. Наш выбор необратим. «Для России, — подчеркнул глава нашего государства Владимир Владимирович Путин, — нет и не может быть другого политического выбора, кроме демократии».
Демократия, конечно же, немыслима без парламентаризма, который выступает главной формой ее осуществления. Через его многообразные формы реализуется фундаментальное право народа выбирать власть и через различные демократические институты обеспечивать непрерывное влияние общества на процесс принятия властью решений. Российский парламентаризм прошел в XX веке большой и сложный путь. В сегодняшней России создана устойчивая демократическая система. Она включает в себя органы представительной власти всех уровней, сопряженную с ними исполнительную власть, независимую судебную систему, свободные средства массовой информации, многочисленные и разнообразные институты гражданского общества.
При этом мы продолжаем совершенствовать наши демократические институты, активно осваивая лучший мировой опыт. Показательна в этом отношении масштабная политическая реформа последних лет. Преодоление кризисных явлений 90-х годов позволило вернуться к практике прямых выборов глав регионов, включить в процесс их выдвижения муниципальные структуры. Кстати, соответствующий закон, о котором я говорю, был принят с учетом рекомендаций Конгресса местных и региональных властей Совета Европы.
Упрощен порядок регистрации политических партий. Сегодня их насчитывается уже 74. Отменен сбор подписей политическими партиями для участия в выборах в Государственную Думу и парламенты субъектов Российской Федерации. Сокращено количество подписей, необходимых для регистрации кандидата в президенты. Начал действовать новый порядок формирования Совета Федерации. Его преимущество в более широком использовании механизмов волеизъявления избирателей в процессе наделения полномочиями членов палаты, и избираться могут только жители данного конкретного субъекта. Это обеспечивает прямую связь членов Совета Федерации с регионами. Кроме того, новый порядок формирования придаст стабильность работе палаты, так как ее члены избираются теперь на весь срок полномочий главы региона и парламента региона.
Разрабатываются и широко обсуждаются новые законопроекты, направленные на демократизацию избирательного законодательства. Так, реализация недавно одобренного Советом Федерации закона «Об изменении порядка выборов в региональные и муниципальные представительные органы» создаст хорошие стимулы для политической конкуренции на местах. Сейчас рассматривается внесенный Президентом России законопроект, по которому выборы депутатов в Государственную Думу будут проводиться на основе смешанной избирательной системы. Половина депутатов будет избираться по мажоритарной системе, другая половина — по партийным спискам.
А предложенное возвращение в избирательные бюллетени графы «против всех» в случае одобрения законопроекта даст возможность полнее отобразить в избирательном процессе то многообразие политических взглядов, общественных интересов, которое характерно сегодня для нашей страны. Это шаг в сторону упрочения защиты избирательных прав граждан.
В эти юбилейные дни стоит подробнее остановиться на роли Совета Федерации в построении правового государства России. За годы своей работы Совет Федерации доказал, что идея двухпалатности хорошо легла на российскую почву федеративного государства. Верхняя палата Федерального Собрания обеспечивает взвешенность и качество законодательных решений. Сенаторы нередко занимают принципиальную позицию, отказываясь одобрять недостаточно проработанные законы.
Кроме того, важнейшая функция Совета Федерации — обеспечивать прямое представительство интересов регионов на федеральном уровне, гармонизировать отношения федерального центра и субъектов Федерации. И, наконец, Совет Федерации всегда был одним из основных гарантов обеспечения общей стабильности и преемственности власти. Как известно, по Конституции полномочия Совета Федерации никогда не прерываются, палата обновляет свой кадровый состав постепенно, и ее никто не может распустить.
Наша палата всегда придавала большое значение законодательному обеспечению развития гражданского общества и его институтов. В этом году Совет Федерации совместно с представителями некоммерческих неправительственных организаций подготовил проект федерального закона «О волонтерстве». Другой важной инициативой последнего времени стал закон «О новом порядке формирования Общественной палаты». Проект, разработанный группой сенаторов, призван демократизировать процедуру ее формирования, сделать этот институт гражданского общества более репрезентативным по отношению как к регионам, так и многочисленным общественным объединениям, действующим в стране…
Особо хочу заострить внимание на проблеме конституционной стабильности. Я полностью разделяю мнение о необходимости крайне бережного отношения к Основному закону. Предложения по внесению изменений в Конституцию появляются нередко, но подходить к предлагаемым поправкам необходимо с предельной тщательностью. Старая русская пословица справедливо утверждает: семь раз отмерь, один раз отрежь. Думаю, в данном случае это особенно актуально.
К такому подходу склоняет и наш исторический опыт. Всем нам памятны печальные и скорбные дни октября 1993 года. Их истоки и причины мы продолжаем анализировать, искать и сегодня. В этой связи нам, законодателям, стоит помнить и о том, что в преддверии тех событий только за 1992 год в тогдашнюю Конституцию было внесено около 300 поправок. Такой граничащий с разрушением ремонт Основного закона серьезно сказался на развитии политического кризиса, горькие последствия которого мы ощущаем до сих пор. XXI век ознаменован процессами, имеющими планетарный характер. Глобализация, общая мировая экономическая интеграция, технологическая революция объективно создают условия, при которых меняются роль и значение парламента. Наряду с этим потенциал парламентской демократии по-прежнему очень высок, а ее общественная востребованность неуклонно растет. Современный парламентаризм может и должен сыграть свою важную роль в поиске ответов на непростые вызовы нового столетия.
(Из выступления на II Международном парламентском форуме «Конституция. Демократия. Парламентаризм»)
Сергей НАРЫШКИН
Диалог — лучше грубой силы…
12 декабря современному парламенту России исполняется 20 лет. Наша новейшая история дает яркий пример того, как принятие Конституции и демократические выборы могут вывести общество из острого политического кризиса. Это особенно значимо с учетом непростой истории российского парламентаризма. Уроки прошлого и сегодня не потеряли свою актуальность, как для парламентариев, так и для развития демократии в целом. В этой связи важное значение приобретает представительная власть как один из гарантов непрерывного развития. Отмечу, что лишь недавно в отечественном календаре памятных дат впервые появился День российского парламентаризма, лишь год назад был создан единый Совет законодателей, в состав которого вошли представители обеих палат Федерального Собрания и председатели региональных законодательных собраний. И впервые в одном общем сборнике нами были изданы ключевые выступления депутатов всех российских Дум, начиная с первой царской дореволюционной 1906 года до современных, в том числе Государственной Думы шестого созыва.
Российский парламент первым начал готовиться и к 20-летию нашей Конституции. Полтора года назад Государственная Дума приняла Обращение, в котором говорилось о знаковом совпадении двух юбилеев — принятия Основного закона и первых выборов в Федеральное Собрание России. Мы провели несколько общероссийских научно-практических конференций, множество встреч с экспертами, со студентами и преподавателями юридических вузов. Выступили в школах на открытых уроках, специально посвященных этой исторической дате. Наша подготовка к 20-летию стала стимулом для многих научных исследований в области парламентской и правовой культуры. Именно по инициативе Государственной Думы Российское историческое общество учредило премию для молодых ученых, которые работают и ведут поиск в этих областях. А в самом парламенте прошли тематические выставки и прочитаны два цикла лекций, где выступили видные юристы, политические и государственные деятели нашей страны, в том числе и участвующие в разработке принятой 20 лет назад Конституции. Все это поможет не только сохранить память о столь значимом событии, но и внесет содержательный вклад в развитие российского правового государства.
9 декабря будет публично представлен подготовленный в соответствии с решением Совета законодателей Отчет о состоянии российского законодательства, который призван подвести итоги 20-летней законотворческой работы, помочь их более глубокому осмыслению. Это тоже делается впервые. Пришло время профессионально оценить законотворческую политику, ее достижения и проблемы, включая недостатки юридической техники, логики и самого языка законов. Не думаю, что мы сразу выявим и разрешим все трудности. Слишком невелик срок для такой работы и серьезен массив для оценки. Но в год юбилея Конституции и парламента это важно сделать не только для нас, нынешних законодателей, но и для тех, кто придет в парламент следующих созывов. В таком сложном деле, как написание законов, нужно знать накопленный опыт, пользоваться лучшими наработками и избегать прежних ошибок. Тогда качество законов будет высоким, содержание — понятным, а правоприменение — строгим.
Говоря о результатах двух десятилетий, мы одновременно подводим итоги и текущего, 2013, года. Конечно, впереди еще много важных событий. И, безусловно, ключевым для Российского парламента станет очередное Послание Президента Российской Федерации. Но уже сейчас стоит проанализировать и задуматься над тем, что оставит истории нынешний, 2013, год, включая события международного значения? На протяжении прошедшего года особую роль играла ситуация в Сирии, с которой оказались связаны многие опасные для мира проблемы. Но, к счастью, с ней же связано и крупнейшее достижение — перелом, начатый по инициативе Президента России Владимира Путина, по ликвидации химического оружия на территории Сирии…
Еще одна международная тема — это развитие в условиях глобализации интеграционных проектов. Здесь мы видим растущее многообразие моделей — одно из зримых доказательств многополярности мира. Однако как избиратели, так и разные политические силы по-разному относятся к готовности государств передать долю своих суверенных полномочий наднациональным структурам. Россия, Беларусь и Казахстан взяли курс на создание Евразийского экономического союза, приносящего реальную пользу нашим гражданам. На этом фоне выглядят странными попытки отдельных западных политиков искажать подлинный смысл евразийской интеграции. Тем более недопустимо открыто вмешиваться и противодействовать этим позитивным процессам. Главное — мы не должны забывать о том, что объединяет всех нас, делает разные страны и народы международным сообществом государств. Я говорю об общепризнанных нормах международного права и о таких глобальных институтах, как ООН и ее Совет Безопасности. Отстаивая мирный путь решения международных проблем, Россия защищает именно эти общепризнанные и необходимые всем нам институты и ценности.
Да, на прямое отрицание ценностей международного права решаются немногие. Хотя, к примеру, в ряде стран имеет место так называемый «ползучий пересмотр» решений, связанных с итогами Второй мировой войны. Такая деятельность не встречает пока должного отпора. И я не случайно говорил на пленарном заседании ПАСЕ о необходимости создания новых электронных ресурсов, содержащих материалы и копии архивных документов, посвященных материалам Нюрнбергского процесса.
Опасны и попытки одностороннего расширительного толкования международных норм. Появление новых норм и обязательств может быть лишь результатом самых серьезных и, вероятно, длительных международных дискуссий. Причем каждое государство вправе учитывать в своем законодательстве собственные традиции — исторические, национальные, религиозные. Внимание к международному праву сегодня особенно актуально, потому что растет число сфер, где наметился дефицит доверия. Как бы ни оценивать новую информацию о масштабах электронной слежки, которая нарушила права сотен миллионов граждан, затронула даже лидеров государства нельзя не признать, что она разрушает, а никак не создает доверие. Компенсировать потери для международного диалога может лишь стремление следовать праву.
Уважение к ценностям международного права требует глубокого знания его истории. В 2014 году исполнится 100 лет со дня начала Первой мировой войны, уроки которой тоже оставили след в международном праве. Но пренебрежение к этим урокам усугубило трагичность глобального конфликта: на памяти того же поколения первой половины ХХ века разразилась и Вторая мировая война, унесшая уже не миллионы, а десятки миллионов жизней. Возможно, именно урокам мировых войн следует посвятить наш третий парламентский форум в 2014 году. Он может стать знаковым еще и потому, что Россия в следующем году организует целый ряд крупных международных мероприятий. Это и Зимняя Олимпиада в Сочи, и саммит «группы восьми», который пройдет в июне также в Сочи. А в сентябре 2014 года наша страна примет саммит «парламентской восьмерки». Обобщая все это, хочу подчеркнуть — парламентская культура остается ключевой для современного политического процесса. Именно поэтому представители органов законодательной власти не могут допустить разрушения международно-правовых устоев. Сегодня, когда перед нами стоят общие и экономические, и экологические, и социальные вызовы, пора осознать — диалог всегда лучше грубой силы, а норма права — выше политических амбиций.
(Из выступления на II Международном парламентском форуме «Конституция. Демократия. Парламентаризм»