Что имеем — сохраним!

Вице-премьер Александр Хлопонин рассказал сенаторам о проблемах и перспективах курорта Кавказские Минеральные Воды

Что имеем — сохраним!
 
Вряд ли кто-нибудь станет со­мневаться в том, что Россия — уникальная страна, обладающая огромными, а порой и единственными в своем роде природными ресурсами. Но уникальность заключается еще и в том, что, владея всеми этими богат­ствами, мы не можем по-хозяйски ими распорядиться. И действуем в русле печальной народной мудрости: «Что имеем — не храним…»
 
Все вышесказанное в полной мере относится к проблемам использова­ния и развития зоны Кавказских Ми­неральных Вод. Тема эта обсуждалась на предыдущем 356-м пленарном за­седании Совета Федерации, где с до­кладом о складывающейся ситуации выступил заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Александр Хлопонин (на фото).
 
Увы, но выступление вице-премьера никакого энтузиазма вызвать просто не могло. Из его слов следовало, что раскинувшийся на территории трех субъектов Федерации курорт, история которого насчитывает 210 лет, где рас­положено 130 источников минераль­ной воды 13 различных типов и одно из лучших в России месторождений лечебной грязи на озере Тамбукан, находится весьма в плачевном состо­янии. Хотя в настоящее время на тер­ритории Кавказских Минеральных Вод и действуют 132 санаторно-курортные организации, 53 туристические гости­ницы различных форм собственности и ведомственной принадлежности.
 
Казалось бы, какой потенциал для перспективного развития региона! Од­нако, по словам Александра Хлопони­на, оно сдерживается из-за целого ряда исторически накопившихся проблем. И, наверное, главными из них можно назвать отсутствие единой государ­ственной политики по развитию ре­гиона на всех уровнях власти, а также несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей природоохранную и курортную деятельность на этой территории. В результате регион буквально вязнет в ворохе нерешенных вопросов: ветшают и не восстанавли­ваются объекты культурного значения, приходит в негодность инфраструкту­ра — дороги и сами источники, систе­мы ЖКХ. Идет сокращение детских са­наториев, уникальную природу губит хаотичная застройка многоэтажными зданиями в запрещенных зонах.
 
Да и использование уже имеющих­ся объектов оставляет желать лучшего, что порождает проблемы совершенно иного рода. Всего лишь месяц назад, в мае, на одном из пленарных заседаний Совета Федерации тема Кавказских Минеральных Вод уже возникала в общем контексте обсуждения деятель­ности Росимущества. Тогда Предсе­датель палаты Валентина Матвиенко напомнила замминистру экономразвития — руководителю Росимущества Ольге Дергуновой об их длительной переписке по поводу реализации госу­дарственной программы по курортам Кавказских Минеральных Вод.
 
Полученные ответы не удовлетво­рили спикера Совета Федерации, так как ведомством не были выполнены данные им обещания ни по восстанов­лению зданий, принадлежащих Росимуществу, ни по передаче их субъекту Федерации. В частности, речь шла о восстановлении одного из уникальных парков, которыми славятся Кавминводы, и о судьбе исторического здания — памятника федерального значения, где по инициативе местных чиновни­ков Росимущества была устроена тор­говля барахлом.
 
Понятно, что это пример из другой области, но он весьма показателен для общей ситуации, складывающей­ся на территории курорта. А она, по мнению Александра Хлопонина, во многом, если не во всем, определяется, прежде всего,  недостаточным уровнем финансирования региона в рамках фе­деральных и региональных программ. Причем касается это не только непо­средственно курортной зоны.
 
Вот только один пример. По словам вице-премьера, в этом регионе сегодня 20 тысяч детей учатся в четыре смены, что Александр Хлопонин совершенно справедливо назвал фикцией, профана­цией образования. Кроме того, отметил он, на территории региона невозможно идентифицировать 119 тысяч детей, которые родились, но не пошли в школу. И это тоже не может не вызывать тре­воги. Вот почему руководство Северо­кавказского федерального округа в ус­ловиях острой нехватки финансирова­ния определило в качестве приоритета строительство школ и ликвидацию четырехсменного обучения.
 
Но в то же время нельзя сказать, что правительство ничего не делает для развития территории Кавминвод. Несмотря на бюджетные ограничения возможности оказания государствен­ной поддержки по наиболее важным для территории проектам все же нахо­дятся. Речь идет о развитии инженер­ной и транспортной инфраструктуры: строительстве и реконструкции авто­мобильных дорог в городах-курортах, завершении первой очереди рекон­струкции аэропорта Минеральные Во­ды, водоводах, очистных сооружениях.
 
В рамках федеральной адресной инвестиционной программы на 2014— 2016 годы на реконструкцию объектов исторического и культурного наследия на территории Кавказских Минераль­ных Вод предусматривается выделить порядка 800 миллионов рублей. А по федеральной целевой программе «Юг России» в период до 2016 года запла­нировано выделение 5,2 миллиарда ру­блей для строительства медицинского кластера и реконструкцию Зольского водопровода на территории Кавминвод.
 
Много это или мало для полноцен­ного развития территории? На первый взгляд, по крайней мере — немало. А если разобраться, то, по существу, даже до минимума не дотягивает. По словам Александра Хлопонина, име­ющаяся концепция комплексной про­граммы развития региона до 2025 года требует вложений на сумму 175 мил­лиардов рублей, половину которых должны составить средства частных инвесторов. С учетом текущей эконо­мической ситуации на 2014—2016 годы удалось получить лишь 30 миллиардов рублей, сообщил вице-премьер.
 
Чтобы «не размазывать» эти сред­ства по множеству расходных статей, власти округа определили несколько приоритетных направлений. Помимо строительства школ, бюджетные сред­ства будут направлены на достройку медицинских учреждений, создание проекта реабилитационного центра для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и на поддержание в надлежащем состоянии исторических памятников.
 
Видимо, из всего этого следует, что только усилиями федерального цен­тра добиться прорыва в устойчивом развитии территории не удастся. Вот почему Александр Хлопонин призвал региональные власти и органы мест­ного самоуправления, на территории которых расположен уникальный курортный регион Кавказские Мине­ральные Воды, не стоять в стороне и тоже подключиться к решению нако­пившихся проблем.
 
А чтобы сделать правила игры по­нятными и политику по развитию территории единой на всех уровнях власти, Александр Хлопонин считает необходимым разработать и принять отдельный федеральный закон об осо­бо охраняемом эколого-курортном ре­гионе РФ — Кавказские Минеральные Воды. В этом документе, считает ви­це-премьер, должна быть определена модель управления регионом, права, обязанности и порядок взаимодей­ствия, ответственность органов испол­нительной власти всех уровней, в том числе в части решения имуществен­ных, земельных, финансовых, приро­доохранных, трудовых проблем.
 
Также, считает вице-премьер, должны быть определены особенно­сти применения на территории зоны Кавминвод Гражданского, Жилищного, Земельного, Лесного, Водного и Градо­строительного кодексов, условия при­влечения инвестиций в развитие сана­торно-курортного и туристического комплексов, транспортной, энергети­ческой, инженерной инфраструктуры.
 
Подготовкой такого законопроекта, сообщил Александр Хлопонин, займется Министерство по делам Северного Кавказа. Вице-премьер призвал и Совет Федерации подключиться к этой работе. Несомненно, такое взаимодействие будет организовано: идея создания и принятия новых правовых норм для развития уникального и всемирно известного курорта Кавказские Минеральные Воды была поддержана и Председателем палаты, и сенаторами
 
Николай Калинин
Фото Юрий Инякин
Просмотров 4929