Все о пенсиях в России

09:46В Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

вчераСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

вчераЧто положено ветерану МВД и как этот статус получить

Турция на распутье: атлантизм или евроазийство

Каким будет политический курс Турции после ожидаемого перехода к президентской республике

14.04.2017 07:00

Автор: Трофим Тихонов

Вооружённые силы США в ночь на 7 апреля нанесли удар по сирийскому аэродрому в провинции Хомс. Приказ на запуск 59 крылатых ракет «Томагавк» отдал лично президент Дональд Трамп. В Пентагоне утверждают, что именно с той базы была совершена предполагаемая химическая атака в сирийской провинции Идлиб. Её жертвами стали не менее 58 человек, в том числе 11 детей.

В Анкаре с заметным воодушевлением отреагировали на удар США. Заместитель турецкого премьер-министра Нуман Куртулмуш призвал международное сообщество «сохранять свою позицию по отношению к варварствам сирийского правительства». В свою очередь, президент Реджеп Тайип Эрдоган поддержал заявление Трампа по поводу возможной военной операции в Сирии и заверил, что Турция «готова оказать необходимую поддержку». А министр иностранных дел республики Мевлют Чавушоглу призвал Россию отказаться от поддержки президента Сирии Башара Асада.

Тем не менее столь категоричные заявления турецкого руководства не стоит рассматривать как резкую смену политического курса. Анкара и ранее выступала за смещение Асада и вместе с тем именно благодаря плодотворному сотрудничеству России и Турции удалось совершить исторический прорыв в урегулировании сирийского конфликта. Они договорились с представителями сирийского правительства и оппозиции, чтобы те перешли к конструктивному диалогу, сев за стол переговоров в Астане. Такого не было на протяжении всего кризиса, который длится уже седьмой год.

И всё же осадок в отношениях Москвы и Анкары остаётся

Хотя Турция и Россия достигли довольно серьёзных результатов в разрешении сирийского конфликта, между Анкарой и Москвой до сих пор остаётся ряд противоречий. 

Референдум в Турции может взорвать Европу и надломить НАТО

По мнению Синана Ульгена, главы турецкого аналитического Центра изучения экономики и внешней политики, в первую очередь это касается остро стоящего для турок курдского вопроса. Анкара не разделяет позицию Москвы относительно участия партии сирийских курдов “Демократический союз” в переговорном процессе по Сирии. Турция считает её ответвлением запрещённой в стране Рабочей партии Курдистана, против которой на регулярной основе проводит антитеррористические операции на юго-востоке страны.

Другой причиной разногласий стало нарушение договорённостей, достигнутых в Астане, в отношении именно Идлиба, одного из последних пристанищ исламистов в Сирии. В столице Казахстана противоборствующие стороны пришли к соглашению, что правительственные войска не будут проводить какие-либо операции в Идлибе. Этот город находится под контролем террористической организации “Джебхат ан-Нусра” (запрещена на территории РФ). В связи с этим Анкара расценивает произошедший 4 апреля инцидент как нарушение режима прекращения огня со стороны войск Башара Асада. Это может привести к обострению гуманитарной проблемы, с которой в первую очередь придётся столкнуться Турции. Этой стране и так пришлось принять на своей территории свыше трёх миллионов беженцев и потратить на их нужды около 25 миллиардов долларов.

Плохая дружба с Соединёнными Штатами

После событий 4 апреля в проправительственных турецких СМИ начали появляться антироссийские и прозападные заголовки о «массовом убийстве, которое совершил Башар Асад». Некоторые издания и вовсе обвиняли Россию в том, что она знала о готовящейся правительственными силами химической атаке против мирного населения. Но в то же время лишь ряд оппозиционных газет опубликовал в своих материалах заявление главы МИД Сирии Валида Муаллема о том, что Дамаск уведомлял ООН и Организацию по запрещению химического оружия о полученных разведданных относительно поставок химических материалов ДАИШ и «Джебхат ан-Нусрой» (запрещены на территории РФ) из Ирака и Турции в Сирию.

На первый взгляд может показаться, что после трагедии в Идлибе Турция должна отдалиться от России и Ирана и пойти на сближение с Соединёнными Штатами, однако в отношениях между этими двумя странами на протяжении последнего года наблюдаются заметные разногласия. Анкара была крайне разочарована администрацией экс-президента Барака Обамы. Турция добивалась создания бесполетной зоны на сирийско-турецкой границе, но так и не получила достойную поддержку США.

Ситуация обострилась после неудавшейся попытки государственного переворота в Турции 15 июля. Турки уверены, что за этим стоит FETO — организация оппозиционного проповедника Фетхуллаха Гюлена, проживающего в Пенсильвании. Переговоры с США на тему экстрадиции Гюлена начались ещё в период правления Обамы, но никакого прогресса достигнуто не было. Поэтому Турция возлагала большие надежды на администрацию Трампа. Однако этот вопрос до сих пор стоит в повестке дня отношений Турция — США. Недавний визит госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Анкару также нисколько не приблизил решение данной проблемы. Об этом свидетельствуют немногочисленные официальные публикации в турецких СМИ о том, что между Тиллерсоном и Эрдоганом состоялась встреча, которая длилась порядка двух часов. Однако никаких подробностей или официальных комментариев на тему того, о чём они смогли или не смогли договориться, приведено не было.

Курды раздора

Удивление в Турции вызвал и визит зятя Трампа Джареда Кушнера в Ирак. Причём сначала об этом сообщила газета «Нью-Йорк таймс». Потом агентство «Рейтер» стало аннулировать свои материалы касательно визита. Но всё же впоследствии пресс-секретарь главы комитета начальников штабов американских ВС (КНШ) Грегори Хикс подтвердил эту информацию, уточнив, что Кушнера пригласил глава КНШ генерал Джозеф Данфорд. Согласно официальной версии, они встретились с иракскими лидерами, помогающими в борьбе с террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ запрещена в России).

Однако обозреватель турецкой газеты «Айдынлык» Хусеин Водиналы полагает, что зять американского президента прибыл в Ирак ради совершенно иной цели, а именно — оказать поддержку иракским курдам. Совсем недавно глава Иракского Курдистана (ИК, автономия на севере Ирака) Масуд Барзани достиг соглашения с Демократической партией Курдистана и Патриотическим союзом Курдистана о проведении референдума о независимости автономии. После этого власти одной из иракских провинции Киркук проголосовали за проведение референдума о её включении в состав Иракского Курдистана. Курдские флаги были установлены наряду с национальными на всех правительственных зданиях в одноименной столице провинции. Турецкий президент незамедлительно отреагировал на происходящее в Киркуке. Он охарактеризовал стремление властей провинции войти в состав Иракского Курдистана сепаратизмом.

Предполагается, что в ближайшее время в Багдад прибудет курдская делегация, которая должна прийти к соглашению с иракскими властями. Решение о независимости не может быть принято в одностороннем порядке даже после того, как состоится референдум.

США поддерживают не только иракских, но и сирийских курдов. Эта помощь также негативно сказывается на отношениях с Анкарой. Во время визита Тиллерсона турецкая сторона указала на то, что Соединённым Штатам необходимо прекратить оказывать помощь партии «Демократический союз».

Атлантизм или евразийство

Несмотря на значимость курдской проблемы, обозреватель турецкой газеты “Милли газете” Мехмет Сейфеттин Эрол уверен, что она в отношениях между Анкарой и Вашингтоном является лишь верхушкой айсберга. Он полагает, что в основе напряжённости между двумя государствами лежит нечто другое. По его мнению, Турция в настоящее время стоит на распутье между атлантизмом и евразийством. Безусловно, американских партнёров крайне тревожит развитие турецко-российского сотрудничества и его влияние на обстановку на Ближнем Востоке в ближайшей перспективе.

Перед Эрдоганом сейчас стоит лишь одна задача — добиться того, чтобы турецкий народ проголосовал “за” изменения в конституции.

Хотя Турция и входит в состав международной антитеррористической коалиции под руководством США, республика уже продемонстрировала свою способность стать самостоятельным и довольно сильным игроком в регионе. Турки с августа по март провели операцию «Щит Евфрата», в ходе которой освободили от боевиков ИГ сирийские города Джараблус и Эль-Баб. При этом во время операции между Турцией и Россией действовали договорённости о предотвращении столкновений турецких военнослужащих с сирийской армией. Международная коалиция, в том числе и США, не поддержала военные действия в рамках “Щита Евфрата”, в связи с чем турки неоднократно критиковали своих союзников за бездействие. В конце концов помощь с воздуха Турции предоставили ВКС РФ, что стало полной неожиданностью для американцев.

Пересмотр курса после референдума

Уже в это воскресенье, 16 апреля, турецкий народ проголосует на референдуме по поправкам в конституцию Турции, которые подразумевают переход от парламентской формы правления к президентской. Если большинство граждан поддержит инициативу правящей Партии справедливости и развития, это позволит Эрдогану консолидировать власть в своих руках.

В последние несколько месяцев сложились удачные условия для нормализации отношений между США и Турцией. Трамп из-за внутриполитических проблем не может пойти на сближение с Россией, он вынужден искать других сильных союзников на Ближнем Востоке. Для Турции союз со Штатами даст больше свободы действий в Сирии и Ираке. 

Спикер сирийского парламента: мы защищаем правое дело и международную законность

Однако в преддверии референдума довольно сложно предугадать результат диалога между двумя странами. Оба государства рассматривают Ближний Восток как инструмент внутриполитической борьбы. Трамп не заинтересован в решении региональных вопросов. Его основной целью во внешней политике является борьба с радикальным исламским терроризмом.

Перед Эрдоганом сейчас стоит лишь одна задача — добиться того, чтобы турецкий народ проголосовал “за” изменения в конституции. По этой причине турецкому лидеру нужны быстрые результаты, победы в Джараблусе, Эль-Бабе, Манбидже или Ракке, чтобы склонить на свою сторону как можно больше людей.

Цели США и Турции в Сирии совершенно отличаются друг от друга. Обе страны заинтересованы в военном сотрудничестве лишь при текущих политических реалиях. Это означает, что достигнутые сегодня договорённости могут быть перечёркнуты сразу же после того, как один из президентов поменяет свои приоритеты. А это уже может произойти после 16 апреля.

okhttps://ok.ru/pnpru/topic/66751768900968

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 3012