Что-то у нас не заладилось с Конституционным судом
25 лет назад в России появился Конституционный суд

Эти слова Бориса Ельцина ярко характеризуют первые, чрезвычайно трудные годы работы новой судебной инстанции. За время своего существования этот независимый орган конституционного контроля пережил немало, особенно в период своего становления. Как же это происходило, почему вообще возникла необходимость создания именно такой судебной инстанции и с чем ей пришлось столкнуться в начале пути? об этом в интервью «РФС» вспоминает судья Конституционного суда в отставке, член президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Тамара Морщакова
НАЧИНАЛИ С ЗАСЕКРЕЧЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
- Тамара Георгиевна, почему вообще возникла идея организовать в Российской Федерации Конституционный суд, ведь этот процесс начался еще в годы существования Союза ССР?
- Прообразом Конституционного суда России стал Комитет конституционного надзора СССР. Он просуществовал всего лишь около трех лет, но ему, тем не менее, удалось разрешить несколько вопросов в сфере нормотворчества и правоприменения, уже тогда являвшихся «больными» в СССР. Одним из таких стал вопрос о действии засекреченных неопубликованных нормативных актов, которые никто не знал, но они в значительной мере определяли жизнь и судьбу граждан, общества и государства. Подобных не публикуемых документов было множество, и Комитет конституционного надзора рассматривал принципиальную возможность их применения. Понятно, что его оценка была отрицательной. Его решение по этому и некоторым другим вопросам, например о необходимости отмены разрешительного порядка прописки, оказались знаковыми для того времени Но его же практика показала, что комитету недостает компетенции по непосредственному лишению нормативных текстов, не соответствующих Конституции, юридической силы. В большинстве случаев этот орган выступал неким советчиком, однако, учтет ли законодатель его рекомендации, от Комитета конституционного надзора в конечном счете не зависело, что не соответствует демократической системе организации государства, построенной на принципе разделения властей.
Первый проект закона о Конституционном суде поступил в Верховный Совет РСФСР в 1990 году, и первоначально планировалось, что суд должен предназначаться для рассмотрения спорных вопросов внутри государственной власти. Проект в принципе не предусматривал основной функции конституционного правосудия — возможности рассмотрения жалоб граждан на несоответствие Конституции законов, других норм и практики их применения. В процессе рассмотрения проекта в Верховном Совете на эту тему развернулась дискуссия, появился альтернативный вариант, в котором предлагалась дополнительная глава, предусматривающая право граждан обжаловать в Конституционный суд правоприменительную практику, сложившуюся на основе какой-либо нормы.
Я сознательно применяю именно такой термин — норма, а не закон, так как большая часть массива правового регулирования в СССР состояла как раз из подзаконных актов: нормативные документы правительства, ведомств, совместные постановления ЦК КПСС и правительства — это был распространенный жанр. Страна жила в основном по ним.
С содержательной точки зрения работа Конституционного суда начиналась на очень высокой ноте»
В конкуренции двух проектов победил альтернативный вариант. По действовавшему тогда Основному закону Конституционный суд должен был состоять из 15 членов, компетенция его подробно не регулировалась, ему предписывалась только функция конституционного контроля и были даны полномочия признавать то, что являлось предметом этого контроля, не соответствующим Конституции и утрачивающим юридическую силу. По жалобам граждан он мог признать неконституционность самой судебной практики, сложившейся на основе закона, но изменение или отмена примененного закона по- прежнему зависели от парламента. В любом случае был сделан важный шаг, послуживший осознанию роли конституционного правосудия в контроле за соблюдением Конституции законодателем. И то, что произошло дальше с этим судебным контролем, — нашло свое отражение в действующем законе о Конституционном суде, принятом в 1994 году.- Вы сказали, что Конституционный суд должен был состоять из 15 человек. А работали в первом его составе 13. Что произошло?
- Судьи избирались на съезде народных депутатов, а их было более тысячи. Чтобы пройти этот фильтр, необходимо было набрать более шестисот голосов. Из 23 предложенных съезду кандидатур в трех турах голосования депутаты одобрили только 13.
- Кто, кстати, отбирал этих людей?
- Как сейчас принято говорить — профильный комитет Верховного Совета РСФСР. Выдвигались же кандидаты исключительно депутатскими фракциями и юридическим сообществом.
Можно было бы сделать вывод, если кандидатов выдвигали фракции, то суд был сформирован по партийному принципу. Но партийная палитра была тогда очень бедная: единственно оформленной партией могла считаться только КПСС. Меня, например, выдвигала фракция беспартийных — существовала и такая. Кто-то баллотировался от фракции коммунистов, но многие судьи никакого устойчивого партийного окраса не имели. Поэтому нет оснований обвинять первый состав Конституционного суда в каких-то партийных пристрастиях. Большинству как раз хотелось надеяться, что они будут защищать только интересы права. Хотя были судьи, которые не смущались партийной принадлежности и даже публично демонстрировали ее, несмотря на то, что статус судьи Конституционного суда уже тогда предполагал обязанность ничем это не проявлять. На этом суд настаивал. Был даже случай, когда человек, посетивший какое-то собрание Компартии и замеченный там среди почетных гостей, вынужден был держать ответ перед коллегами, и решался вопрос о приостановлении его полномочий.
С точки зрения сегодняшнего дня эпизод почти комический. Но он показывает, что укреплялось осознание судьями необходимости стоять над политической схваткой. Хотя эта парадигма выдержана не была. В ходе кризиса 1993 года руководство Конституционного суда стало более активно сотрудничать с Верховным Советом. Понятно, что это обосновывалось идеей примирения, желанием найти пути компромисса в споре между ветвями власти. Примириться, как известно, не получилось.
С БОРИСОМ ЕЛЬЦИНЫМ ПОСПОРИЛИ
- Конституционный суд начал работать через два месяца после его создания в 1991 году, приступив к рассмотрению дел в 1992-м. И уже первый его вердикт был не в пользу очередного «громкого» указа Президента России. Как после этого складывались с ним отношения?
- С содержательной точки зрения работа Конституционного суда начиналась на очень высокой ноте. Он признал не соответствующими Конституции некоторые положения в указе президента о слиянии основных силовых структур России в единое мощное ведомство. Возглавлявший тогда государственно-правовое управление в Администрации президента Сергей Михайлович Шахрай публично заявил, что президент немедленно исполнит решение Конституционного суда и отменит свой указ. Но судьи КС и юридическая общественность возмутились, усмотрев в этом публичном признании их позиции умаление правового значения акта конституционного правосудия. Они говорили: «Конституционный суд уже лишил президентский указ юридической силы, и поэтому не имеет значения, отменит президент свой указ или нет». Полагаю, что в те годы мы не очень правильно поняли друг друга. Ведь тот жест со стороны Администрации главы государства следовало оценивать совершенно иначе — как готовность власти слушать то, что говорит суд.
Помню, как после нескольких следующих решений, вынесенных не в пользу президента, в обществе резко критиковались его слова — дескать, «что-то у нас не заладилось с Конституционным судом». В публичном пространстве их расценили как выражение неудовольствия в адрес органа конституционного правосудия. Действительно, Конституционный суд очень смело оценивал акты президентской власти, что-то отвергая, но в чем-то ее и поддерживая. Было признано, например, что наделение президента особыми полномочиями в условиях проведения экономических реформ — соответствует Конституции. На мой взгляд, президент пожаловался на свою нелегкую миссию или судьбу, а не на судебные решения, в которых содержалась критика нормативных положений.
- Но ведь и у Конституционного суда в конечном итоге оказалась нелегкая судьба. Вы упомянули кризис 1993 года. Тогда известным указом президента №1400 деятельность Конституционного суда была приостановлена…
- В этом указе среди мер, направленных на скорейшее проведение конституционной реформы в стране, среди прочего было обозначено, что деятельность Конституционного суда должна строиться на основе нового Основного закона. Но это подается как произвольное приостановление президентом полномочий Конституционного суда, что неверно.
Еще до того, как произошли трагические события осени 1993 года, судьи КС неоднократно отмечали очень непростую ситуацию, в которой им приходилось работать. Текст Основного закона представлял собой конгломерат противоречащих друг другу положений, рождавшихся в разное время. Конституция постоянно менялась на заседаниях съезда депутатов. В результате такой практики конституционные нормы содержали абсолютно противоречащие друг другу положения. Например, признавались руководящая роль КПСС и одновременно многопартийность, принцип разделения властей и право съезда депутатов принять к рассмотрению и разрешить любой вопрос.
Все это было отягощено непрерывными спорами о компетенции между законодательным органом, президентом и правительством. Как мог Конституционный суд нормально работать, когда сама Конституция четко и последовательно не определяла полномочия действовавших органов власти? У меня хранится в рукописном варианте документ, подписанный пятью судьями КС. Он уникален, его нет ни в одном архиве. В нем говорилось, что при противоречивом Основном законе единственное, что может орган конституционного правосудия, — рассматривать жалобы на нарушения конституционных прав граждан. К тому моменту уже существовал новый каталог этих прав в тексте Декларации о независимости России, где в соответствии с международными стандартами гарантировались права и свободы граждан. Только в этой части компетенция суда имела нормативную базу конституционного уровня.
И в то же время, на мой взгляд, и заявление о приостановлении деятельности Конституционного суда было со стороны президента юридически излишним. В условиях, провозглашенной конституционной реформы, завершения работы над текстом нового Основного закона, Конституционный суд объективно не мог осуществлять конституционный контроль: не было необходимых конституционных ориентиров. Тем более что одновременно шел процесс реформирования самого суда. Судьям было оказано в этот период максимальное доверие. Все они входили в состав Конституционного совещания, созванного президентом, двое были членами Рабочей комиссии по доработке проекта Основного закона. Все судьи вошли в состав Конституционного арбитража, рассматривавшего спорные вопросы, которые в Конституционном совещании не удалось решить голосованием. И все судьи КС были заняты разработкой проекта нового закона о Конституционном суде, который был далее внесен на рассмотрение парламента президентом.
И еще один штрих к тому, насколько деятельность и позиции Конституционного суда учитывались даже в этот период конституционной реформы. В процессе разработки новой Конституции предлагалось сформировать некий орган — Высшее судебное присутствие. Он не должен был рассматривать конкретные дела, но его возможные решения или указания должны были быть обязательными для всех высших российских судов. Считая это недопустимым, шесть судей Конституционного суда очень быстро, с первой попытки добились аудиенции у президента. Почти два часа он выслушивал наши аргументы по поводу недопустимости создания такой структуры, и они были учтены. В этом выражалось признание властью независимости суда.
НЕЛЬЗЯ РАЗДЕЛИТЬ ПРАВО И ПОЛИТИКУ
- Но в результате реформ Конституционный суд лишился одной компетенции: по своей инициативе давать оценку конституционности действий и решений представителей власти. Правильно ли это?
- То, что это ушло из полномочий КС, — объективная необходимость, подтвержденная практикой всех стран, где государственное устройство основано на принципе разделения властей. Если Конституционный суд сам берется за рассмотрение какого-то вопроса, то тут же становится субъектом политической деятельности с серьезными юридического последствиями. Ведь он может признать действия властей не соответствующими Конституции, что является основанием для лишения их статуса. Ни один суд в мире так не работает. Именно запрет для органа судебного контроля на инициативу в рассмотрении конституционных проблем превращает работу органа конституционного правосудия в правовую и помогает ему освободиться от очень соблазнительного стремления проявить активность в решении споров между структурами государственной власти.
- Выходит, все-таки можно разделить право и политику?
- Нельзя. Но в том лишь смысле, что правовые позиции суда имеют серьезные политические последствия, которые наступают после его решений, но в результате юридически значимых политических действий и решений других игроков на политической сцене. Решения Конституционного суда, рассматривающего правовые вопросы, всегда имеют политические последствия. Но только задача состоит в том, чтобы политические мотивы участников споров в Конституционном суде не имели значения для него. Потому что правовые основания, которые суд использует для разрешения спора, заложены в Конституции.
Конституционный суд Российской Федерации сегодня Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией и Федеральным конституционным законом «о Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный cуд состоит из девятнадцати судей (на сегодняшний момент действует шестнадцать), назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи Конституционного cуда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и законодательством о конституционном судопроизводстве. В своей деятельности судьи КС выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп. Решения и другие акты Конституционного cуда выражают соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий. Свои решения судьи КС принимают в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по рассматриваемым вопросам либо принятым к предварительному изучению. Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного cуда Российской Федерации не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность. Конституционный cуд правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей. Полномочия КС не ограничены определенным сроком. Конституционный cуд РФ рассматривает и разрешает дела в ходе заседаний с проведением слушаний, а в случаях и порядке, установленных законодательством о КС, без проведения слушаний. |