ЦБ призвал банки разрешить пожилым и инвалидам назначать себе помощников

11.08.2021 15:32

Автор: Тамила Аскерова

ЦБ призвал банки разрешить пожилым и инвалидам назначать себе помощников
  © Тимур Ханов / ПГ

Банк России разработал для банков рекомендации по дополнительной защите людей с инвалидностью и пожилых клиентов от разных видов мошенничества, в том числе с применением методов социальной инженерии. Документ опубликован в среду на сайте регулятора. 

Среди предложений для дополнительной защиты уязвимых категорий граждан — внедрение со стороны банков сервиса «второй руки», когда клиент сможет назначить другого клиента этого же банка своим помощником. В таком случае помощник при получении уведомлений о планируемых операциях с использованием цифровых каналов сможет их подтверждать или отклонять их в течение как минимум 12 часов.

«Если он (помощник. — Прим. ред.) заметит какую-то необычную активность, то сможет уточнить у сопровождаемого, что происходит, и при выявлении мошенничества отговорить от совершения операции», — говорится в сообщении ЦБ.

К операциям, о которых будет знать помощник клиента, будут относиться не только переводы третьим лицам и компаниям, но также оформление кредитов и карт, закрытие вкладов или счетов, обмен валюты и инвестиционные услуги. Исключение составят операции по оплате коммунальных платежей, алиментов, налогов, госпошлин и иных платежей госорганизациям.

Кроме того, банкам не рекомендуется раскрывать помощникам информацию об объеме средств на счетах сопровождаемых и поступлении денег. При этом уточняется, что инициировать подключение сервиса «второй руки» может только сам клиент. Для этого у них должна быть возможность в доступной форме с учётом потребностей получить консультацию по предоставлению сервиса «второй руки» как при личном обращении, так и дистанционно.

При получении запроса на отключение этой услуги банкам рекомендуется проверять просьбу на предмет потенциального мошенничества.

Читайте также:

• На такой кредит я не подписывался • Минфин предложит меры по возврату украденных мошенниками денег • Гетта: добровольный запрет на кредиты поможет защититься от мошенников

Также в рекомендациях регулятора отмечается, что клиент кредитной организации должен самостоятельно решать, насколько нужно ему подключение дистанционных каналов доступа к банковскому счёту. Банки должны будут получить подтверждение у таких клиентов, действительно ли им нужны подобные каналы для совершения операций. В ЦБ добавили, что человек не должен получать этот доступ по умолчанию в пакете с остальными услугами.

Кроме того, при условии, что маломобильные граждане, инвалиды и пожилые люди пользуются мобильным банком или другими цифровыми услугами, им нужно предоставить опцию скрывать счета, вклады или карты в мобильном приложении. В таком случае необходимо установить ограничения на суммы и количество операций за определённое время, запретить отображать информацию по всем или отдельным счетам, а также сформировать закрытый перечень доступных получателей.

Ранее в Генпрокуратуре отметили, что чаще всего жертвами преступлений в Интернете становятся пенсионеры, подростки и люди с инвалидностью.