Законодательство без потрясений

- Российская система законодательства вплоть до 2004 года усиленно наращивала корпус новых федеральных законов. Это и неудивительно: новая власть и новый общественный строй нуждались в кардинальном обновлении своей законодательной базы. Но с тех пор возникла тенденция вносить изменения в уже принятые законы. Постепенно это наращивало проблему несовершенства российского законодательства.

Основные причины очевидны — это и рост числа принимаемых законов, их слабое качество и частая правка действующих кодексов. Так, независимое исследование выявило, что за период 1994-2016 годов в России из 6717 принятых Государственной Думой федеральных законов лишь 670 было базовыми. То есть большая часть их оказалась законами об изменениях в уже существующие акты или разовыми законами однократного действия. Отменено было 594 федеральных закона, из них базовых — 122.

Например, большая часть действующих кодексов исправляется чаще одного раза в год. Каждый месяц вносятся изменения в статьи Налогового и Уголовно-процессуальный кодексов, но самым нестабильным правовым актом оказывается Кодекс об административных правонарушениях, который подвергается коррекции в среднем три раза в месяц. Такие частые изменения ведут к нестабильности в правоприменительной практике и в конечном счете к ослаблению авторитета власти.

Нет сомнений, что все это негативно сказывается на деятельности организаций, коммерческих предприятий, отдельных граждан. Когда правила игры меняются с такой быстротой, становится просто невозможным отследить, правильно ли все они исполняют принятые законом требования. Ответной реакцией может быть только сохранение явления массового правового нигилизма. Особенно разрушительна такая практика для отечественного бизнеса.

Главная непосредственная причина слабого качества законопроектов — это спешка в их подготовке и принятии. Сами по себе низкокачественные законы не могут успешно применяться на практике и почти сразу требуют срочных исправлений и корректировок, а это, в свою очередь, ещё больше дестабилизирует правовое регулирование в стране.

Ведомства, чтобы отчитаться о календарном выполнении поручений вышестоящих органов, часто аврально готовят законопроекты, поэтому в Думу вносятся «сырые» законопроекты. Фактически стадия обсуждения, на которой можно было бы выявить и устранить многие недостатки, отсутствует. Кроме того, почти полностью выпадает этап взаимного согласования проектов законов, которые по многим статьям конфликтуют друг с другом, в результате масштабы правовой неразберихи нарастают.

На недавно состоявшейся встрече председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко и председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева эти вопросы были обсуждены и по ним были приняты принципиальные решения. В частности, Валентина Матвиенко предложила ввести частичное ограничение в существующую практику изменения законов — вносить исправления в федеральные кодексы лишь один раз за парламентскую сессию. Кроме того, она рекомендовала принять чёткие правила работы над правительственными законами с тем, чтобы уже ко второму чтению в Госдуме поправки были согласованы. Это позволило бы, помимо всего прочего, исключить из открытого обсуждения поправки, которые меняют сам замысел исходного документа. Новый созыв Госдумы также настроен на устранение проблемы низкого качества законотворчества и работает над их решением.

Помимо этого, можно было бы ввести дополнительные фильтры для отсева некачественных законопроектов, например в форме согласия Верховного суда или экспертизы Совета при Президенте РФ по кодификации.

Стоит помнить и о том, что общество постоянно эволюционирует. Ускоренное развитие технологий порождает появление новых видов отношений в области потребления, коммуникации, масс-медиа и приводит к необходимости их регламентации, детального и комплексного регулирования. Такие факторы затрудняют стабильность законодательства.

Поэтому необходимо обеспечить преемственность и предсказуемость правового регулирования общественных отношений, сделать законодательство доступным для восприятия гражданами, сохранить постоянство для отечественного бизнеса без резких потрясений и перемен.

Для устранения последствий случайных ошибок в законодательном процессе можно увеличить сроки их вступления в силу, ввести мораторий на форсированное принятие законопроектов вне регламента, больше дискутировать с привлечением экспертов, наконец твердо придерживаться правила «новый закон обратной силы не имеет».

В целом Советом Федерации и Правительством РФ сформировано единое мнение о принятии конкретных стабилизирующих мер по налаживанию бесперебойной и слаженной работы законотворческого процесса, понимая исключительную важность оздоровления процесса принятия федеральных законов.



Ещё материалы: Максим Кавджарадзе

Просмотров 731

13.03.2017

Популярно в соцсетях