Баланс интересов
Противоречия между членами Евразийского союза необходимо решать постепенно и аккуратно, прислушиваясь к партнерам.
Об этом шла речь на заседании Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации
Произошло событие исторического масштаба. Сформировалось настоящее ядро евразийской интеграции. И теперь на первое место в повестке дня выходит вопрос, в каком направлении должен двигаться интеграционный процесс, с тем, чтобы Евразийский экономический союз превратился в мощный центр экономического роста при соблюдении баланса интересов каждого государства, входящего в ЕАЭС.
Но это только с одной стороны, а с другой — осознание простого факта: в нынешнем глобальном мире не то что выжить, даже сохранить свою независимость не так-то просто, в чем уже убедились многие страны.
Возможно, именно поэтому интерес к ЕАЭС проявляют многие государства. Регулярно в информационном поле появляются сообщения о том, что к Евразийскому союзу интерес проявляют то Турция, то Египет, то Вьетнам. И это объяснимо, ведь новое объединение позиционирует себя исключительно как экономическое, исключающее политическую составляющую. Многие эксперты полагают, что у ЕАЭС есть хорошие перспективы стать новым и серьезным геополитическим игроком. Такое мнение высказал недавно на заседании Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации директор Института проблем рынка РАН Валерий Цветков.
Однако тот же Валерий Цветков отмечает и ряд весьма негативных тенденций. Он видит ряд проблем, возникших уже на старте нового экономического союза, где главная сегодня — обвальная и несогласованная девальвация российского рубля по отношению к национальным валютам других участников ЕАЭС, что, в свою очередь, наносит ущерб интересам партнеров по интеграции, повысив конкурентоспособность российских производителей на рынке союза. Они уже несут потери и, как полагают эксперты, будут их нести в ближайшей перспективе.
Другая проблема — отсутствие в полном объеме четкого механизма взаимодействия и контроля в рамках единого Таможенного союза, что, по мнению официальных представителей стран — участниц ЕАЭС, говорит о политико-запретительной составляющей регулирования таможенного контроля со стороны России. Постоянно возникающие таможенные разногласия между Россией и Беларусью, по их мнению, лучшее тому доказательство.
Из всего изложенного вытекает еще одна проблема, возможно, наиболее опасная для дальнейшего существования ЕАЭС. Очевидно, что при перманентно возникающих торговых войнах, усиливающихся валютными противостояниями, страны-участницы будут искать новые рынки, куда они смогут продавать продукцию, которую сегодня не удается реализовать в России. На фоне ясно просматривающейся экономической и политической экспансии ведущих мировых держав на постсоветском пространстве потенциально это может привести к потере многих на сегодня реальных союзников России и в конечном итоге развалу Евразийского союза.
Как бы ни были сложны и опасны проблемы, обозначенные Валерием Цветковым, их, наверное, все же можно отнести к «болезням роста», неизбежно возникающим в начале любой деятельности. Но есть факторы риска более глубинные, имеющие определенные исторические корни. На постсоветском пространстве по-прежнему существуют центробежные тенденции, хотя, возможно, уже не в таких объемах, как в начале девяностых, после развала СССР. По мнению директора Института экономики РАН Руслана Гринберга, проявляются они и в Евразийском экономическом союзе. Более того, их усиливают такие факторы, как незавершенность формирования идентичности большинства новых государств, существующие исторические конфликты и противоречия, различия между странами на уровне институтов государственного управления при схожей высокой централизации власти.
Еще один аспект центробежных тенденций — экономическое доминирование России на постсоветском пространстве — более трех четвертей общего валового внутреннего продукта. Это мешает достигать компромиссов и консенсусов по многим проблемам. Взять хотя бы экспорт энергосырьевых ресурсов: при получении их от России между партнерами тут же возникают противоречия по поводу субсидий на их приобретение.
Эта тенденция вполне соответствует отношениям, сложившимся в рамках СНГ. Руслан Гринберг назвал это философией поведения партнеров, сформировавшейся после образования Содружества Независимых Государств: максимум выгод в отношениях с Россией и минимум политических обязательств. Такую логику даже трудно называть иждивенческой, она скорее практичная в условиях, когда российская заинтересованность в интеграции абсолютно и всем очевидна.
Но здесь, подмечает Руслан Гринберг, возникает еще один подводный камень. Его можно назвать «комплексом старшего брата». Когда Россия проявляет свою заинтересованность слишком активно, у партнеров начинаются страхи, основанные на опыте совместного советского прошлого. Когда же Россия пассивна, реакция еще хуже: «старший брат» нас не замечает.
Немногим более двадцати лет прошло с момента распада СССР и создания Содружества Независимых Государств. И хотя за это время выросло целое поколение граждан, в историческом масштабе срок ничтожный. За этот период все «комплексы» и «фантомные боли» объективно не способны исчезнуть полностью. Но они проходят, и уже сегодня излишне «практичная» философия начинает уступать место осознанию выгоды интеграционных мотивов. Тот же Руслан Гринберг усматривает в странах постсоветского пространства остаточную общую идентичность, которая передается молодежи, и поддержать ее следует прежде всего.
В основном, полагает он, это проявляется в социокультурной сфере, где, несмотря ни на что, существует много разных связей: в образовании, медицине, науке, культуре, вплоть до общих житейских ценностей. В общественном сознании, уверен Гринберг, живет надежда, что должна появиться какая-то новая величественная объединительная идея, своего рода сигнал со стороны России.
Многие страны на постсоветском пространстве очень сильно надеялись, что Запад им поможет во всем, что им удастся устроиться на солнечной стороне жизни и без России. Но этого не произошло, и теперь они ждут некоей общей интеграционной стратегии модернизации экономики, в которой многим членам Содружества удалось бы найти свое место. Таким образом, появился новый, уже центростремительный фактор, и Россия обязана им воспользоваться, потому что от нее в интеграционном процессе зависит многое, если не все.
Но даже если и вести поиск общего для всех стран баланса интересов в экономических действиях, этого будет явно недостаточно. Для развития полномасштабного интеграционного сотрудничества Россия должна стать привлекательной в роли регионального лидера на постсоветском пространстве. Лидера во всем — в росте экономики, в наращивании научно-технического потенциала, повышении национальной конкурентоспособности. И видимо, что особенно важно, в росте благосостояния населения. Ведь ничто так не подтверждает правильность выбранного пути, как процветание соседа. А вот с этим как раз у России есть проблемы.
По словам Валерия Цветкова, согласно рейтингу уровня жизни, в 2014 году Россия находилась на 61-м месте, между Шри-Ланкой и Вьетнамом, и такая ситуация недопустима. Действительно, о каком создании привлекательного образа страны может идти речь, когда существование ее граждан рисует совершенно иной профиль.
С привлекательностью России в других сферах — экономике, финансах — тоже пока больше вопросов, чем ответов. По словам директора Института США и Канады РАН Сергея Рогова, интеграционные процессы в Евразии должны быть для России абсолютным приоритетом. Но на каком это происходит фоне? Сегодня, когда мир становится многополярным, Россия по целому ряду ключевых, в первую очередь экономических, показателей не входит в число ведущих центров развития.
Для сравнения он приводит такие данные: США с блоком НАТО, с экономической коалицией Северной Америки, Европейским союзом имеют каждый по 20 процентов мирового ВВП. И даже в такой ситуации администрация Обамы считает, что этого не достаточно, для того, чтобы поддерживать американское лидерство в мире. Главная задача на оставшиеся два года для Барака Обамы — это подписание соглашения о создании трансатлантического и транстихоокеанского партнерства. То есть экономическое НАТО с Европой, и подобие такого же экономического блока на Тихом океане. Вместе это будет больше 60 процентов мирового ВВП, больше 80 процентов мирового финансового рынка. И с этих позиций, считает Сергей Рогов, для того, чтобы Россия играла серьезную роль в мировых экономических и политических делах, чтобы она могла заставить считаться со своими интересами, евразийская интеграция является абсолютно необходимой.
Есть еще один тревожный фактор, отмеченный Сергеем Роговым и о котором вообще мало кто прежде задумывался с точки зрения перспектив евразийской интеграции. Согласно новой стратегии национальной безопасности США, Россия из разряда партнеров переведена в противники. Таким образом, доктрина сдерживания, которая десятилетия была основой политики холодной войны, сегодня вновь становится операционной доктриной американской и западной политики. Причем уже на законодательном уровне: в конце прошлого года в США было принято несколько законов, которые закрепляют антироссийские санкции, и можно ожидать, что в ближайшее время Конгресс примет еще целый ряд других документов той же направленности.
Таким образом, холодная война получает законодательное закрепление, и это очень серьезно. Готовы ли партнеры России по Евразийскому экономическому союзу к тому, чтобы быть втянутыми в холодную войну? У них есть свои интересы в современном мире, и вряд ли они считают российский конфликт с Западом своим. Посмотрев на ситуацию с этой точки зрения, следует серьезно задуматься над тем, как бы не потерять партнеров по ЕАЭС, если действовать без учета их интересов в глобальной политике. Уж коли девальвация рубля поставила их в очень сложное положение и вызвала серьезное осложнение отношений внутри Евразийского союза, то какой выбор им придется сделать в случае развития холодной войны и к чему это приведет?
А к чему может привести только намек на перерастание холодной войны в горячую фазу? Такая угроза, исходя из слов Сергея Рогова, действительно существует. Очень многие международные соглашения по контролю над вооружением оказались под угрозой развала. И это вызывает тревогу не только у России, но и у ее соседей и партнеров по ЕАЭС, так как их территория становится районом противоборства. Естественно, реакция России не заставит себя ждать. Но в какой степени она будет учитывать интересы партнеров по ЕАЭС и ОДКБ? Это существенный момент.
Если сравнить состав Евразийского экономического союза и ОДКБ, с одной стороны, и НАТО с Европейским союзом — с другой, то сходство, очевидно, не по количеству, а по структуре. Значит, и здесь тоже надо подумать о большей координации, с тем, чтобы действия, предпринимаемые Россией без консультаций с союзниками по ОДКБ и партнерами по Евразийскому экономическому союзу, не пугали и не отталкивали их.
Удивительно все же складывается судьба России. На протяжении всей ее многовековой истории ей бесчисленное количество раз приходилось совершать рывки и прорывы, находясь в очень неудобных стартовых условиях. То же самое происходит и сегодня. Важнейший для России проект — Евразийский экономический союз действует, но пока это лишь начало большого пути, и еще предстоит немало сделать, чтобы ЕАЭС превратился в мощный центр экономического роста.
Стартовые позиции, как всегда, не лучшие, и на российском политическом Олимпе отдают себе в этом отчет, понимая, где мы находимся, каковы позиции наших экономик, где у них слабые места и в каком мире мы сегодня живем. Об этом на заседании Интеграционного клуба говорила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, согласившись с мнением Сергея Глазьева, что украинские события — это в том числе во многом реакция Запада на евразийскую интеграцию. Появление экономически сильного, влиятельного союза на обширной территории от Балтики до Тихого океана вызывает у западников определенное беспокойство. Санкционная политика Запада против России имеет глубинные корни и является долгосрочной, считает спикер Совета Федерации, и очевидным ответом на них может быть только наращивание интеграции, объединение усилий по обеспечению безопасности, укреплению экономической независимости и скорейшей структурной перестройки нашей экономики.
Валентина Матвиенко напомнила, что на многих заседаниях клуба отмечалось: для наращивания интеграционного потенциала необходимы совместные программы, интеграционные проекты, дополняющие коллективный рынок общими стратегиями развития. В этом же ряду стоят такие меры, как углубление финансовой интеграции, переход на использование исключительно своих валют, формирование общебанковской инфраструктуры, системы телекоммуникаций, создание собственной системы банковских платежных карт.
Немало предстоит сделать непосредственно для граждан союза, ведь договором о создании ЕАЭС предусмотрено, что все они имеют право на единые условия трудоустройства, социальной, медицинской помощи, налогообложения, подчеркнула Председатель СФ.
Совершенно очевидно, отметила Валентина Матвиенко, что ключ к решению возникающих проблем в процессе интеграции — в активном поиске разумного баланса общих интересов ЕАЭС и отдельных государств. И это не теоретические выкладки, а насущный, злободневный практический вопрос.
Однако достичь идеального баланса общих и частных интересов, особенно с учетом все еще присутствующих на постсоветском пространстве центробежных процессов, будет непросто. На одном из предыдущих заседаний Интеграционного клуба патриарх российской политики академик РАН Евгений Примаков напомнил историю появления СНГ, который так и не стал полноценным союзом — слишком разные интересы, как экономические, так и политические, оказались у республик бывшего Союза. Противоречия, теперь уже между государствами, сохранились, и, как говорил тогда Примаков, та же судьба может ожидать Евразийский союз. Упор нужно делать на необходимость постепенного, а не ускоренного решения задач в интеграционной сфере, прежде всего в экономике. Без этого, по его мнению, объединение в политике не начнется.
Сказано это было пару лет назад. Исходя из нынешних реалий, сегодня к этой рекомендации следует прибавить: двигаться вперед не только постепенно, но и аккуратно, прислушиваясь к партнерам.