Теракт в «Крокус Сити Холле»

14:09Еще один пострадавший в «Крокус Сити Холле» умер в больнице

13:42Reuters: В Таджикистане задержали девять человек по делу о теракте в «Крокусе»

12:58Горелкин: После «Крокуса» зарубежные IT-площадки повели себя «омерзительно»

Алексей Маслов: Продажа оружия Тайваню — элемент окружения Китая

Соединённые Штаты и КНР вступают в эпоху бескомпромиссного экономического противостояния

30.06.2017 13:37

Автор: Иван Антонов

Алексей Маслов: Продажа оружия Тайваню — элемент окружения Китая
  © Юрий Паршинцев

Решение Соединённых Штатов продать вооружение Тайваню на общую сумму почти в полтора миллиарда долларов вызвало прогнозируемую гневную реакцию Пекина. Речь идёт, возможно, о начале глубокого и опасного политического кризиса в диалоге двух ядерных сверхдержав. О том, насколько вероятна китайско-американская война и каковы на деле отношения между Вашингтоном и Пекином, в интервью «Парламентской газете» рассказал руководитель Школы востоковедения НИУ-ВШЭ Алексей Маслов.

- Алексей Александрович, какие, на ваш взгляд, последствия повлечёт за собой это очевидно недружественное решение США?

- Оно отлично вписывается в общую канву политики Дональда Трампа, которую тот сформулировал ещё в предвыборный период. Речь идёт о том, чтобы, с одной стороны, «поджимать» Китай по всем фронтам, а с другой - постоянно пытаться поставить КНР в неудобное для неё положение, вывести Пекин из так называемой зоны комфорта. Для этого необходимо заставить КНР постоянно решать всё возникающие и возникающие проблемы, не имея возможности сконцентрироваться на своих внутренних делах.

- Насколько хорошо это получается у Трампа?

- Частично это уже было реализовано, когда хозяин Белого дома сделал заявления по «чувствительной» теме территориальных проблем в Южно-Китайском море. 

Трамп: Китай не смог помочь США по КНДР

В нынешней ситуации надо учитывать все тонкости — решение американцев продать оружие Тайваню по большому счёту соответствует заключённому ещё в 70-е годы прошлого века соглашению с островом о взаимодействии в области безопасности. Поэтому формально Вашингтон ничего нового не предлагает и имеющиеся договорённости не нарушает.

Необходимо также понимать, что в течение долгого времени США вооружения на Тайвань всё же не поставляли, исходя из того, что подобные шаги станут раздражителем для Пекина и, как следствие, неблагоприятно скажутся на двусторонних отношениях.

Так было при Бараке Обаме, но вот теперь, судя по всему, американская администрация решила на практике приступить к созданию вокруг Китая пояса напряжённости, параллельно решая ещё одну задачу — показать своим союзникам: Филиппинам, Южной Корее, Японии, что США свои обязательства в области обеспечения безопасности этих стран намерены выполнять.

Таким образом, на мой взгляд, Вашингтон вернулся к стратегии, которая существует в течение многих лет, но была заметно ослаблена при предыдущей американской администрации, делавшей упор на прогрессе в отношениях с Пекином.

- То есть работа ведётся на всех направлениях, не только на тайваньском?

- В этом контексте я могу назвать ещё страны. Допустим, Вьетнам, поставки вооружения которому могут быть расширены. Кстати, почву для этого заложили ещё при Обаме, когда США сняли эмбарго на продажу Ханою любых видов оружия и смежной продукции. Поэтому такая политика будет продолжаться, имея целью, как я уже говорил, формирование вокруг Китая зоны американской военной безопасности.

Кстати, одна из конкретных целей, для чего это делается, — оказание давления на Пекин в контексте решения проблемы Северной Кореи. Не секрет, что китайцы обладают определёнными рычагами воздействия на северокорейцев, например через поставки продовольствия и энергоресурсов в КНДР. Однако, по мнению США, КНР могла бы активнее их использовать для влияния на Пхеньян.

- А как сами китайцы, ставшие экономической сверхдержавой, смотрят на все эти неоднозначные шаги США?

- Пекин отвечает на это по-своему. Так, были совершены движения по трём основным направлениям.

Первое — заметная активизация китайцами реализации проекта «Один пояс — один путь», конечной целью которого является формирование нового геоэкономического и геостратегического пространства. Хочу заметить, что делает это Китай в том числе в районах, которые Соединённые Штаты считают своими — допустим, морские регионы вокруг Индии, а также в той или иной степени европейские страны. Это сильно раздражает Вашингтон.

Существующие сейчас механизмы полностью американские и «заточены» под интересы Соединённых Штатов. В таких условиях китайцы пытаются создавать свою соответствующую систему.

Второе — КНР наступательно вторгается в американскую экономику, покупает там активы, совершая сделки по слиянию и поглощению. Только в прошлом году китайцы потратили на эти цели более 56 миллиардов долларов США. При этом в Вашингтоне такую стратегию Пекина некоторые аналитики расценивают как прямую угрозу национальной безопасности Соединённых Штатов.

Третье — Китай долгое время ограничивал деятельность иностранных бизнесменов у себя на территории. Частично этот вопрос был уже решён в ходе встречи Барака Обамы с Си Цзиньпином, когда американским фирмам всё-таки дали такие же практически права, что и китайским. Однако ряд преград китайцы не снимают.

При этом в Пекине исходят из того, что США не допускают их и другие страны в полной мере до глобальных энергетических и, что самое важное, финансовых ресурсов мира. Существующие сейчас механизмы полностью американские и «заточены» под интересы Соединённых Штатов. В таких условиях китайцы пытаются создавать свою соответствующую систему — например, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Параллельно с этим китайцы наращивают давление на Вашингтон под тем углом, что последний проводит несправедливую, ограничительную политику в отношении Китая. Всё это позитива в отношения не добавляет.

Усиливающееся давление со стороны США на КНР происходит в том числе и в контексте приближающегося 19-го съезда Коммунистической партии Китая (КПК).

Подытоживая, можно сказать, что сегодня мы являемся свидетелями крупнейшего в истории экономического противостояния двух держав.

- Но что может произойти, если это противостояние перейдёт сначала в политическую, а потом и в военную плоскость?

- Отмечу, что своеобразную «горячую» стадию отношений мы уже наблюдали. Было это, когда Трамп объявлял Китай основным экономическим врагом США. Сейчас вроде стороны договорились о стремлении к урегулированию противоречий в экономике. Но вот проблемы в политической сфере продолжаются.

Но нельзя сбрасывать со счетов и такой фактор, как теснейшее переплетение китайской и американской экономик, которое делает большую войну между КНР и США в общем-то просто невыгодной.

- Так, может, им забыть и про политические разногласия, сформировать G-2, совместно управлять миром?

- Проблема в том, что стороны объективно никак не способны снять с повестки дня те противоречия, по которым идёт противостояние. Поэтому мы и наблюдаем эту перманентную политическую пикировку.

К тому же необходимо помнить, что усиливающееся давление со стороны США на КНР происходит в том числе и в контексте приближающегося 19-го съезда Коммунистической партии Китая (КПК). По его итогам, скорее всего, мы увидим очень и очень серьёзные структурные изменения как в руководстве страны, так в экономике.

Судя по всему, последними своими действиями Вашингтон стремится послать недовольным китайским элитам, которые, очевидно, есть в стране, некий сигнал о неправильности или невыгодности столь агрессивного экономического курса действующего главы КНР Си Цзиньпина. Такие шаги, безусловно, считываются в Пекине и вызывают соответствующую ответную реакцию. Поэтому в диалоге всё далеко не безоблачно.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 3622