Андрей Клишас: муниципальный фильтр необходим для нашей политической системы
В последнее время актуализировалась дискуссия, касающаяся необходимости исключения процедуры «муниципального фильтра» из действующей политической системы. Многие участники данной дискуссии, высказываются как минимум за корректировку существующих норм, а как максимум и за полную отмену данного механизма.
Рассматривая данный вопрос, считаем возможным утверждать, что с учётом сложившейся практики применения, нормы, закрепляющие процедуру «муниципального фильтра«, могут быть усовершенствованы. Вместе с тем не существует никаких сомнений относительно принципиальной допустимости существования данного института с точки зрения основополагающих конституционных принципов и правил действующей избирательной системы, а также реальной практической необходимости его применения.
На наш взгляд, „муниципальный фильтр“ в той или иной форме необходим для нашей политической системы и, в конечном счёте, призван обеспечивать реализацию базового конституционного принципа — принципа народовластия.
Согласно данному принципу, источником власти в России является народ, и местное самоуправление является как раз одной из важнейших форм реализации народом принадлежащей ему власти. И хотя органы местного самоуправления, в соответствии с Конституцией, отделены от органов государственной власти, что, в частности, означает, что они обладают выделенной компетенцией, конституционными полномочиями для решения вопросов местного значения и финансово-экономической самостоятельностью, с точки зрений своей правовой природы, они также являются формой организации публичной власти, что, в свою очередь, означает, что функциональное и прочее взаимодействие между государственными и муниципальными органами необходимо.
Данное взаимодействие предопределяется как самой Конституцией, основополагающим принципом единства системы публичной власти, так и объективной необходимостью взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта, на которых лежит ответственность по обеспечению экономического, социального и иного развития территории соответствующего субъекта, а значит, и каждого входящего в состав этого субъекта муниципального образования. Из данного утверждения, в частности, исходил и Конституционный суд, признавая принципиальную конституционность положений, закрепляющих процедуру муниципального фильтра в своём Постановлении от 24.12.2012 №32-П.
Исходил он также и из того, что процедура »муниципального фильтра« не является избыточной в действующем механизме выдвижения кандидатов на должность высшего должного лица субъекта. Напротив, по мнению Конституционного суда, данный механизм, »повышая одновременно интерес к выборам, функционированию системы органов местного самоуправления», стимулирует тем самым укрепление демократических основ российской государственности (абз. 6 п. 3.2).
Представляется, что данное утверждение Конституционного суда является ключевым для понимания основной задачи и цели действия «муниципального фильтра«, а также значимости его существования в рамках действующей политической системы. И действительно, целью „муниципального фильтра“ является утверждение конституционных ценностей политического плюрализма, многообразия, политической партийной конкуренции на местном уровне, а также обеспечение конституционного права населения на участие в управлении делами государства.
Именно с этой целью политическим партиям было предложено вести политическую деятельность и диалог с населением, начиная с муниципального уровня власти, того уровня, от которого во многом и зависит качество жизни человека. Причиной этому послужило то обстоятельство, что многие партии, в том числе и парламентские, в большей степени заинтересованы в участии на выборах в органы государственной власти, нежели муниципальной.
Целью же »муниципального фильтра« является привлечение политических сил на муниципальный уровень, стимулирование их политической активности там, где как раз и сосредоточено решение реальных практических проблем и вопросов, направленных на улучшение качества жизни населения. Данный механизм инициирует партии на разработку действенных программ, практическая польза которых понятна людям.
В конечном счёте, считаем возможным утверждать, что процедура »муниципального фильтра» применяется в первую очередь в интересах самого населения. А действующий механизм, необходимость сбора подписей муниципальных депутатов, направлен в первую очередь на то, чтобы политические силы были заинтересованы в работе по продвижению своих программ с целью их избрания в муниципальные органы власти.
Говоря о необходимости корректировки действующих правил, необходимо согласиться с тем, что данный вопрос подлежит обсуждению. Вместе с тем важно подчеркнуть, что любые изменения должны быть направлены не на отмену «фильтра», а на поддержание тенденции укрепления политической роли органов местного самоуправления, что должно привести в итоге и к укреплению их финансово-экономической базы.
Существует тезис, что настоящая народная демократия начинается тогда, когда на выборы органов местного самоуправления приходит больше граждан, чем на выборы органов государственной власти, и этот тезис во многом справедлив. Доверие к власти должно формироваться с того уровня, который является самым близким к гражданину, с того уровня власти, который призван разрешать самые насущные, ежедневные потребности людей. И оценка деятельности политических партий в данном случае должна во многом определяться тем, как эти партии ведут работу на уровне местного самоуправления.
По данной причине считаем, что «муниципальный фильтр» необходим, этот механизм соответствует Конституции и служит повышению политической конкуренции на местах, укрепляет и наполняет реальным содержанием конституционный принцип народовластия.
Ещё материалы: Андрей Клишас