Что с «крыльями» России?
О том, что сегодня происходит в нашей авиации и что ее ждет в будущем, рассказывает депутат Государственной Думы, член Комитета по обороне Александр Тарнаев
Люди старшего поколения да и среднего тоже помнят те времена, когда наша страна была ведущей мировой авиадержавой. Во второй половине прошлого века существовало всего четыре государства, индустрия которых позволяла им производить все виды самолетов: военные и гражданские, для международного и регионального сообщения. СССР в те годы был на втором месте по объему авиаперевозок, контролировал около 30 процентов мирового рынка пассажирской авиации. Наши авиалайнеры и воздушные суда военного назначения закупали более чем в 40 зарубежных странах. Сегодня положение изменилось. Российское небо бороздят в основном американские «боинги» и европейские «аэробасы». Гражданские самолеты приобретаются нашими авиакомпаниями даже в государствах, прежде не занимавшихся авиастроением, — в Бразилии и Канаде… Действительно, сложившаяся в нашей авиационной отрасли ситуация не может не настораживать. Полученная мною в ходе работы в Совете Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ и поступившая в Государственную Думу информация свидетельствует о серьезных проблемах в отрасли, которые можно расценить как глубокий системный кризис. Значительные провалы обнаружились в авиапромышленности, двигателестроении, производстве радиоэлектроники, организации полетов и обеспечении их безопасности, в подготовке кадров и ряде других направлений.
Происходит деградация одной из самой высокотехнологичных отраслей экономики и науки. Если в 1990 году страна выпускала около 200 пассажирских авиалайнеров, в последние годы их строилось считаные единицы. Иностранные воздушные суда быстро заполнили образовавшийся вакуум, вытесняя Россию и на внутреннем, и почти полностью на международном рынках. С 2000 года количество зарубежной авиатехники, закупленной отечественными авиакомпаниями, выросло в 15 раз. За этот период в российском небе появилось более полутора тысяч иностранных пассажирских самолетов, что обошлось нашей стране в 45 миллиардов рублей. На эти средства, по подсчетам независимых экономистов, можно было построить две с половиной тысячи отечественных машин, обеспечить работой сотни тысяч наших ученых, инженеров, рабочих. Вместо этого мы обеспечивали и продолжаем обеспечивать своими заказами заграничный авиапром.
Почему так происходит? Почему крупнейшие наши авиакомпании «Аэрофлот», «Трансаэро», «Россия», «Сибирь» и другие практически прекратили эксплуатацию отечественных самолетов? Не только потому, что они считают экспортируемые воздушные суда лучше по качеству и требованиям безопасности. Существует положение, по которому иностранные самолеты, зарегистрированные нередко в офшорных зонах, поставляются в нашу страну по схемам временного ввоза, то есть без пошлины и даже НДС. Таким образом, иностранный авиалайнер при прочих равных условиях имеет около 38 процентов преимущества в цене перед отечественным. Кроме того, существует и ряд других налоговых, организационных и финансовых инструментов, которые создают неравные конкурентные условия между отечественной и зарубежной авиационной продукцией.
Сегодня Россия, лишенная самостоятельного вектора развития, становится источником обогащения других государств. Казалось бы, это очевидно, и в последние годы с самых высоких трибун, в Правительстве и парламенте заговорили о необходимости импортозамещения, возрождении отечественной авиации и самолетостроения. В Постановлении Правительства РФ от 15 октября 2001 года утверждена Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года». В ней предусмотрены конкретные мероприятия по разработке, модернизации и производству 17 типов самолетов, 9 вертолетов и 18 авиационных двигателей. Финансирование этого плана составило 207,5 миллиарда рублей.
Помимо того, на развитие авиапрома в 2007-2012 годах в виде взноса в основной уставный капитал, субсидий и так далее ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) было выделено еще 247 миллиардов рублей. Однако проведенная Контрольным управлением главы государства проверка исполнения Указа Президента РФ от 17 мая 2012 года №596 пришла к неутешительным результатам: «При полном освоении выделенных средств, определенных программой, цели не достигнуты».
Сообщалось также, что в 2009-2010 годах на возрождение отечественной авиации и самолетостроения было направлено 190 миллиардов рублей. После ознакомления депутатов с отчетом Счетной палаты по результатам деятельности Минпромторга и ОАК, а также с заключением Генеральной прокуратуры по данному вопросу стало очевидным, что выделенные этим организациям средства утекли в какую-то черную дыру. Хотя если бы они были использованы на заказ производства отечественных самолетов, а не на мнимые «структурные преобразования», то гражданская авиация могла бы получить 260 самолетов типа Ту-204. Это позволило бы России выйти на третье место в мире по выпуску авиатехники, повысить производственную загрузку предприятий отрасли и обеспечить свыше 100 тысяч новых рабочих мест.
Флагман нашего самолетостроения — Объединенная авиастроительная корпорация, по данным на 2012 год, выпустила 20 пассажирских воздушных судов. Больше половины из них — печально известный «Суперджет 100», который из-за недоработок в конструкции постоянно ломается. В ходе его создания сменилось семь главных конструкторов. А это привело к размыванию их ответственности за конечную продукцию. При этом весьма большие опасения вызывает тот факт, что более 70 процентов комплектующих нового самолета иностранного производства. Это касается не только отдельных деталей, но и узлов двигателя, и оборудования радиоэлектронного обеспечения (авионики). Поэтому трудно считать этот авиалайнер полностью отечественной машиной. Кроме нее, ОАК выпустила два Ту-214, четыре Ан-148, два Ил-96.
Производство самолетов «Сухой Суперджет 100» на заводе КнАФ в Комсомольске-на-Амуре
Исходя из наших быстрорастущих потребностей в гражданских авиаперевозках, это капля в море. А в то же время наши зарубежные конкуренты выпускают сотни самолетов в год и при этом наращивают производство. Согласно прогнозу компании «Боинг», в ближайшие 20 лет она рассчитывает поставить России и странам СНГ 1170 новых самолетов на общую сумму 140 миллиардов долларов. При таких темпах насыщения наших авиакомпаний машинами иностранного производства для отечественной продукции просто не остается места.
Учитывая, что большинство наших пассажирских перевозок осуществляется иностранными воздушными судами (сейчас в российском небе летают всего семь процентов пассажирских самолетов отечественного производства), 95 процентов пассажирооборота и 88 процентов грузовых перевозок приходится на самолеты-иномарки. И обслуживают авиатехнику все чаще иностранные специалисты, а зарубежные пилоты начали включаться в состав летных экипажей. Подобная ситуация, когда западные страны продолжают прибегать к экономическим и политическим санкциям против нашей страны, создает весьма серьезную проблему национальной безопасности России. Ведь в случае ввода ограничений на поставки воздушных судов, запасных частей и комплектующих для них в стране может быстро возникнуть транспортный коллапс. Для возрождения собственного авиапрома, обеспечения ремонта и обслуживания самолетов потребуются немалые средства и время, которых у нас может и не оказаться в критический момент.
Деградация такой высокотехнологичной отрасли, как самолетостроение, влечет за собой тяжелейшие последствия. Авиационная промышленность — это локомотив и для других отраслей национальной экономики, концентрированное соединение самых современных технологий. Она использует новейшие достижения металлургии, нефтехимии, оптики, электроники, информатики и ряда других. Нет, пожалуй, ни одной отрасли производства, которая не была бы тем или иным образом задействована в авиационной промышленности. Поэтому ее развитие как одной из наукоемких отраслей экономики оказывает существенное влияние на темпы перехода нашей страны на инновационные рельсы развития и формирование машиностроительного комплекса страны.
Авиационная промышленность неразрывно связана и с оборонно-промышленным комплексом, служит важнейшим элементом обеспечения интересов России в военно-политической сфере, укреплении ее суверенитета и территориальной целостности, развития международного военно-технического сотрудничества. К сожалению, мы не можем не сознавать угрозы, надвигающейся сегодня на военное авиастроение. Военно-воздушные силы, опирающиеся на отечественный авиастроительный комплекс, являются гарантом безопасности любого суверенного государства.
Очевидно, что купить гражданский самолет за рубежом, имея на это средства, не составит труда, а приобрести стратегический бомбардировщик или истребитель-перехватчик последнего технологического поколения вряд ли удастся, особенно в условиях возрастающей международной напряженности. Не понимать этого и тем более игнорировать сложившуюся ситуацию значит пренебрегать интересами национальной безопасности государства.
Тем не менее процессы, идущие в отечественном авиапроме, ставят под угрозу выполнение намеченной руководством страны Программы производства для Вооруженных сил России 600 самолетов и 1000 вертолетов. Сейчас для осуществления этого плана не хватает производственных площадей и квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров. Лучшие конструкторские бюро и отраслевые институты закрыты. Фирмы «Мясищев» и «Яковлев» практически не существуют. КБ «МиГ» и «Ильюшин» занимаются в основном транспортными воздушными судами.
Следует отметить, что наша гражданская авиация выполняет и другую важную государственную функцию. Благодаря ей обеспечивается единство огромной по масштабу территории нашей страны, ее регионов, осуществляются перевозки проживающих на ней граждан, то есть реализуется их конституционное право на свободу передвижения по всей территории Российской Федерации. К сожалению, крайне неудовлетворительно обстоят дела с обеспечением отечественных авиакомпаний самолетами и вертолетами для местных и региональных маршрутов. Особенно это коснулось отдаленных районов Дальнего Востока, Крайнего Севера и Сибири, не имеющих другой транспортной инфраструктуры. Парк самолетов, летающих на местных авиалиниях, на 70 процентов состоит из отечественных машин, имеющих возраст более 30 лет и зачастую выработавших свой летный ресурс. К 2016 году ожидается прекращение эксплуатации большинства из них, таких как Ту-134, Як-40 и Ан-24. И заменить их пока нечем, кроме как иномарками.
Крайне тяжелое положение складывается с отечественными аэропортами, особенно местного и регионального значения. После распада Советского Союза их число сократилось более чем в четыре раза — с 1450 до 332. Износ действующих составляет от 40 до 80 процентов. Ряд из них находится в критическом состоянии. Причем большинство из закрытых взлетно-посадочных площадок располагались в удаленных от Центра регионах, где воздушный транспорт остается единственным средством для пассажирских и транспортных перевозок.
При такой ситуации значительно снижаются возможности боевого использования и военной авиации и эксплуатации гражданских самолетов для обеспечения нужд безопасности страны. Дезорганизация авиатранспортной структуры, другие отрицательные тенденции в сфере перевозок регионального и местного значения привели к нарушению авиатранспортного сообщения между центрами субъектов Российской Федерации.
И еще одно обстоятельство, на которое хотелось бы обратить внимание. Нынешняя специфика отечественной авиационной отрасли состоит в том, что ее основные сегменты находятся в ведении различных министерств, ведомств и государственных организаций. К ним относятся Минтранс, Минпромторг, Росавиация, Росаэронавигация, Ространснадзор, Межгосударственный авиационный комитет и ряд других. На положение в авиационной отрасли непосредственно влияют Министерство обороны России, а также другие силовые структуры, располагающие авиацией специального назначения.
По мнению экспертов, необходимо восстановить целостность авиационной отрасли в составе единого комплекса и создать при Правительстве РФ соответствующую структуру (возможно, Министерство авиации) по организации и координации взаимодействия органов управления гражданской, государственной авиацией и авиационной промышленностью. Это помогло бы устранить разнобой между вышеназванными организациями и обеспечить четкое управление важнейшей стратегической отраслью нашей экономики.
С учетом громадных просторов нашей страны, ее географических особенностей и геостратегического статуса Россия просто обречена на роль великой авиационной державы, имеющей свое мощное отечественное самолетостроение. Иначе если она в ближайшие годы не сможет реализовать эти планы и расправить наконец свои авиационные «крылья», то окажется перед опасностью утери территориальной целостности и существования как единого централизованного государства.
А этим, безусловно, поспешат воспользоваться наши геополитические конкуренты и потенциальные противники, которые в последние годы (особенно после присоединения Крыма к России и военного кризиса на Украине) проявляют всевозрастающую активность.
Подготовил Александр Сухопаров