Чего ждать от нового Правительства

Тема: Новое правительство России

18 мая Дмитрий Медведев представит президенту состав кабмина

Чего ждать от нового Правительства

Фото: РИА новости/Алексей Дружинин

В своём новом майском указе Президент России поставил задачу совершить рывок в социальной и экономической сферах. Вопрос о том, каких действий ждать от нового состава Правительства, обсудили в пресс-центре «Парламентской газеты».

Новые портфели для старых министров

Заново назначенный на должность председателя Правительства Дмитрий Медведев 18 мая должен представить главе государства на утверждение список нового состава кабинета министров. Ожидается, что многие из старых его подчинённых сохранят свои кресла либо переместятся на другие позиции. Так, должность первого вице-премьера по экономике и финансам может занять Антон Силуанов, возглавлявший ранее Минфин. Или, например, вице-премьером, отвечающим за строительство, может стать Виталий Мутко, курировавший до этого спорт.

На повышение, вероятно, пойдёт и Татьяна Голикова: после поста председателя Счётной палаты ей прочат место вице-премьера, в ведении которого находится социальная политика. Преемником же Голиковой на посту главного аудитора страны может стать руководитель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин — он выдвинут кандидатом на эту должность от фракции «Единая Россия». Эксперты считают, что усиление финансового блока оправдано теми задачами, которые поставил президент в майском указе.

«Финансистам в Правительстве придётся проводить более жёсткую политику, при этом их роль в нынешнем кабмине усилится. В определённой степени состав финансово-экономического блока может стать шагом навстречу Западу: не секрет, что Алексей Кудрин является авторитетом в глазах западных стран и хорошо там воспринимается», — отметил на этот счёт генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, выступая 17 мая на «круглом столе» в пресс-центре «Парламентской газеты».

В свою очередь, первый замглавы Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов поделился скептической оценкой. По мнению законодателя, новому кабинету министров будет сложно обеспечить экономический рост России. «Например, Антон Силуанов в бытность министром финансов больше заботился о балансе бюджета, сведении дефицита с профицитом, но был индифферентен к вопросам и проблемам экономического роста», — напомнил парламентарий. Он посетовал, что прошлый состав Правительства с его «бухгалтерским подходом» ограничивал возможности финансирования такого мощного института, как Фонд развития промышленности. А создавая отраслевые налоговые стимулы, кабмин предпочитал предоставлять их сырьевому и финансовому сектору в ущерб высокотехнологичным обрабатывающим производствам.

Положительно оцениваю предложение Медведева объединить в одном первом вице-премьере два больших функциональных блока: экономику и финансы.

Справедливости ради надо сказать, что такое мнение разделяют не все законодатели. Например, по мнению главы Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергея Рябухина, заняв пост вице-премьера по вопросам экономики и финансов, Антон Силуанов сможет «продавить политику Правительства в Центробанке», чтобы иметь больше возможностей для изыскания денежных средств на реализацию майских указов главы государства. «Положительно оцениваю предложение Медведева объединить в одном первом вице-премьере два больших функциональных блока: экономику и финансы, — рассказал «Парламентской газете» сенатор. — Если мы добьёмся через оптимизацию всех управленческих решений, чтобы не было бюрократических проволочек в Правительстве, то и бюджетный процесс будет гораздо устойчивее и сбалансированнее».

Консолидация ресурсов

По мнению замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никиты Данюка, нельзя менять коней на «переправе», то есть в условиях беспрецедентного внешнего давления на Россию со стороны Запада. Эксперт предположил, что чтобы не допустить провалов в экономической сфере, которая «сильно завязана» на западные рынки, глава государства решил консолидировать все ресурсы страны. Для этого в Правительстве ему нужна сильная команда, представляющая интересы различных групп российской элиты. «Президент пытается создать систему сдержек и противовесов, работая этаким балансиром, чтобы представители определённой политической группы не доминировали над другой», — пояснил свою мысль политолог.

С таким мнением солидарен и глава Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин. По словам эксперта, нужно разделять цели, которые ставит перед собой нынешняя действующая власть, на реальные и декларируемые. И помнить о возможных разночтениях терминов. «Мне кажется, цель совершить рывок в значении движения вперёд властью не ставится, — полагает эксперт. — Сейчас под рывком власть понимает возможность выстоять под внешним давлением с помощью консолидации сил и ресурсов. Есть ожидание введения санкций нового порядка, которые серьёзно ударят по российскому бюджету».

А вот политолог Дмитрий Фетисов, напротив, уверен, что слово «рывок» нужно воспринимать буквально. Он напомнил, что на прошлой неделе, когда президент Владимир Путин представлял в Госдуме кандидатуру премьер-министра, он подчеркнул, что кабинет Медведева на протяжении некоторого времени уже вплотную работал над созданием стратегии, предполагающей рывок в экономике, в том числе за счёт развития высокотехнологичного сектора. И теперь новому Правительству предстоит нащупать «точки роста» для совершения подлинного прорыва. «Одно ясно точно: президент очень хочет совершения такого рывка и готов сделать всё для этого», — поделился соображениями эксперт.

Экстренные меры и курс на стабильность

Впрочем, кроме позитивных ожиданий, у экспертов есть и опасения. «Меня настораживает, что в первую голову новый состав кабинета министров начал покушаться на очень консервативные институты, как то: образование, пенсии и так далее. Мне кажется это тревожным симптомом», — констатировал Алексей Мухин. Он допустил, что нынешний состав кабмина можно рассматривать как «Правительство переходного периода», которое призвано провести непопулярные, но необходимые для развития страны реформы.

Некоторую тревогу выразил и Михаил Емельянов: по его мнению, повышение пенсионного возраста может стать катализатором социальной напряжённости. Вместо резкой пенсионной реформы депутат предложил сделать более эффективной систему «солидарности поколений», когда пенсии выплачиваются из обязательных платежей, которые в настоящее время платят работающие граждане. Впрочем, такая система, как подметил Павел Салин, работает лишь в тех случаях, когда следующее поколение более многочисленное. В России же наблюдается обратная ситуация: число работающих граждан сокращается, а количество пенсионеров — растёт. Поэтому эксперт предложил реформировать пенсионную систему таким образом, чтобы сделать акцент на накопительной части пенсии.

В итоге все эксперты сошлись во мнении, что существует железная логика: меняется экономика — меняется политика. А поскольку нынешняя политическая элита хорошо помнит вторую половину 80-х годов, когда реформы макроэкономической модели привели к серьёзным политическим потрясениям, то провоцировать резкие изменения никто не будет. Так что в качестве основных задач нового Правительства стоит выделить три: сохранение макроэкономической политики, курс на стабильность и исполнение майских указов главы государства.

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен
Просмотров 3414

18.05.2018 00:00

Загрузка...

Популярно в соцсетях