Даёшь новую индустриализацию!
Депутаты Государственной Думы единогласно приняли в первом чтении законопроект «О промышленной политике в РФ»
Тем самым депутаты задали курс на «модернизацию без остановок», как назвал Президент России Владимир Путин стимулирующие меры поддержки отечественной экономики на Петербургском экономическом форуме. Многие тут же нарекли документ законом, который «консолидирует нацию», «запускает новую индустриализацию страны», «ведет к технологическому прорыву». А 7 октября, когда случилось сие думское единодушие, назвали важным днем, знаменующим новую историческую эпоху. Кстати, на пленарное заседание для обсуждения законопроекта были приглашены представители около полусотни непарламентских партий.
Государственники торжествуют — то, за что они так долго бились, свершилось! «Законопроект давно назрел, — заявил на пленарном заседании зампред Комитета ГД по промышленности Павел Дорохин (КПРФ). — Он является не только экономическим, но и политическим документом, так как впервые символизирует поворот государства от «экономики скважины» в сторону новой индустриализации и модернизации промышленности, с тем, чтобы Россия стала технологически развитой державой. Реализация закона гарантирует дальнейший промышленный рост, экономическую безопасность и независимость страны».
Обсуждая накануне пленарки законопроект на «круглом столе», первый зампред Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов («Справедливая Россия») отметил его идеологический смысл: «Если не так давно все упования в правительстве были связаны с «невидимой рукой рынка», то новый законопроект впервые открывает дискуссию о промышленной политике в стране. Еще несколько лет назад подобный законопроект был невозможен, теперь же он открывает ящик Пандоры для либералов».
Именно их усилиями, по мнению главы Комитета ГД по промышленности Сергея Собко (КПРФ), страна потеряла за прошедшее двадцатилетие 60 процентов промышленного потенциала, ушла со второй позиции в мире по масштабам экономики и образования. «Сегодня мы отстаем от развитых стран по производительности труда в 3-7 раз, по темпам обновления основных фондов более чем в 10 раз, — подчеркнул он, выступая содокладчиком по представленному законопроекту. — Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, не превышает 15 процентов. В этих условиях мы не можем быть конкурентоспособными». Либеральные методы себя полностью исчерпали, считает депутат-коммунист. Пора отбросить ложные цели вроде финансовой консолидации или инновационного прорыва, которые умышленно или в силу непрофессионализма подбрасывают нам либералы. Россию спасет только форсированное индустриальное развитие на базе государственного отраслевого регулирования и индикативного планирования. Нужна реальная промышленная политика, успех которой будет измеряться конкретными категориями выпущенной продукции и роста производительности труда.
«Надо пересмотреть экономическую политику, которая со времен Егора Тимуровича Гайдара, к сожалению, не менялась», — призвал коллег первый зампред Комитета ГД по земельным отношениям Мартин Шаккум («Единая Россия»), увидев в том причины неконкурентоспособности отечественной экономики. Свое предложение аргументировал фактами: за последние 15 лет в России цены на основные составляющие конечного продукта — строительные материалы, металлы, энергоносители — выросли в пять—семь раз в валюте. А цены на мировом рынке за это время на эти же товары увеличились на 30-40 процентов. Мы по стоимости электроэнергии уже обогнали Европу, США и продолжаем идти вверх, проинформировал он. «К закону о промышленной политике нас подтолкнуло вернуться введение санкций. Но падение промышленного производства, кризис промышленности ни в коей мере не являются результатом введения санкций, это результат ошибок в экономической политике. Поэтому нужно несколько шире на все посмотреть и выходить из кризиса необходимо через координированную политику всех институтов государства: и Центрального банка, и правительства, и органов государственной власти субъектов, и местного самоуправления», — констатировал депутат.
В том же духе высказался, выступая на пленарном заседании, председатель Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский («Единая Россия»). «Сегодня от либерального крыла все чаще звучат предложения по сжатию денежной массы, — отметил он. — Сжатие денежной массы ограничивает инвестиционные расходы и потребительский спрос, соответственно ведет якобы к сокращению инфляции. А сокращение инфляции якобы оживляет деловую активность. Но этот сценарий мы наблюдаем последние 10 лет. Он привел к тому, что в прошлом году мы получили рост экономики — 1,3 процента, в этом — получим менее 1, а в следующем, как дружно говорят западные специалисты и экономисты, рост экономики у нас будет где-то в пределах 0,2 процента ВВП. И это оптимистичный сценарий. Хотелось бы перейти от политики сдерживания денежной массы к политике наращивания инвестиций, к наращиванию реального сектора экономики. Необходимо создавать новые производства и обновлять действующие, помогая им идти по пути модернизации и перевооружения производства». Как уверен депутат, нужна комплексная программа по развитию промышленности — с достижением конечных целей, чтобы мы знали, куда вкладываются деньги, что мы от этого получаем. Но пока в этом направлении ничего не делается.
Исправить ситуацию может Закон «О промышленной политике в Российской Федерации». «Этот законопроект входит в число приоритетных на осеннюю сессию и призван заложить системную основу для развития отечественной промышленности, повышения ее конкурентоспособности и эффективности», — уточнил Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин. На депутатский суд было представлено одновременно три альтернативных документа. Один из них внесен Правительством РФ в июне 2014 года, два других подготовлены и внесены думскими депутатами еще в 2008 году.
Справедливости ради стоит отметить, что первыми поставили вопрос ребром о необходимости целенаправленной государственной промышленной политики в стране коммунисты. «Я 10 лет, выступая с думской трибуны, заявлял, что страна не может успешно развиваться, если не принять целый ряд законов — о стратегическом планировании, о промышленной политике, о поддержке сельского хозяйства, об образовании для всех, — напомнил руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов. — Мы подготовили законопроект о промышленной политике, который считаем базовым. Я трижды представлял его в правительстве, на Государственном Совете…» Но правительство, по его словам, не прислушивалось к предложениям КПРФ. При этом он уточнил: для того, чтобы выполнить майские Указы главы государства по социальной сфере, надо темпы роста ВВП иметь не менее 5 процентов, а они сегодня стремятся к нулю. На этом фоне призыв лидера коммунистов к Президенту был им услышан и поддержан. «Если закон будет принят, то он определит развитие отечественной промышленности на ближайшие 15-20 лет, — подчеркнул Геннадий Зюганов, — и даст возможность получить долгосрочные двух-трехпроцентные кредиты под новые рабочие места и современную конкурентоспособную продукцию. В результате уже в ближайшее время мы получим дополнительно пять миллионов рабочих мест и создадим качественно новую систему профессиональной подготовки кадров».
Схожую позицию озвучила и представитель парламентского большинства Елена Панина, член Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, соавтор законопроекта «О национальной промышленной политике», внесенного в палату в сентябре 2008 года. И в течение всего времени, прошедшего с той поры, посетовала она, приходилось преодолевать сопротивление правительства в отношении одного из краеугольных документов страны. «Горько осознавать, но понадобилось шесть лет для того, чтобы закон о промышленной политике наконец-то дошел до первого чтения. Если бы мы его приняли тогда, сегодня Россия, наша экономика не были бы в столь сложном положении, особенно в условиях экономических санкций», — сказала с укором депутат.
Так или иначе, но ситуация, как видим, с мертвой точки сдвинулась. Профильный комитет предложил поддержать правительственный документ. Впрочем, авторы альтернативных законопроектов не обиделись. Елена Панина уточнила: министерский проект «где-то на 70-80 процентов совпадает с текстом законопроекта «О национальной промышленной политике», вобрав в себя его лучшие положения. «Наша задача — в кратчайшие сроки не только принять и доработать базовый законопроект, но и весь тот пакет сопутствующих нормативно-правовых актов, без которых сам базовый закон работать не будет. Этого ждет от нас страна, ждет общество, ждет наш народ», — на такой патриотической ноте завершила она свое выступление.
Согласны с этим и разработчики правительственного законопроекта. Представляя его в Госдуме, первый замминистра промышленности и торговли РФ Глеб Никитин выразил признательность авторам всех альтернативных версий: «Мы в очень большой степени использовали их наработки, находя компромисс по спорным вопросам на специально созданной рабочей группе, в которую вошли представители всех фракций Государственной Думы».
Словом, если долго мучиться, что-нибудь получится. Что же у нас получилось? «Законопроект «О промышленной политике» — это документ стратегического характера, который задает вектор развития промышленности, обозначает приоритеты, предлагает открытый перечень мер стимулирования, — заметил официальный представитель Правительства РФ, выступая перед депутатами. — Он не может, да и не должен быть исчерпывающим регламентом, прописывающим каждый шаг хозяйствующих субъектов, каждое действие властей и служить инструкцией на все случаи жизни».
Законопроект, по словам Глеба Никитина, станет нормативной основой для запуска новой индустриализации, для проведения структурной реформы, направленной на опережающее развитие обрабатывающих отраслей промышленности и призван решить три основные задачи. Первая: определить роль государства в сфере промышленной политики. Вторая: устранить пробелы, неточности или противоречия толкования отраслевого законодательства — налогового, бюджетного, гражданского — при применении мер поддержки промышленной деятельности. Третья: создать основу для применения новых инструментов поддержки промышленной деятельности.
Документ определяет ключевые понятия, цели, задачи и принципы промышленной политики, меры стимулирования промышленной деятельности, полномочия федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. Тем самым ликвидируется дисбаланс между министерствами, ведомствами и регионами, который существует до сих пор. Законопроект усиливает регулирующую роль государства по концентрации экономических и административных сил и средств в решении вопросов промышленного развития. Упорядочивает различные федеральные целевые программы, которые зачастую как по цифрам, так и по срокам, противоречат
друг другу.
Какими новациями отличается представленный проект закона? Впервые вводится Совет по промышленной политике при Президенте РФ, определяются его полномочия и состав. Он станет новым центром координации всех звеньев промышленности и взаимодействия с общественностью и наукой. Это будет постоянно действующий совещательный орган при главе государства для выработки рекомендаций и предложений по основным направлениям промышленной политики, что позволяет более оперативно решать и корректировать вопросы промышленного развития России. В его состав наряду с представителями Президента и Правительства РФ войдут члены профильных комитетов обеих палат Федерального Собрания. Поименный список утвердит Президент.
Содержит законопроект и ряд важных правовых новшеств. Одно из них предусматривает специальный инвестиционный контракт, заключаемый от имени государства уполномоченным органом на срок до 10 лет. Он может быть заключен на создание или освоение продукции, которая не имеет аналогов в России или является приоритетной для социально-экономического развития страны, на создание и освоение производства на основе новейших направлений науки, техники, технологий. Инвестор, подписывающий такой документ, получает налоговые льготы, но самое важное заключается в том, что до истечения срока договора инвестор защищен от законодательных изменений, которые увеличивают налоговые нагрузки или ужесточают требования к производству. Не пострадает и от других нормативных актов, ухудшающих условия ведения бизнеса. Насколько оправдана такая защита? Оказывается, очень даже востребована в условиях, когда Российский парламент принимает в год до 400 законов, а во всем мире показатель в 200 уже считается критическим.
Планируется создание государственной информационной системы промышленности, которая позволит автоматизировать процессы сбора и обработки информации о состоянии и прогнозе развития промышленности, о субъектах промышленной деятельности, о планах и фактическом выпуске основных видов промышленной продукции с учетом отраслевой детализации, о кадровом потенциале, об эффективности применения мер поддержки. На создание такой системы, по расчетам правительства, потребуется порядка 43 миллионов рублей, а на эксплуатацию — еще 4 миллиона ежегодно. Такого обязательного центра синтеза информации раньше в стране не было. Его создание, по замыслам разработчиков законопроекта, будет способствовать активизации информационного обмена, улучшению диалога и консолидации усилий между государственными и частными промышленными организациями крупного, среднего и малого бизнеса по созданию новых производств и внедрению новых технологий.
Особую роль закон предопределяет Оборонно-промышленному комплексу России как наиболее технологичному локомотиву отечественной промышленности и гаранту безопасности государства. Программе финансовой поддержки ОПК выделяется отдельная глава. Целая статья документа посвящена импортозамещению. Законопроект устанавливает приоритет промышленной продукции, произведенной на территории России, при закупках товаров для государственных и муниципальных нужд. Это касается и нужд отдельных видов юридических лиц.
Отдельным пунктом в документе прописана поддержка экспортеров. Например, в виде страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков или предоставления государственных гарантий по обязательствам экспортеров. Для них предусмотрены повышение или понижение таможенных пошлин, если это не противоречит международным обязательствам страны. Тем самым закон частично выравнивает несправедливые условия для производителей в России, возникшие со вступлением в ВТО, и позволяет увеличить выпуск конкурентоспособной отечественной техники.
Прежде чем прописаться в Госдуме, законопроект прошел широкое общественное обсуждение. «Мы корректировали его пять раз, — сообщил Глеб Никитин. — В процессе согласования рабочая группа получила предложения от 70 субъектов Российской Федерации. Это свидетельствует о том, что в обществе отчетливо сформировался спрос на такой закон…» Насколько он соответствует «общественному спросу»? При том, что законопроект получил в первом чтении единодушную поддержку думцев, в его адрес прозвучало немало критических замечаний и принципиальных возражений.
В первую очередь со стороны думских комитетов. Так, Комитет по земельным отношениям и строительству обратил внимание на нестыковки с Гражданским и Земельным кодексами в части предоставления льгот по арендной плате. Комитет по энергетике в своем заключении отметил: закон потребует дополнительных источников финансирования, а налоговые преференции, объем которых в финансово-экономическом обосновании проекта не указан, приведут к недопоступлению средств в доходную часть бюджета. Кроме того, авторы законопроекта предусматривают специальные налоговые режимы и льготы, но не вносят соответствующих изменений в Налоговый кодекс, что является концептуальным недостатком документа.
За существенную доработку концепции закона высказался Комитет по вопросам собственности. Его депутаты обратили внимание на декларативность и неопределенность положений законопроекта: «Он не содержит в полной мере правовых механизмов реализации «ключевых инструментов» и мер стимулирования промышленной деятельности. В нем имеются существенные противоречия с бюджетным и налоговым законодательством». Кроме того, неясно, «какой будет национальная промышленная политика в ближайшей перспективе, в чем конкретно она будет выражаться?» Наибольшие замечания вызвало содержание статьи о специальном инвестиционном контракте. При отсутствии необходимой публичной прозрачности и должного контроля со стороны государства, а также при изобилии отсылочных норм, должностным лицам федеральных органов исполнительной власти и представителям инвестора фактически предоставляются неограниченные полномочия по правовому регулированию предмета контракта и порядка его выполнения. Это может повлечь «коррупционные проявления», полагают члены Комитета. Счетная палата также обращает внимание на отсутствие критериев контроля за конечными результатами мер государственного стимулирования промышленной деятельности.
Жесткая критика прозвучала и в личных выступлениях как депутатов, так и непарламентских партийцев. «Во время работы над законом самой сложной задачей для нас было найти баланс между общими, так называемыми рамочными нормами и детальными конкретными позициями, которые реально меняют инструментарий промышленной политики. Представленный проект является следствием нахождения такого баланса в рамках, установленных юридической техникой. И мы не можем содержание госпрограмм перенести в закон…» — подытожил Глеб Никитин. Тем не менее выразил надежду, что ко второму чтению документ при участии депутатов будет наполнен более конкретным содержанием.
В любом случае сегодня уже никто не сомневается: закон «О промышленной политике в РФ» будет принят до конца 2014 года. Приходит общее понимание: промедление с индустриализацией смерти подобно!