Все о пенсиях в России

00:00Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Алексей Пушков рассказал, что мешает реформе Совета Безопасности ООН

Сенатор также оценил, могут ли лишить Россию членства в Совбезе или права вето

22.09.2023 13:30

Автор: Валерий Филоненко

Алексей Пушков рассказал, что мешает реформе Совета Безопасности ООН
Алексей Пушков. © пресс-служба Совета Федерации

Совет Безопасности ООН, созданный в октябре 1945 года, состоит из пяти постоянных членов — России, Великобритании, Китая, США и Франции, которые обладают правом вето. Кроме того, есть десять непостоянных членов, избираемых на два года по географическому принципу. Совбез ООН несет ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Генеральный секретарь международной организации Антониу Гутерриш на открытии общеполитических дебатов 78-й сессии Генассамблеи ООН 19 сентября заявил о необходимости реформирования структуры Совбеза. По его словам, иначе миру грозит раздробленность в экономической и финансовой системах.

О реальной подоплеке серьезной инициативы главы всемирной организации и позиции России в этом вопросе в интервью «Парламентской газете» рассказал председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков.

— Генсек ООН заявил, что Совет Безопасности организации отражает реалии 1945 года, а потому нуждается в реформе. Насколько прав Антониу Гутерриш?

— Эта ситуация связана с несколькими аспектами. Во-первых, начавшееся еще в начале XXI века давление стран, не входящих в Совет Безопасности, но считающих, что они имеют право стать его постоянными членами. Это, в частности, страны, которые достаточно серьезно финансируют ООН, — Япония и Германия. А также страны, которые являются крупными политическими и экономическими игроками и представляют целые континенты, — Бразилия, Индия. И коллективная Африка. Африка и Латинская Америка считают, что, в то время как Азия и Европа имеют представителей в Совете Безопасности, Африканский и Южно-Американский континенты не представлены вообще. И это давление постепенно нарастает. Лидеры все большего числа государств говорят о необходимости реформы Совбеза за счет его расширения и введения в него новых государств. Вторая причина состоит в том, что ООН демонстрирует невысокий уровень эффективности за последние годы. Ни в ливийском кризисе, ни в сирийском, ни в кризисе вокруг Ирака и Украины ООН не сумела стать фактором, который предотвратил бы широкое применение вооруженных сил. И это вызывает скептицизм по отношению к ООН. А нужна ли она вообще в нынешнем виде? Об этом много пишет мировая пресса, не только западная.

— И чтобы дать ответ на эти скептические оценки роли ООН, генсек решил перехватить инициативу?

— В данном случае полагаю, что он, будучи ограниченным в свободе маневра — потому что генсек ООН не принимает решения, а выслушивает мнения государств-членов и должен как-то согласовывать позиции многих сторон, — выдвинул эту программу. В противном случае он был бы обвинен в ее отсутствии. А так вот, она есть. Естественно, что решать будет не он, а страны-участницы. И он тем самым как бы перекладывает ответственность на них. Я выдвигаю программу реформы, а вы уж давайте, обсуждайте между собой, как это будет выглядеть. Это частично такая политическая уловка со стороны генсека, чтобы быть на коне и не быть обвиненным, что он не имеет идей и ничего не делает, вяло следя за угасанием международной организации.

Новая встреча по Украине может пройти в октябре

— Какие-то еще факторы оказывают влияние на нынешнюю повестку ООН?

— Должен сказать, что вокруг всего этого ведется политическая игра. Дело в том, что американцы озабочены тем, что Глобальный Юг их не поддержал в вопросе Украины, коллективно отказавшись следовать американским и западным санкциям. Несмотря на очень большое давление, которое оказывалось на Индию, Бразилию, Южную Африку и на многие другие государства, они отказались поддерживать Соединенные Штаты в этом вопросе. И сейчас Запад — это было заметно по нескольким последним крупным мероприятиям — пытается склонить на свою сторону страны Глобального Юга, которые превратились в объект политической схватки между США и западным альянсом с одной стороны и Россией и Китаем — с другой.

— И в чью сторону склоняется Глобальный Юг?

— Он держит нейтралитет. Глобальный Юг говорит, что хочет иметь хорошие отношения и с Западом, и с Россией. Но факт борьбы за него налицо. Причем эта борьба сейчас активизируется. В частности, Зеленский на Генассамблее ООН попытался обратиться к странам Глобального Юга, чтобы сдвинуть их с позиции отказа поддерживать США и Запад в их политике по отношению к Украине.

— Заявление Байдена на Генассамблее ООН — это продолжение схватки?

— Соединенные Штаты сказали, что они готовы рассмотреть возможность расширения Совета Безопасности за счет новых участников, в том числе стран Глобального Юга — Индии, Бразилии или представителя от Африканского союза. Эта тема становится фактором политической схватки за симпатии и антипатии в незападном мире. Для Запада очень важно раздробить единство Глобального Юга в этом вопросе, чтобы хоть какие-то страны пошли за ним в осуждении России и поддержке Украины. Большая ставка делалась в свое время на Индию, но эта страна традиционно придерживается политики самостоятельности во внешнеполитических делах. Так что надежды не оправдались, и теперь США смотрят, кого еще можно «выдернуть» из рядов Глобального Юга, чтобы сблизить позиции, в том числе обещая поддержать их заявку в случае реформы Совета Безопасности.

— Радикальные предложения вывести из Совета Безопасности Россию также понимания не нашли?

— Никакой поддержки подобные инициативы не получают. Даже идея лишения России права вето, которая высказывается иногда в некоторых западных СМИ и политических кругах, не получает поддержки официальных членов правительств США и европейских государств. По той причине, что они прекрасно понимают, лиха беда начало: что если вы кого-то лишаете права, то следующим могут лишить вас. Если вы создаете механизм лишения того или иного государства права вето или статуса постоянного члена, то этот механизм в определенной ситуации может быть использован против вас. Поэтому США, с одной стороны, на словах обещают поддержать стремление ряда стран войти в Совет Безопасности в качестве постоянных членов, с другой стороны — на самом деле очень опасаются этой реформы.

— И эта двойственность в позиции мешает реальной реформе?

— У США есть привилегированное положение одного из пяти главных государств современного мира. А если начать реформировать, то непонятно, какая система будет выстроена. Потому что большинство стран мира — это незападные государства. К западному миру мы можем отнести от силы 40—45 стран, включая Японию, Сингапур, Австралию и Новую Зеландию. Остальные государства — это незападный мир. Поэтому отдавать эти вопросы на усмотрение Генассамблеи ООН, как мне представляется, в Вашингтоне опасаются. Из-за этого маневров вокруг темы реформы много, а движения нет. Но Гутерриш посчитал, что должен создать себе политическое алиби и выступить с какой-то крупной инициативой, иначе он будет рассматриваться как генсек без программы. Попутно он отвечает на объективный запрос многополярного мира. Понятно, что нынешняя ООН отражает состояние мира на конец Второй мировой войны и эта послевоенная система постепенно избывает себя. Это уже очевидно, и, конечно, какие-то реформы должны быть проведены.

— России эта реформа выгодна?

— Мы говорим о том, что такую возможность рассматриваем. Но считаем, что любые реформы ООН не должны подрывать существующие механизмы и не должны привести к еще большему ослаблению организации, которое в силу разных обстоятельств наблюдается в последние годы. Мы отдаем себе отчет в том, что реформа назрела, но конкретные ее параметры, хотя и обсуждаем на двухстороннем уровне, пока не выносим на уровень публичного международного обсуждения.

Читайте также:

• Россия вместе с БРИКС готовы реформировать ООН, но США это вряд ли понравится