Бюджет трудный и тяжелый
Госдума приняла в первом чтении проект Федерального бюджета на 2015-2017 годы. Однако депутатам предстоит залатать бюджетные прорехи
Сегодня мы живем в новых экономических реалиях. У нас изменились и платежный баланс, и экспорт-импорт, и валютный курс рубля. Экономика сейчас адаптируется к новым условиям, и бюджет тоже должен адаптироваться к ним. Но это не значит, что мы должны его пересматривать. У нас есть все основания, все ресурсы для того, чтобы исполнить те параметры, которые мы заложили на 2015 год», — заявил министр финансов России Антон Силуанов, представляя депутатам Государственной Думы в первом чтении проект «федерального бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов».
И тем самым жестко обозначил пределы парламентского маневра в принятии главного финансового закона страны. Впрочем, такая позиция вполне объяснима — федеральный бюджет впервые сверстан в условиях сложной финансовой ситуации, когда замедление темпов экономического роста в стране усугубилось введением антироссийских санкций и дешевеющим «черным золотом». Документ, который определяет экономические ориентиры на ближайшие три года, сразу же нарекли трудным и тяжелым.
Он подготовлен, исходя из макроэкономического прогноза, который предполагает в предстоящей трехлетке ускорение роста ВВП до 1,2 процента в 2015 году, до 2,3 — в 2016 году и 3 — в 2017-м. Инфляция в этом прогнозе заложена 5,5 процента в 2015 году, 4,5 — в 2016-м и 4 — в 2017 году. Бюджетный дефицит по трем годам соответственно составит 431 миллиард, 476 миллиардов и 541 миллиард рублей. Главный финансовый документ сформирован в рамках «бюджетного правила», по которому базовая цена на нефть рассчитывается как средняя за последние несколько лет. В предстоящие три года она прогнозируется на уровне 96 долларов за баррель, цена на нефть марки Urals — 100 долларов.
Доходы бюджета-2015 составят 15,082 триллиона рублей (19,5 процента ВВП), расходы — 15,513 триллиона (20 процентов ВВП). Дефицит — примерно 431 миллиард рублей (0,6 процента ВВП). Как считает министр, небольшое превышение расходов бюджета над доходами не является поводом для тревог. Депутатов, однако, цифры смутили. Дефицитный бюджет сбалансирован при курсе доллара 37 рублей 70 копеек. Однако на торгах на Московской бирже уже 24 октября, когда принимался федеральный бюджет в первом чтении, курс доллара впервые в истории преодолел рубеж в 42 рубля. Если бы исходные данные остались на прежнем уровне, то инфляция, по прогнозам правительства, была бы около 7,5 процента. Теперь же она рискует подняться до 8 процентов уже к началу года.
Впрочем, Антон Силуанов, представляя бюджет, признал: последствия антироссийских санкций учтены в нем не полностью, а макроэкономические прогнозы, на которые ориентировались, формируя бюджет, уже устарели. Посетовал и на то, что Минфин в последние годы нарастил обязательства государства. Бюджетные расходы выросли на 27 процентов по сравнению с 2008 годом, а доходы — всего на 0,8 процента. При этом цена нефти была в 2008 году 57,5 доллара, в 2014-м — 100 долларов, а сейчас — 105 долларов за баррель. В 2012 году, когда строили бюджетные перспективы, в 2017 году намеревались получить доходы 18,3 триллиона рублей, а сейчас они планируются значительно меньше — 16,5 триллиона. «Бюджет в новых экономических условиях не может генерировать столько доходов, надо быть готовыми к тому, чтобы пересмотреть программы и обязательства», — констатировал глава финансового ведомства.
Тем не менее, рост расходов бюджета предусмотрен на 11 процентов. В качестве приоритетов бюджетной политики министр обозначил поддержку Крыма, Севастополя, Дальнего Востока, импортозамещение, поддержку несырьевого экспорта, развитие инфраструктуры и социальной сферы, обеспечение обороны и безопасности. Сохранится, по словам Антона Силуанова, финансовая поддержка регионов, доходы их бюджетов будут расти на 6,7 процента.
Основной статьей расходов бюджета останется социальная поддержка граждан и предоставление социально значимых услуг в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура. На эти цели направляются 57 процентов средств из федерального и регионального бюджетов. А на выплату пенсий, различных субсидий и компенсаций в течение ближайших трех лет предусмотрено более 2,5 триллионов рублей. В 2015 году на социальную политику уйдет треть консолидированных бюджетных расходов — 35 процентов.»
На импортозамещение на следующие три года в бюджете заложено 38 миллиардов рублей «плюс средства за счет перераспределения программ, которые сегодня реализуются». На поддержку экспорта выделяются 44 миллиарда, включая расходы на субсидирование процентных ставок по кредитам и предоставление госгарантий. В разделе «Национальная оборона» расходы на 2015 год предусмотрены в сумме 3,28 триллиона рублей и превышают объемы нынешнего года на 32,8 процента. В 2016 году они составят 3,113 триллиона рублей, чем засвидетельствуют снижение объемов бюджетных ассигнований по отношению к предыдущему году на 173,55 миллиарда рублей, или на 5,3 процента. В 2017 году оборонные расходы, как планируется, вновь возрастут по отношению к предыдущему году на 4 процента и будут исчисляться в сумме 3,237 триллиона рублей. «Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что России нужны мощные Вооруженные силы, соответствующие современным вызовам и угрозам. Армия и флот должны быть готовы к применению в кратчайшие сроки, вооружены современным оружием, оснащены высокоинтеллектуальной боевой и специальной техникой, готовыми к ведению войн нового типа», — отметил в комментарии для журналистов член Комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин. В планируемом периоде доля расходов на национальную оборону по отношению к ВВП составит: в 2015 году — 4,2 процента, в 2016 году — 3,7, в 2017 году — 3,6. Это выше параметров трех предыдущих лет.Дефицит бюджета планируется покрывать за счет государственных заимствований и доходов от приватизации. Так, в 2015 году Минфин рассчитывает привлечь на внутреннем рынке более 1 триллиона рублей, в 2016-м и 2017 годах — 799,2 миллиарда и 929,2 миллиарда рублей соответственно. Несмотря на геополитическую ситуацию, Правительство России намерено в предстоящей трехлетке делать внешние заимствования по 7 миллиардов долларов ежегодно. При этом в следующем году чистые поступления в бюджет ожидаются на уровне 3,7 миллиарда долларов, остальная сумма будет потрачена на обслуживание внешнего долга. В 2016 году ведомство прогнозирует получить кредиты в размере 5,69 миллиарда долларов, а чистые поступления в бюджет составят 3,72 миллиарда.
От приватизации, судя по планам, федеральный бюджет получит 158,5 миллиарда рублей в 2015 году и 99,9 миллиарда — в 2016-м. На 2017 год программа приватизации пока не утверждена. Задействована на пополнение казны и ФНС России, которой поставлена задача увеличить собираемость налогов и дополнительно изыскать за 2015—2017 годы 183 миллиарда рублей.
Незадолго до бюджетных чтений Государственная Дума приняла законопроект, в котором оговаривается долгосрочное бюджетное планирование. Согласно документу, со следующего года правительство будет направлять доходы от добычи нефти на покрытие бюджетного дефицита. Ранее эти средства использовались для пополнения Резервного фонда. Причем использовать нефтегазовые доходы для сокращения дефицита разрешено не только во время исполнения, но и на стадии планирования федерального бюджета. Глава Комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил: нововведение позволит пополнить государственную казну в следующем году на 500 миллиардов рублей за счет средств Резервного фонда, объем которого превышает три триллиона рублей. Напомним, что прежнее бюджетное правило предписывало доходы, если государство продает нефть дороже 96 долларов за баррель, направлять в резервы.
Стоит напомнить и о бурно прошедшей дискуссии об увеличении налогов. Парламентарии, как известно, такое предложение не поддержали, обойдясь незначительными поправками в налоговое законодательство, увеличив акцизы на табак, водный налог, налоговую ставку по дивидендам. Введен и так называемый «налоговый маневр», который меняет налогообложение нефтяной отрасли, увеличивая НДПИ и снижая экспортные пошлины и акцизы на нефтепродукты.
Ради выполнения приоритетных бюджетных задач расходы в сумме 1,5 триллиона рублей решено перенести на более поздние сроки. В следующем году индексацию зарплат бюджетникам предусмотрели только на уровне инфляции. Отменены пороговые значения в Фонд медицинского страхования: работники с большими зарплатами — нефтяники, финансисты — будут платить больше. Это даст дополнительные доходы и ФОМС, и бюджету: полученные деньги пойдут на финансирование социальных программ. В общей сложности власти рассчитывают получить в течение ближайших лет около трех триллионов рублей.
А вот фонды — и Резервный, и Национального благосостояния — пополняться не будут. Объем первого за счет курсовой разницы изменится к концу 2017 года до 3,692 триллионов рублей с нынешних 3,5 триллионов. Однако из-за рисков неполного поступления и получения доходов, а также привлечения заемных средств его объем, отмечает Минфин, может снизиться к концу 2017 года до 2,205 триллионов рублей. ФНБ к финишу 2017 года увеличится до 3,334 триллионов рублей, говорится в проекте бюджета. Сегодня он равняется 3,189 триллионам рублей.
И все же шила в мешке утаить не удалось. «Бюджет не может постоянно иметь расходы, которые были составлены при другой экономической реальности. Мы сейчас должны подготовить наш бюджет к тому, чтобы иметь так называемый запасной вариант в случае, если непростые внешние условия сохранятся», — сказал Антон Силуанов, предложив депутатам поработать над запасным оптимизированным вариантом главного финансового закона страны. При этом подчеркнул: «Несмотря на любое изменение обстоятельств бюджет 2015 года будет исполнен. Для этого мы скопили резервы, создали страховочные механизмы». Глава Минфина напомнил, что для замещения выпадающих доходов у страны и существует Резервный фонд. Кроме того, заложены резервы в бюджете в размере 70 миллиардов рублей, которые могут быть направлены на поддержку экономики. «Этот резерв будет пополнен за счет экономии, которую мы получим в этом году. Мы рассчитываем, что этот резерв как минимум удвоится», — сообщил он, добавив, что, кроме обращения к резервам, правительство ведет работу по оптимизации госпрограмм.
Обо всем этом речь шла в пятницу, 24 октября, а уже в понедельник, 27 октября, Минфин устами своего руководителя, по сути, озвучил положения запасного бюджета, которые предполагают 10-процентное сокращение расходов в 2016-2017 годах. И одобренный в первом чтении документ фактически потерял актуальность. Речь не о пересмотре бюджета, а о его адаптации к новым экономическим условиям, поспешил уточнить Антон Силуанов. Что нового открылось? Как рассказывают правительственные чиновники, есть опасность развития одного из негативных сценариев. Он предполагает, что в течение года курс рубля составит 50 рублей за доллар, нефть будет стоить 85 долларов за баррель, инфляция составит 4 процента, а падение ВВП — 10 процентов. Снижение цены нефти на каждый доллар приводит к недополучению бюджетом 80 миллиардов рублей нефтегазовых доходов, по подсчетам Центра развития Высшей школы экономики. При снижении цены нефти до 85 долларов за баррель бюджет потеряет 1,2 триллиона рублей. Однако часть потерь компенсируется ослаблением рубля. Как подсчитали эксперты, каждый рубль с понижением его курса к доллару приносит 190-200 миллиардов рублей дополнительно. Но девальвация, в свою очередь, ведет к торможению экономики и сокращению налоговой базы. С учетом этого совокупные потери могут быть даже выше, чем нефтегазовые, примерно на четверть — 1,5 триллиона рублей.
Минфин предлагает механизмы сокращения расходов на 10 процентов, что высвобождает около 1,5 триллиона рублей. Во внесенном в парламент проекте бюджета расходы на 2016-2017 годы уже были фронтально сокращены на 2 процента. Оптимизировано или перенесено на более поздний срок, по словам Антона Силуанова, уже около 1,5 триллиона рублей расходов. В качестве примера сообщил: по госпрограмме вооружений 490 миллиардов рублей перенесены с 2017 года на 2018-й. Дальнейшее сокращение по госпрограммам будет вестись точечно, с учетом анализа каждой в индивидуальном порядке. Как считает министр, сокращать финансирование надо того, что не влияет на экономический рост. Словом, секвестр обещают, но в рамках благоразумия.
«В большинстве своем госпрограммы представляют собой набор мероприятий, которые механически собираются в одну программу, — констатировал председатель Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский («Единая Россия»). — Текущие расходы, в том числе на содержание госаппарата, не отделены от инвестиционных, и это затрудняет оценку эффективности вложения средств, не позволяет правильно определить целеполагание. Государственные программы должны быть существенно переработаны».
Депутаты приняли проект Федерального бюджета неоднозначно и напряженно. Его серьезно раскритиковали два думских комитета: по здравоохранению — за необоснованное снижение расходов на медицину и по промполитике, где не увидели должного «задела» на импортозамещение. «Единороссы» также были не довольны многими положениями документа, но решили его поддержать. «Бюджет обеспечивает все обязательства, в первую очередь социальные. В нынешней непростой ситуации это совершенно четко заявлено не только на 2015 год, а на всю трехлетку, — заявил руководитель фракции «Единая Россия», зампред Госдумы Владимир Васильев. — Бюджет содержит в себе развитие, определяет новые подходы, которые позволяют развивать передовые отрасли». Его сопартиец и коллега по думской должности Сергей Неверов видит плюсы законопроекта в том, что его концепция направлена на деофшоризацию экономики и прикрывает лазейки для ухода от уплаты налогов.
Лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов расценил бюджет как антиконституционный документ. По его словам, ни о какой стабильности и безопасности не может быть и речи. Планируется пополнять бюджет за счет сырьевых ресурсов, а не за счет переработки. В бюджете нет роста реального сектора экономики, модернизации. «Промышленность и село брошены на самовыживание, социальная сфера ликвидируется как таковая, — подытожил он. — Раскол в обществе будет только усиливаться: богачи будут богаче, бедняки — беднее».
«Как можно доверять бюджету, в котором содержатся ошибки?» — задался вопросом депутат фракции ЛДПР Сергей Калашников. И отвечая на него, возмутился: цена на нефть ниже заложенной в бюджете, курс доллара и уровень инфляции тоже занижены, а запрограммированные темпы роста ВВП просто вызывают удивление. «В бюджете есть проблемы, которые нужно решать, но там нет ответа на вопросы, что делать с долларовыми кредитами, как их отдавать. Абсолютно странная идея — плавающий курс рубля. Вначале они ухнут туда все золотовалютные резервы, а затем начнется инфляция, которая приведет страну к социальному возмущению», — подчеркнул депутат.
Оксана Дмитриева, зампред фракции «Справедливая Россия», отметила, что федеральный бюджет на 2015 год не обеспечивает источников экономического роста, равно как и не содействует импортозамещению и повышению конкурентоспособности отечественной экономики в условиях экономических санкций. Кроме того, по ее словам, в федеральном бюджете предполагается критическое сокращение ассигнований на образование и здравоохранение. Особенно неблагоприятная ситуация, отметила она, складывается в здравоохранении, где сокращение финансирования идет третий год подряд.
Впрочем, у депутатов есть возможность что-то изменить ко второму чтению. Так, глава Минфина сообщил, что его ведомство готово рассмотреть увеличение средств на поддержку сельского хозяйства на ближайшую трехлетку: «Что касается села, то здесь должны сыграть рыночные факторы. Если у нас введены ограничения на поставку сельхозпродукции, то эти ниши должны быть закрыты и заняты отечественной продукцией. В связи с этим программу поддержки села нужно переформатировать на поддержку импортозамещения».
Как отмечается в проекте Постановления Госдумы, Комитету по бюджету и налогам совместно с Правительством РФ при подготовке проекта бюджета ко второму чтению нужно будет рассмотреть увеличение расходов за счет перераспределения ассигнований. В частности, предлагается дополнительно выделить средства на замещение импорта в агропромышленном комплексе, на обеспечение инвалидов колясками, протезами и другими техническими средствами. Необходимо выделить средства, говорится в документе, на создание условий для занятий спортом в сельской местности, на финансовую поддержку детей-сирот и региональных СМИ, на проведение реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным на строительство олимпийских объектов. Вопрос лишь за малым, где взять деньги? Хотя внесенный в эти дни в Госдуму представителями всех парламентских фракций законопроект о деофшоризации порождает надежду, что деньги все же отыщутся, и в нужном количестве.
Павел Анохин
Фото Юрий Паршинцев