Вряд ли кто-нибудь станет сомневаться в том, что Россия — уникальная страна, обладающая огромными, а порой и единственными в своем роде природными ресурсами. Но уникальность заключается еще и в том, что, владея всеми этими богатствами, мы не можем по-хозяйски ими распорядиться. И действуем в русле печальной народной мудрости: «Что имеем — не храним…»
Все вышесказанное в полной мере относится к проблемам использования и развития зоны Кавказских Минеральных Вод. Тема эта обсуждалась на предыдущем 356-м пленарном заседании Совета Федерации, где с докладом о складывающейся ситуации выступил заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Александр Хлопонин (на фото).
Увы, но выступление вице-премьера никакого энтузиазма вызвать просто не могло. Из его слов следовало, что раскинувшийся на территории трех субъектов Федерации курорт, история которого насчитывает 210 лет, где расположено 130 источников минеральной воды 13 различных типов и одно из лучших в России месторождений лечебной грязи на озере Тамбукан, находится весьма в плачевном состоянии. Хотя в настоящее время на территории Кавказских Минеральных Вод и действуют 132 санаторно-курортные организации, 53 туристические гостиницы различных форм собственности и ведомственной принадлежности.
Казалось бы, какой потенциал для перспективного развития региона! Однако, по словам Александра Хлопонина, оно сдерживается из-за целого ряда исторически накопившихся проблем. И, наверное, главными из них можно назвать отсутствие единой государственной политики по развитию региона на всех уровнях власти, а также несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей природоохранную и курортную деятельность на этой территории. В результате регион буквально вязнет в ворохе нерешенных вопросов: ветшают и не восстанавливаются объекты культурного значения, приходит в негодность инфраструктура — дороги и сами источники, системы ЖКХ. Идет сокращение детских санаториев, уникальную природу губит хаотичная застройка многоэтажными зданиями в запрещенных зонах.
Да и использование уже имеющихся объектов оставляет желать лучшего, что порождает проблемы совершенно иного рода. Всего лишь месяц назад, в мае, на одном из пленарных заседаний Совета Федерации тема Кавказских Минеральных Вод уже возникала в общем контексте обсуждения деятельности Росимущества. Тогда Председатель палаты Валентина Матвиенко напомнила замминистру экономразвития — руководителю Росимущества Ольге Дергуновой об их длительной переписке по поводу реализации государственной программы по курортам Кавказских Минеральных Вод.
Полученные ответы не удовлетворили спикера Совета Федерации, так как ведомством не были выполнены данные им обещания ни по восстановлению зданий, принадлежащих Росимуществу, ни по передаче их субъекту Федерации. В частности, речь шла о восстановлении одного из уникальных парков, которыми славятся Кавминводы, и о судьбе исторического здания — памятника федерального значения, где по инициативе местных чиновников Росимущества была устроена торговля барахлом.
Понятно, что это пример из другой области, но он весьма показателен для общей ситуации, складывающейся на территории курорта. А она, по мнению Александра Хлопонина, во многом, если не во всем, определяется, прежде всего, недостаточным уровнем финансирования региона в рамках федеральных и региональных программ. Причем касается это не только непосредственно курортной зоны.
Вот только один пример. По словам вице-премьера, в этом регионе сегодня 20 тысяч детей учатся в четыре смены, что Александр Хлопонин совершенно справедливо назвал фикцией, профанацией образования. Кроме того, отметил он, на территории региона невозможно идентифицировать 119 тысяч детей, которые родились, но не пошли в школу. И это тоже не может не вызывать тревоги. Вот почему руководство Северокавказского федерального округа в условиях острой нехватки финансирования определило в качестве приоритета строительство школ и ликвидацию четырехсменного обучения.
Но в то же время нельзя сказать, что правительство ничего не делает для развития территории Кавминвод. Несмотря на бюджетные ограничения возможности оказания государственной поддержки по наиболее важным для территории проектам все же находятся. Речь идет о развитии инженерной и транспортной инфраструктуры: строительстве и реконструкции автомобильных дорог в городах-курортах, завершении первой очереди реконструкции аэропорта Минеральные Воды, водоводах, очистных сооружениях.
В рамках федеральной адресной инвестиционной программы на 2014— 2016 годы на реконструкцию объектов исторического и культурного наследия на территории Кавказских Минеральных Вод предусматривается выделить порядка 800 миллионов рублей. А по федеральной целевой программе «Юг России» в период до 2016 года запланировано выделение 5,2 миллиарда рублей для строительства медицинского кластера и реконструкцию Зольского водопровода на территории Кавминвод.
Много это или мало для полноценного развития территории? На первый взгляд, по крайней мере — немало. А если разобраться, то, по существу, даже до минимума не дотягивает. По словам Александра Хлопонина, имеющаяся концепция комплексной программы развития региона до 2025 года требует вложений на сумму 175 миллиардов рублей, половину которых должны составить средства частных инвесторов. С учетом текущей экономической ситуации на 2014—2016 годы удалось получить лишь 30 миллиардов рублей, сообщил вице-премьер.
Чтобы «не размазывать» эти средства по множеству расходных статей, власти округа определили несколько приоритетных направлений. Помимо строительства школ, бюджетные средства будут направлены на достройку медицинских учреждений, создание проекта реабилитационного центра для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и на поддержание в надлежащем состоянии исторических памятников.
Видимо, из всего этого следует, что только усилиями федерального центра добиться прорыва в устойчивом развитии территории не удастся. Вот почему Александр Хлопонин призвал региональные власти и органы местного самоуправления, на территории которых расположен уникальный курортный регион Кавказские Минеральные Воды, не стоять в стороне и тоже подключиться к решению накопившихся проблем.
А чтобы сделать правила игры понятными и политику по развитию территории единой на всех уровнях власти, Александр Хлопонин считает необходимым разработать и принять отдельный федеральный закон об особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ — Кавказские Минеральные Воды. В этом документе, считает вице-премьер, должна быть определена модель управления регионом, права, обязанности и порядок взаимодействия, ответственность органов исполнительной власти всех уровней, в том числе в части решения имущественных, земельных, финансовых, природоохранных, трудовых проблем.
Также, считает вице-премьер, должны быть определены особенности применения на территории зоны Кавминвод Гражданского, Жилищного, Земельного, Лесного, Водного и Градостроительного кодексов, условия привлечения инвестиций в развитие санаторно-курортного и туристического комплексов, транспортной, энергетической, инженерной инфраструктуры.
Подготовкой такого законопроекта, сообщил Александр Хлопонин, займется Министерство по делам Северного Кавказа. Вице-премьер призвал и Совет Федерации подключиться к этой работе. Несомненно, такое взаимодействие будет организовано: идея создания и принятия новых правовых норм для развития уникального и всемирно известного курорта Кавказские Минеральные Воды была поддержана и Председателем палаты, и сенаторами
Николай Калинин
Фото Юрий Инякин