Новому созыву Думы придётся «идти в народ»

Сенатор Андрей Клишас прогнозирует, что депутатам всё больше надо будет заниматься адресной «социалкой»

Будет ли услышан голос партий, которые не войдут в парламент? Как усилить парламентский контроль? Уголовная ответственность за оскорбление гимна России — попытка насильно заставить «Родину любить»? Общение в пресс-центре «Парламентской газеты» показало — даже после окончания весенней сессии интерес к председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрею Клишасу у журналистов меньше не становится.

Партии недостаточно активны на муниципальном уровне

Блок вопросов к руководителю конституционного комитета был связан с работой Госдумы в выборный год. Андрей Клишас отметил, что у сенаторов складывались очень конструктивные отношения с комитетами Госдумы, — чаще всего приходилось сотрудничать с коллегами из аналогичного «конституционного» комитета, комитетам по безопасности, по делам общественных объединений, по гражданскому и уголовному законодательству. «Не всегда наши взгляды совпадали, но лично я удовлетворён тем уровнем взаимодействия с депутатами Госдумы, который сложился», — заметил сенатор.

Новому созыву Думы, по его мнению, неизбежно придется погрузиться в проблемы экономики и особенно в социальные проблемы. По словам Андрея Клишаса, партии должны «пойти в люди», и заниматься вопросами не только на уровне губернатора, но конкретными проблемами на местах — дороги, школы и т. д. Появление «одномандатников» он назвал «закономерным этапом развития демократической системы», а политические партии похвалил за то, что они стали более «крепкими и сильными». Единственный минус — партии не очень активно представлены на уровне муниципалитетов. И один из законов, автором которого является Андрей Клишас, направлен именно на усиление партийной активности в муниципалитетах.

Вместе с тем сенатор отметил, что если для Госдумы эта сессия была особой — последней перед выборами, то для Совета Федерации сессия получилась «рабочей». И напомнил, что палата регионов - единственный орган, у которого нет срока полномочий: «Поэтому мы каждый год кого-то провожаем из коллег, кого-то встречаем, и этот год у нас не будет отличаться от других».

Кто меняет «бюджетную роспись», тот контролирует

Одна из тем, которые всегда становятся «горячими» в кризисных ситуациях — тема парламентского контроля. Между тем, глава конституционного комитета Совфеда предпочитает в этом вопросе «зрить в корень». Напомнив, что в нашей истории ради усиления подконтрольности Правительства РФ парламенту изменения в своё время вносились даже в Конституцию РФ, он подчеркнул — в основе контрольных функций парламента всегда лежали вопросы, связанные с возможностью принимать решения по бюджету. По убеждению сенатора, когда парламент принимает здесь всю полноту власти, то все вопросы, связанные с усилением парламентского контроля решаются сами собой. В этой связи Андрей Клишас обратил внимание на принятый в эту сессию закон, который позволяет парламентариям, создав спецкомиссию по тому или иному вопросу, изменять «бюджетную роспись». По его мнению, данное изменение крайне важно именно с точки зрения исполнения парламентом контрольных функций.

Несколько законов, в создании которых Андрей Клишас принимал непосредственное участие, получили резонанс. Один из них предполагает уголовную ответственность за оскорбление гимна России. Некоторые журналисты увидели в этом попытку насильно насадить уважение к государственным символам. Андрей Клишас парировал: насильно насадить уважение невозможно в принципе, а речь в законе идёт о том, что государство считает опасным неуважение гимна России. «По большому счёту, мне всё равно — будете ли вы его уважать или нет. Но оскорблять безнаказанно вы его уже не сможете», — такова смысловая формула Андрея Клишаса.

Другая «формула» касалась резонансных поправок в статью 116 УК России, к которым в обществе приклеился ярлык «антисемейные». Согласно им, даже шлепок своего ребёнка родителем (например, за то, что тот без спроса купается там, где опасно) грозит последнему двумя годами тюрьмы. Андрей Клишас утверждает — законодатели ничего нового не придумали, и такая уголовная ответственность была и раньше: «Мы исходим из простой посылки: если ребенку нанесены побои на улице, то его в первую очередь защищают родители и потом закон. Если ребёнка ударил родитель, то ребенка должен защитить закон. Любой человек в своей семье должен быть максимально защищён. На это и направлены поправки».

При этом сенатор согласился с тем, что все нюансы невозможно отрегулировать законом. «Очень многое будет зависеть от судебной практики — я первый сторонник того, чтобы, исходя из этого, регулировались все тонкие моменты. Никогда мы не сможем написать такой закон, который учитывал особенности психики ребёнка», — заметил сенатор.

Голос непарламентских партий услышат через Общественные палаты в регионах

Также неоднозначно воспринимается нашими согражданами то, что, согласно «антитеррористическому пакету Яровой», уголовная ответственность за терроризм вводится с 14 лет. И здесь Андрей Клишас не видит проблемы: он напомнил, что есть и другие виды преступлений, где уголовная ответственность в РФ вводится с того же возраста (с 14 лет). А данная норма введена потому, что терроризм — преступление тяжкое. В основе же данной нормы, по словам Андрея Клишаса, лежит одно — защита жизни и здоровья людей, которые являются важнейшей конституционной ценностью. Кстати, в США уголовная ответственность вводится с 10 лет, в Англии — с 12 лет.

Тема «антитеррористического пакета» — одного из наиболее шумных законов весенней сессии — этим не исчерпалась. Андрей Клишас напомнил о постановлении Правительства РФ от 2005 года, которое предусматривает хранение информации операторами связи. И выразил недоумение: сейчас, когда на эту тему появился закон, почему это делать невозможно? В чём проблема? К тому же операторы связи, как заявил сенатор, внятно не объяснили — как они выполняют данное правительственное постановление?

Отдельно вспомнили закон о создании общественных палат в регионах. По словам Андрея Клишаса, предшествовало ему то, что по инициативе сенаторов изменился состав федеральной Общественной палаты — она перестала быть «столичным клубом», в состав вошли представители регионов, что качественно улучшило работу «общественников». А вот вопрос создания региональных ОП дискутировался долго. В частности, нужен ли отдельный федеральный закон с общими принципами формирования таких палат? Андрей Клишас признался, что такое решение было принято, когда подавляющее большинство регионов высказались за то, чтобы были установлены общие для всех правила. «Мы боялись, что на местах появятся «карманные» ОП, и если бы это случилось даже в нескольких регионах, это дискредитировало бы идею в целом. Но после долгих обсуждений остановились на разработке ФЗ, на который субъекты направили положительные отзывы. Теперь у представителей региональных палат будет связь не только с ОП России, но и с региональными заксобраниями. Это очень важно, опыт взаимодействия общественников с законодателями очень положительный», — отметил сенатор. И добавил: парламентарии нуждаются сегодня в том, чтобы иметь представление о самом широком спектре общественных взглядов. В частности, речь идёт о партиях, которые не пройдут в парламент. «Если их там нет, это не значит, что их точка зрения не должна быть услышана. И опыт ОП показывает, что через палату можно достучаться до главы государства, до главы региона», — считает Андрей Клишас.

 Отдельно журналисты спрашивали о делах международных. У гостя пресс-центра поинтересовались — почему он, комментируя выход Великобритании из ЕС, сказал о выходе из-под «брюссельской диктатуры»? Ведь Великобритания обладала довольно широкой автономией в ЕС. На это сенатор ответил, что Великобритания отличается от всех стран тем, что там действительно много веков действует доктрина суверенитета парламента. И это не «фигура речи», за которой ничего не стоит: если в Конституции РФ суверенитет принадлежит народу, то в Великобритании суверенитет принадлежит парламенту. «Поэтому ни один акт парламента не может быть оспорен, и эта традиция живет веками. И вот появляется орган, который выше британского парламента. Но когда идут выборы в Европарламент, то процент участия в голосовании британцев — не выше 12 процентов. Для менталитета британцев это нонсенс. Никакие структуры Брюсселя не могут конкурировать с авторитетом парламента Великобритании. В Брюсселе же тысячи чиновников получают зарплату больше, чем британский премьер-министр. И для британцев это неприемлемо», — пояснил Андрей Клишас.

Он также заметил, что в основе гарантий прав и свобод граждан лежит суверенитет государства. Но даже ЕСПЧ оценивается международными юристами как субсидиарный, то есть дополнительный орган защиты прав и свобод. Основная же нагрузка лежит на национальных институтах — и так происходит во всех странах. Таковы традиции, но многие евроинституты сильно оторвались от них — так считают, как рассказал сенатор, выдающиеся европейские юристы, собранные, например, в Венецианской комиссии.


Просмотров 1135

04.07.2016

Популярно в соцсетях