Все о пенсиях в России

14:14В Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

09:46В Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

вчераСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Что ждёт ООН при новом генсеке

Антониу Гутерриш собирается быть не посредником, а участником мировых процессов

01.01.2017 12:12

Автор: Иван Антонов

Что ждёт ООН при новом генсеке
 

1 января к своим обязанностям приступит новый Генеральный секретарь ООН — португалец Антониу Гутерриш. Какие изменения могут произойти в работе этой организации, будет ли реформирован Совет Безопасности и пересмотрен установившийся после Второй мировой войны баланс сил? Об этом «Парламентской газете» рассказал директор Информационного центра ООН в Москве Владимир Кузнецов.

- Владимир Валерьевич, при назначении нового Генерального секретаря ООН Совет Безопасности продемонстрировал редкое единодушие — Антониу Гутерриша утвердили практически единогласно. Почему эта фигура устроила всех?

- Страны-члены, одобрив назначение Генсеком Антониу Гутерриша, сделали осознанный, глубоко продуманный выбор. Ему предшествовали несколько раундов переговоров, рейтинговых голосований и дебатов в рамках Совета Безопасности ООН, который играет ключевую роль в процедуре утверждения кандидатуры Генерального секретаря. В результате решение было принято почти единогласно, при одном воздержавшемся.

Единство позиций постоянных членов СБ ООН по кандидатуре генсека является хорошим знаком как для него, так и для Организации в целом. Время от времени мы видим несовпадение подходов государств — членов Совета Безопасности к тем или иным проблемам, поэтому консенсус по фигуре нового Генерального секретаря стал отличным примером нахождения общего языка и, как следствие, согласованного принятия важных решений.

Новый Генсек получил сильный мандат и может рассчитывать на поддержку стран — членов ООН при реализации своей программы, которую он представил в апреле 2016 года. Основные её положения позволяют утверждать, что в лице Антониу Гутерриша Организация обрела не только опытного и профессионального руководителя, но и, что самое главное, неравнодушного международного чиновника.

Безусловно, востребован будет опыт Антониу Гутерриша, который, что называется, не понаслышке знаком с практическими аспектами работы Организации Объединённых Наций. В частности, возглавляя Управление Верховного комиссара по делам беженцев, новый генсек внёс личный вклад в повышение эффективности деятельности данного института, сделав акцент на практической помощи простым людям, оказавшимся в критической жизненной ситуации.

В своём интервью для Радио ООН Антониу Гутерриш подчеркнул, что «приоритетом для нас является мир». Достижению этой цели в условиях, когда международное сообщество утратило большую часть рычагов по предотвращению конфликтов, по его мнению, поспособствует расширение дипломатической деятельности, роль же Генерального секретаря — «быть не просто посредником, а активно стимулировать мирный процесс», используя свой авторитет для продвижения конкретных мирных инициатив.

- Сейчас в экспертном сообществе ведутся дискуссии о том, что назрели реформы такого важнейшего органа ООН, как Совет Безопасности. Как вы думаете, какова их вероятность в обозримой перспективе?

С одной стороны, очевидно, что СБ ООН в том виде, в котором он создавался изначально, не совсем адекватен меняющейся международной обстановке.

- Прежде всего с точки зрения учёта интересов различных регионов, в условиях, когда ряд из них не представлен в Совете Безопасности на постоянной основе. А ведь это орган, который может и обязан в некоторых случаях решать судьбу расположенных там стран и народов. Такая ситуация всеми признаётся ненормальной.

В то же время, прежде чем что-то менять, необходимо договориться, как конкретно это делать, и найти устраивающую всех формулу. В настоящий момент обсуждаются несколько подходов к возможной новой конфигурации СБ ООН, однако к полному согласию прийти пока не удаётся.

- В этом контексте хотелось бы узнать ваше мнение о прозвучавшем в октябре этого года предложении Верховного комиссара ООН по правам человека ограничить использование права вето Советом Безопасности.

- Исходить надо из того, что любые идеи имеют право на существование. Но, во-первых, для того чтобы обрести материальную силу, им необходима поддержка со стороны значительного числа государств. Во-вторых, реформирование ради реформирования никому не нужно, гораздо важнее обеспечить эффективное выполнение Советом Безопасности возложенных на него функций по поддержанию мира и безопасности. При этом следует понимать, что демонтаж работающего сегодня механизма без создания ему адекватной замены недопустим. Мир не может остаться ни с чем.

Вето — это инструмент, который позволяет предотвратить принятие несогласованных всеми членами СБ ООН судьбоносных решений. Таких как, например, призвать стороны конфликта к его мирному урегулированию, осудить участников, а в случае несогласия применить к ним санкции.

Да, многие критикуют Совет Безопасности за неэффективность, за неспособность принимать решения и так далее. Но тем не менее он работает, и ярким примером этому является уже упомянутое избрание нового Генерального секретаря.

- Реформа Совета Безопасности, как становится понятно, дело достаточно непростое, в то же время ООН выполняет и другие, не менее важные функции. Как обстоит дело с точки зрения модернизации остальных ооновских институтов?

Организация Объединённых Наций меняется в буквальном смысле с самого момента создания для того, чтобы соответствовать современным реалиям.

- Сегодня с точки зрения совершенствования подходов к функционированию ООН одним из главных трендов можно назвать повышение эффективности «полевой деятельности», включая такой аспект, как децентрализация.

Её суть заключается в том, чтобы при сохранении элементов центрального управления качественно усилить звено, занимающееся работой непосредственно на местах, иными словами — оказанием помощи правительствам, местным общинам и конкретным людям в решении актуальных проблем.

В качестве примеров «полевой» деятельности можно назвать работу миротворческих, специальных политических миссий в зонах конфликтов, а также бедствий, как, скажем, чрезвычайная миссия по реагированию на эпидемию Эболы.

При этом на «полевой» уровень передаётся не только экспертный потенциал, но и отдельные административные функции. Разумеется, ключевые полномочия остаются у центральных органов (финансирование, выработка стратегии действий, оценка, контроль и т.п.), однако роль «полевых» миссий во взаимодействии с национальными правительствами и местными организациями очевидно растёт.

Что касается содействия развитию, это соответствует магистральной задаче -активно способствовать тому, чтобы конкретные ооновские программы встали, образно выражаясь, на «национальные рельсы».

Необходимо уточнить, что укрепление роли «полевых» подразделений ООН происходит параллельно с курсом на экономию выделяемых на их содержание средств. Осуществляется это за счёт, в том числе, сокращения аппарата в штаб-квартире Организации, что позволяет выдерживать заявленную цель достижения «нулевого роста бюджета».

Среди других важных направлений можно выделить активизацию экспертной поддержки реализуемых программ, совершенствование механизмов обменов знаниями и систем управления, более рациональное использование финансов и усиление контроля за этим процессом.

- Понятно, что функционирование и модернизация органов и институтов ООН процесс крайне сложный и порой противоречивый. Как Организация Объединённых Наций пытается учитывать голоса всех стран-членов, невзирая на размеры их экономик или военных бюджетов?

- Хочу заметить, что ООН предоставляет государствам площадку для свободного обсуждения проблем и поиска взаимоприемлемых вариантов их решения. Краеугольным принципом функционирования Организации в данном контексте является положение о том, что одна страна — это один полновесный голос. Проиллюстрировать жизнеспособность этого постулата можно даже на примере непостоянных членов СБ ООН. В частности, они на ротационной основе председательствуют в Совете Безопасности, а также напрямую влияют на принимаемые решения в случаях, когда не используется право вето.

Если говорить о Генеральной Ассамблее, то там принцип равноправия реализуется в полном объёме: каждое государство имеет возможность отстаивать свою позицию, и голоса всех стран «весят» одинаково. К этому надо добавить, что в рамках многих ооновских механизмов и процедур широко применяются принципы консенсуса — то есть дискуссия идёт до тех пор, пока не находится решение, устраивающее всех. А это даёт возможность максимально учесть позиции меньшинства или даже отдельно взятой страны.

- Владимир Валерьевич, уходящий год был богат на события планетарного масштаба. Как вы считаете, в 2016 году ООН успешно справлялась со своей миссией?

- Если обратиться к истории, то мы увидим, что ООН изначально создавалась как универсальный механизм по предотвращению глобальных военных конфликтов, таких как Вторая мировая война, принёсшая неисчислимые страдания миру и забравшая десятки миллионов жизней. И со своей главной задачей в 2016 году, как и в предыдущие семь десятилетий, Организации Объединённых Наций, считаю, удалось справиться.

В то же время, к сожалению, вызывает тревогу количество возникающих в мире новых войн и интенсивность возобновления тлеющих конфликтов. Несмотря на их относительно локальный характер, они несут людям большие страдания и представляют серьёзную опасность для соседних стран. А из-за глобализации и роста взаимозависимости в современном мире их последствия могут теперь ощущаться и в отдалённых уголках планеты.

Например, проблема беженцев. Она затрагивает не только те страны, где идут военные конфликты, но и примыкающие государства, и страны транзита и прибытия. Надо иметь в виду, что этот вызов многоаспектен — он влияет и на экономику, и на социальную среду, и на сферу безопасности и т.п. Сегодня мы с тревогой наблюдаем, как ранее вполне благополучная Европа оказалась под чудовищным прессингом. И теперь для разрешения сложившейся ситуации мировому сообществу, видимо, придётся приложить сверхусилия.

В такой непростой обстановке никто из нас, ооновцев, не имеет права чувствовать себя спокойными. Во избежание разрастания локальных вооружённых противостояний до глобальных масштабов, а также для прекращения кровопролития ООН должна чётко выполнять свой мандат.

Помимо задач обеспечения мира и безопасности, в сферу ответственности ООН входят два таких важных аспекта, как вопросы устойчивого развития и защита прав человека. Эти сферы охватывают широкий круг проблем социального, экономического, экологического, гуманитарного характера.

Применительно к устойчивому развитию отмечу, что 2016 год с точки зрения выполнения заявленных планов можно считать относительно успешным. В частности, в силу вступило Парижское соглашение по климату, которое без преувеличения можно назвать важнейшим пунктом международной повестки дня. Этот документ на ближайшие десятилетия станет руководством к действию для стран при решении ими задач в области защиты окружающей среды и развития энергетики.

Ещё одним документом, работа по выполнению положений которого в 2016 году шла достаточно продуктивно, можно назвать Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. Нам удалось серьёзно продвинуться в плане подключения стран — членов ООН к работе по достижению обозначенных целей. На практике это означает, что население конкретных государств сможет на себе почувствовать эффект от претворения в жизнь заложенных в Повестку идей. В июле этого года на крупном международном форуме уже 22 страны представили свои национальные планы и поделились собственным опытом в этой области, который, безусловно, будет востребован остальными членами мирового сообщества.


ООН

Организация Объединённых Наций была создана в 1945 году, основополагающим документом, определяющим её структуру, цели и задачи, является Устав, вступивший в силу 24 октября 1945 года.

Среди главных функций ООН — поддержка международного мира и безопасности, развитие дружественных отношений между нациями, участие в разрешении международных проблем экономического, культурного, социального и гуманитарного характера, а также поощрение уважения к правам человека.

К числу ключевых органов ООН относятся Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, а также Секретариат, главным административным должностным лицом является Генеральный секретарь.

В настоящий момент Организация Объединённых Наций объединяет 193 государства.

Бюджет ООН формируется раз в два года за счёт взносов государств-членов. Каждая страна обязана внести средства в зависимости от своей платёжеспособности, которая рассчитывается исходя из объёмов валового национального продукта, а также доходов на душу населения. На 2016-2017 годы бюджет Организации составил 5,4 миллиарда долларов США, что на 2,3 процента меньше, чем на предыдущий двухлетний период. Взнос России определён в объеме 2,4 процента бюджета (129 миллионов долларов на два года).

Расходы на операции по поддержанию мира в бюджет не входят и покрываются также за счёт стран-участниц, но главным образом, постоянных членов СБ ООН. На период с июня 2015 по июль 2016 года на эти цели было выделено 8,27 миллиарда долларов.

Антониу Гутерреш

Родился 30 апреля 1949 года в Лиссабоне. Окончил столичный Высший технический институт, где изучал инженерное дело и физику, а после в течение двух лет работал преподавателем. В 1974 году Антониу Гутерреш вступил в Социалистическую партию Португалии, в 1992 году был избран на пост её генерального секретаря. С 1995 по 2002 год занимал должность премьер-министра Португалии. С июня 2005 по декабрь 2015 года являлся Верховным комиссаром ООН по делам беженцев. На этом посту отметился проведением эффективных институциональных реформ в руководимой им организации, которая столкнулась с невиданными со времён Второй мировой войны потоками беженцев практически по всему

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 5672