Россия и Иран: новые возможности взаимодействия
Валентина Матвиенко встретилась в Тегеране с председателем Меджлиса Ирана Али Лариджани
Подписание Совместного всеобъемлющего плана действий, который появился в контексте решения «иранской ядерной проблемы», открыл новые возможности взаимодействия России и Ирана. Об этом заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в первый день визита в Тегеран.
Страна, победившая санкции
«Мы предпочитаем жить в нищете, но свободно и независимо». Эта фраза может считаться лозунгом современного Ирана – страны, которая вышла из-под многолетнего санкционного «ига» лишь в январе 2016 года. Не случайно, что сказана она человеком, который во многом определил геополитический путь современных персов – Мусави Хомейни являлся лидером исламской революции, итогом которой стало свержение монархии и установление существующего по сей день республиканского госустройства Ирана. Именно он, политик-богослов, умерший в 1989 году, сегодня является культовым историческим лидером для этого государства.
Сегодня Иран остаётся территорией, где власть строит свою стратегию в строгом соответствии с нормами Корана. Почти 90 процентов населения являются мусульманами-шиитами, а первым лицом в иерархии иранской власти, которое возглавляет Высший совет национальной безопасности, отвечающий, в том числе за стратегическое планирование и координацию действий правительства, — является Верховный руководитель, аятолла, чей статус базируется не на светском, а на духовном авторитете. Нынешний — Али Хаменеи – занимает это пост с 1989 года. Именно слово верховного лидера резко повысило шансы на переизбрание в мае 2017 года действующего президента Ирана Хасана Рухани- аятолла просто «рекомендовал» воздержаться от выдвижения в кандидаты главной надежды консерваторов Махмуду Ахмединежаду. Характерная деталь – чтобы к титулу аятолла добавилась приставка «великий» в Иране недостаточно совершить государственные подвиги – такой человек
Между тем, главные политические оппоненты консерваторов, реформаторы не выводят президента Рухани из-под огня своей критики. Главный повод для неё – проблемы экономического роста, которые являются главной темой для иранцев после января 2016 года. Желание прорывных решений в сфере национальной экономики объединяет сегодня власти современной Персии и России. Не случайно, товарооборот между двумя странами показал головокружительный график – по сравнению с 2015 годом он вырос более, чем на половину, причём российский экспорт в Иран влетел аж на 61 процент! Такие показатели задают тон переговорам на всех уровнях российско-иранских отношений – сегодня это однозначно взаимовыгодная повестка. Направления, где перспективы наиболее очевидны, – энергетика, транспорт, связь и коммуникации, а также взаимодействие в сфере безопасности.
Меджлис и Совет Федерации расширяют сотрудничество
Контакты между парламентариями - один из рычагов развития. И визит делегации Совета Федерации во главе с Валентиной Матвиенко это подтвердил. Первая встреча российского спикера — с главой иранской Меджлиса Али Лариджани, политика, который уже несколько раз посещал Россию (последний раз в апреле этого года). Он подчеркнул, что Иран и Россия «важные партнеры», и двум странам «как соседям надо развивать отношения на устойчивой основе». «Последние годы наше сотрудничество охватывало многие области – политику, экономику, безопасность, связи между парламентами. Это показывает, что между нами существует множество общих интересов. Считаю, что ваш визит станет важным этапом в развитии двусторонних отношений», — сказал Лариджани.
После встречи со своим иранским визави, которая длилась более часа, Матвиенко сообщила, что обмен мнениями у парламентариев двух стран основан на понимании, что отношения надо расширять. Это касается, в частности, контактов между российскими регионами и иранскими провинциями. «Между нашими парламентами сложилось хорошее взаимодействие — в нынешних условиях возрастает роль межпарламентского диалога. Согласна со своим коллегой – отношения наших стран получили последнее время очень положительную динамику. Наша задача – сделать всё, что все договоренности, достигнутые лидерам России и Ирана, были реализованы в полном объеме», заявила Матвиенко.
Она подчеркнула, что парламент Ирана и Совет Федерации настроены на расширение сотрудничества. Говоря про обсуждение международной повестке, Ари Лариджани дал переговорам лаконичную характеристику: «Прошла хорошая координация позиций». А российский спикер отметила – в России высоко ценят взаимодействие с Ираном по Сирии, по борьбе с международным терроризмом. «По многим вопросам наши позиции совпадают — это создаёт основу для тесного сотрудничества на международных площадках», — заметила председатель Совета Федерации.
Отдельно она выделила подписание Совместного всеобъемлющего плана действий, который появился в контексте решения «иранской ядерной проблемы». По словам Валентины Матвиенко, документ открыл новые возможности взаимодействия России и Ирана в различных сферах – в том числе, в гуманитарной. «Мы настроены на то, чтобы реализовать этот потенциал в полной мере в интересах наших стран, наших народов», — резюмировала спикер.
Напомним, что в делегацию Совета Федерации во главе с Валентиной Матвиенко вошли вице-спикер Ильяс Умаханов, глава международного комитета Константин Косачев, глава комитета по обороне и безопасности Виктор Озеров, сенаторы Игорь Морозов, Виктор Рогоцкий и другие.
Сирийский трек
Только побывав в Тегеране можно сполна ощутить всю силу пропаганды, которой западные меди-ресурсы пытались всячески демонизировать Иран. Как рассказали нам коллеги при посольстве РФ, иранцы отличаются доброжелательностью и постоянной готовностью помочь. Кто-то объясняет это твердым следованиям нравственным устоям и защите традиционной культуры, чему в Иране придаётся огромное значение. Кто-то более приземленными вещами – годы санкций хорошо обучают поддерживать друг друга. Кстати, средняя зарплата в Тегеране не превышает 400 долларов – при том, что цены по многим пунктам продуктовой линейки идут вровень с московскими. А по некоторым – например, по мясу – значительно их превышают.
Впрочем, это никак не портит жителей Ирана, большинство которых считают Россию «большим другом». Хотя люди постарше помнят, что СССР иранские лидеры иначе, как «малым исчадием ада» не величали. Огромную роль в радушном отношении современной России сыграла военная операция в Сирии – в самом Иране любят версию, по которой именно эта страна уговорила российские власти защитить официальный Дамаск «с воздуха». Впрочем, в Москве это не подтверждают. Зато не отрицают – российские и иранские военные отлично взаимодействуют. Как отметил глава Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров, особенно это проявляется в контексте войны в Сирии. Активно обсуждаются вопросы военно-технического сотрудничества. А вот создания российских военных баз в Иране в ближайшем времени не планируется.
Интересная деталь: политические установки или, как сказали бы советские люди «линия партии», озвучивается на одном из самых массовых мероприятий — пятничном намазе в Тегеране, где после короткой молитвы в полдень перед людьми выступают духовные лидеры страны. И сегодня лидеры благосклонны к российскому вектору в политике Ирана.
Ещё материалы: Валентина Матвиенко