Чего ожидать от новой Думы?
Нижняя палата, в которой конституционное большинство голосов получила партия «Единая Россия», побуждает политических аналитиков предполагать, что ей предстоит сыграть большую роль в изменении лица российской политической системы. Аргументом в пользу такого утверждения считают сам факт подключения к избирательной кампании на последнем этапе Владимира Путина
По скрупулезным прикидкам гендиректора Центра политической информации Алексея Мухина, это дало плюс десять процентов правящей партии. Высказывается даже гипотеза, что особые «виды» президента касаются, прежде всего, выполнения майских указов 2012 года. Не будем забегать вперед. Поживем — увидим.
Политолог предполагает, что в отличие от «Единой России» остальные партии несколько проиграли, потому что предложили в основном политическую повестку дня, тогда как от них ждали каких-то экономических рецептов. Именно поэтому внимание к выборам, что отразилось на явке, было снижено.
«Прошедшие выборы — это демонстрация и яркая иллюстрация того, как работает политическая система в условиях проведенной в 2012-2015 годах политической реформы, — говорит директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов. - Не зря сам ее архитектор Вячеслав Володин после личной номинации Президентом РФ возглавил новую Госдуму. Собственно, сама философия успешно проведенной реформы провозглашала цель возвращения к главной, представительной, функции парламента».
Нынешняя конфигурация Госдумы по-честному отражает результаты волеизъявления россиян. «Справедливую Россию» и КПРФ они разочаровали. Причины проседания «Справедливой России» директор Центра политического анализа Павел Данилин видит в ее стратегии:
«В 2011 году она выступила в жесткой оппозиции к тогдашнему премьер-министру Владимиру Путину, подвергая его «наследие» критике. Многие оппозиционно настроенные избиратели проголосовали за «Справедливую Россию» как за потенциального конкурента «Единой России» в парламенте. И обманулись, так как руководство партии после президентских выборов 2012 года «переобулось на ходу».
«Оппозиционные партии не вполне адекватно ответили на запрос избирателей в экономической повестке дня, — говорит директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. - Кроме того, был и остается запрос на новые лица. Он удовлетворен не полностью. Полагаю, что в новой Думе должны быть выстроены механизмы коммуникации и диалога между основными фракциями и не прошедшими в парламент партиями».
Насколько новый состав Госдумы адекватен вызовам дня и требованиям, которые предъявлял избиратель? Дмитрий Орлов считает главной сегодня экономическую повестку в широком смысле: «Граждане ее понимают в самом простом смысле — в смысле изменения уровня и качества жизни…»
Некоторые политологи считают сильным ходом «Единой России» то, что она поделилась с другими фракциями комитетами. Но не уходит ли она таким образом от полной ответственности? Не возникает ли у других парламентских партий чувства, что отвечать за конкретную работу будут они, а лавры пожинать доминирующая партия? Алексей Мартынов не видит за таким шагом «Единой России» корыстных мотивов, напротив — стремление независимо от результата выборов вовлечь в активную законотворческую работу высококлассных специалистов из числа депутатского корпуса. И это свидетельствует о конструктивной, государственнической позиции. Большой стране нужен дееспособный качественный парламент, а в широком смысле — площадка для дискуссий всех 146 миллионов российских граждан.
Каковы дальнейшие перспективы Общероссийского народного фронта, который провел в Госдуму около 80 своих делегатов? Вот еще один вопрос.
«Общероссийский народный фронт создавался как раз нынешним спикером Вячеславом Володиным, — напоминает Павел Данилин. — Полагаю, что это актив, который будет использован для продвижения в том числе тех инициатив, которые разрабатываются вне стен парламента».
«Председатель Госдумы — это такая консолидирующая фигура, — уверен Дмитрий Орлов. — Его влияние и авторитет, прежде всего, основываются на достаточно широкой сфере интересов. Что касается Общероссийского народного фронта, то изначально приданные ему две функции — контроль за деятельностью исполнительной власти и коммуникация с Президентом РФ — дополнятся третьей — диалогом с политическими меньшинствами, различными группами интересов, недостаточно артикулированными в парламенте».
Еще одно обстоятельство, которое иностранные наблюдатели вменяют в вину несовершенности российской политической системы, касается высоких результатов поддержки правящей партии в ряде регионов. Как это надо расценивать? Дмитрий Орлов обращает внимание на то, что в России есть два типа субъектов Федерации с разной электоральной культурой. Один кластер — те территории, где относительно невысокая явка и соответствующий результат «Единой России». Другой полюс — регионы с традицией консолидированного политического голосования, что отнюдь не свидетельствует о фальсификации, а просто о политических обычаях.
Кстати, результаты губернаторских выборов — а в день единого голосования они прошли в семи регионах страны — подтвердили этот вывод лишь частично. Например, рекордный вотум доверия получил глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. И тут ни у кого вопросов нет. Но почему почти такой же высокий результат достигнут и в Тульской области? На этот вопрос корреспондента «РФ сегодня» Алексей Мухин отвечает не задумываясь: «Здесь баллотировался человек, близкий к Президенту РФ. Доверие россиян к главе государства проецируется и на его кандидатах. Осталось посмотреть, насколько Дюмин будет эффективен. То, что о выборах губернаторов мало говорят, свидетельствует о том, что они были хорошо подготовлены. Это снимает интригу. Уже на периоде подготовки выяснилось, кто чего стоит и на каких претендентов имеет смысл электорату сделать ставку. Они были сильными…»