Новое силовое ведомство может стать аналогом советского КГБ

СМИ стало известно о планах по созданию министерства госбезопасности России

Для силовых и правоохранительных ведомств готовится масштабная реформа. Предполагается, что на основе. ФСБ будет создано Министерство госбезопасности, которое включит в себя Федеральную службу охраны и Службу внешней разведки, пишет «Коммерсантъ», ссылаясь на неназванные источники. Официальных подтверждений о силовой реформе в Кремле не дали. Тем не менее эксперты и парламентарии уже активно обсуждают плюсы и минусы виртуального министерства.

По мнению экспертов, в руки журналистов могли попасть как реальные планы, так и просто материалы обсуждения одного из вариантов реформы. В любом случае, дыма без огня не бывает, и к этой утечке следует внимательно присмотреться.

В ответ  на внешние и внутренние угрозы

Фактически это воссоздание аналога КГБ СССР в рамках сегодняшних реалий, считает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.

Напомним, что в своё время Комитет госбезопасности обладал самым широким кругом полномочий. Его основными функциями были внешняя разведка, контрразведка, оперативно-разыскная деятельность, охрана Государственной границы СССР, охрана руководителей КПСС и Правительства СССР, организация и обеспечение правительственной связи, а также борьба с национализмом, инакомыслием, преступностью и антисоветской деятельностью. Также в задачу КГБ входило обеспечение высших органов власти СССР информацией, затрагивающей государственную безопасность и оборону страны, вопросы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.

По словам военного эксперта, сегодня ФСБ, ФСО и СВР — это самостоятельные спецслужбы, каждая из которых имеет свой набор функций и собственный канал прямого выхода на президента и доведение до него той или иной информации.

- Если будет создано МГБ, то у того решения будут как свои плюсы, так и минусы, — рассказал «Парламентской газете» Коротченко.

Среди преимуществ возможной реформы военный эксперт назвал единую кадровую политику и возможность увязки разведки, контрразведки и системы внутренней безопасности на решение единых задач.

Но есть и минусы. Они заключаются в том, что у президента останется только один канал получения специализированной информации. Очевидно, что финальное решение по реформе будет зависеть от анализа потенциальных и перспективных угроз национальной безопасности страны, убеждён эксперт.

Он предположил, что одной из причин реформы могут стать коррупционные скандалы, затронувшие в последнее время как органы исполнительной власти, так и правоохранительные структуры.

Так, 10 сентября был арестован заместитель начальника управления «Т» Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России Дмитрий Захарченко. Он подозревается в злоупотреблении должностными полномочиями, воспрепятствовании производству предварительного расследования и получении взятки в особо крупном размере. При обыске в квартире его сестры оперативники изъяли около 8,5 миллиарда рублей.

- Коррупция сегодня становится главной угрозой национальной безопасности России, — подчеркнул Игорь Коротченко.

Максимальная централизация всех служб безопасности в рамках единой структуры — возможно, один из способов реагирования на внешние и внутренние угрозы, предположил он.

Много силовых ведомств — плохо

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич рассказал «Парламентской газете», что такую кардинальную реформу может инициировать только президент, однако каких-либо официальных подтверждений этому нет.

В то же время сенатор убеждён, что создание Министерства госбезопасности по примеру КГБ СССР приведёт к более эффективному управлению силовыми и правоохранительными структурами.

- Предыдущий опыт, когда из единой монолитной структуры КГБ, а также МВД были вычленено несколько разных силовых ведомств, показал, что такая система очень плохо управляется, — пояснил он. — В каждом ведомстве были свои штабы, управления, генералы. Тогда не думали о пользе, главным было сломать наследие советской системы, убрать идеологию и дать возможность своим сторонникам максимально укрепиться на постах многочисленных силовых структур, до конца даже не понимая назначение некоторых из них. Многие из этих действий не добавили эффективности нашей правоохранительной системе.

Сенатор полагает, что если реформа произойдёт, это приведёт к усилению взаимодействия между силовиками, что позволит более эффективно решать многие государственные задачи.

Демократия в стране от этого не пострадает

В то же время ряд скептиков увидели в возможном создании аналога КГБ наступление на основы демократии и борьбу с инакомыслием. По словам сенатора, главе государства обращать внимание на такие выпады не стоит.

Поддержка у президента и так высокая, чтобы утверждать, что структура создаётся под него. Рейтинг доверия россиян к главе государства не нуждается «в подпирании штыками», считает Франц Клинцевич. «Только что это ещё раз подтвердили выборы в Госдуму, где за партию власти проголосовало большинство россиян, — пояснил он. — Поэтому я в этой неподтверждённой пока инициативе вижу только пользу и определённый государственный подход».

По словам сенатора, подобный подход недавно был продемонстрирован при создании Росгвардии. Новое ведомство объединило в себе несколько силовых структур: внутренние войска, отряды ОМОН и СОБР, вневедомственную охрану, подразделения МВД по контролю над оборотом оружия. А самостоятельные федеральные службы по нарко- и миграционному контролю вошли в состав МВД.

- Эти структурные решения уже доказали свою необходимость и эффективность, — подчеркнул Клинцевич.


Просмотров 3797

19.09.2016

Популярно в соцсетях