Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Богатым регионам предлагают «поделиться» прибылью

На расширенном заседании Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам обсудили вопросы межбюджетных отношений

04.07.2016 18:23

За десять лет количество полномочий, делегированных регионам с федерального уровня, увеличилось с 11 до 117. Чаще всего новые обязательства передаются без финансового обеспечения. В итоге регионы и муниципалитеты всё больше погружаются в долговую яму — их совокупный долг уже вырос до 2,4 триллиона рублей. Как исправить ситуацию, обсуждали на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

Полномочия зафиксируют в реестре

Всего в России около 600 государственных обязательств на разных уровнях — федеральном, региональном и муниципальном. Многие полномочия дублируют друг друга. Эксперты уже давно говорят о необходимости инвентаризации гособязательств. В ноябре прошлого года была создана правительственная комиссия по инвентаризации полномочий под руководством вице-премьера Дмитрия Козака. По итогам работы комиссии будет создан реестр полномочий с расчётом расходов на их выполнение. Глава Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин пояснил, что Минфин направил руководителям регионов запросы о фактически сложившихся затратах, и регионы уже представили полный перечень расходов. Федеральный реестр публичных обязательств государства, где будут очерчены полномочия всех уровней, будет доступен каждому россиянину. «Станет проще принимать законодательные решения по закреплению источников финансирования, и тогда, возможно, произойдёт изменение источников пополнения бюджета», — сказал Сергей Рябухин. Последняя инвентаризация полномочий проводилась в 2004 году. Тогда делегированных обязательств было 11, а сейчас их 117.

Аудитор Счётной палаты Юрий Росляк считает, что главное не долг и дефицит бюджета, а причина их возникновения. «Закон о стратегическом планировании пока не запущен как механизм реализации целей и программ по межбюджетному планированию, — сказал аудитор. — Полномочия исполняют только в пределах тех средств, которые позволяют найти в бюджете». Реестр расходных обязательств с оценкой стоимости полномочий и реальных расходов на эти цели поможет понять, в каком состоянии находится бюджетная система на региональном и муниципальном уровнях. «Это позволит распределять средства эффективно, а не методом ручного управления — кто первый добежал, тому и дали денег», — сказал Юрий Росляк. Председатель законодательного собрания Тверской области Андрей Епишин согласился, что уже давно назрела необходимость корректировки бюджетной политики. С 2011 по 2015 год закон о межбюджетных отношениях Тверской области корректировался не менее 10 раз. «Множество полномочий передаётся без соответствующего финансирования, — подчеркнул Епишин. — Между тем от совершенствования системы межбюджетных отношений зависит самостоятельное развитие регионов».

В 53 регионах дефицит

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Владимир Петров сообщил, что доходы по сравнению с 2015 годом понизились в 46 регионах, и это в основном связано с уменьшением налога на прибыль. Среди проблемных территорий — Хакасия, Алтай, Астраханская область, Ненецкий автономный округ. В прошлом году было 49 регионов с дефицитным бюджетом, а в этом уже 53. Несмотря на то что общий долг регионов уменьшился на 3 процента, он по-прежнему очень велик. А в Мордовии, Карелии, Хакасии госдолг равен 100 процентам от бюджета. Положительно лишь то, что структура долга изменилась — снижены издержки на его обслуживание, так как часть коммерческих кредитов удалось заменить государственными. Но в 2017-2018 годах нужны новые механизмы бюджетной политики, уверен Владимир Петров. «Регионам нужна самостоятельность, но пока они входят всё в большую зависимость от федерального Центра», — сказал сенатор. Сенатор подчеркнул, что ситуацию надо спасать не за счёт списания долгов регионам.

Налоговые льготы постепенно отменят

В ближайшее время Правительство будет рассматривать основные параметры бюджета. Расходная часть меняться не будет — на три года запланировано 15 триллионов 800 миллиардов рублей.

Заместитель министра финансов Леонид Горнин заверил, что в структуре расходной части не будет сокращаться финансирование ОПК, пенсионных расходов, не уменьшатся дотации на сбалансированность субъектов Федерации. Но и увеличены они не будут. Так что Минфин предлагает другие меры по выравниванию бюджетной обеспеченности субъектов

Например, срок действия бюджетных кредитов могут продлить до 5 лет. Сейчас кредиты дают сроком на 1 год. Кроме того, Минфин считает нужным скорректировать объём межбюджетных трансфертов регионам, сократив финансирование ряда направлений в пользу дотаций на сбалансированность. По словам Леонида Горнина, такое решение увеличит ответственность губернаторов и повысит самостоятельность субъектов Федерации.

До 1 сентября Минфин планирует внести проекты законов по 4 направлениям налоговой политики. Один из них направлен на поэтапную — в течение 5 лет — отмену принятых решений по налоговым льготам. Ещё одно предложение касается налога на прибыль. «Это одна из причин дифференциации в социально-экономическом положении регионов», — сказал Леонид Горнин. Минфин предлагает поэтапно перевести поступления от этого налога на федеральный уровень с последующим целевым распределением в субъекты Федерации. Таким образом, министерство собирается за счёт богатых регионов сократить разрыв между успешными и дотационными регионами. «Другого варианта я не вижу», — подытожил замминистра. По его словам, до 2020 года вряд ли найдутся дополнительные средства для поддержки территорий — можно только поделиться и перераспределить доходы.

«Речь идёт не о том, чтобы отобрать у богатых и дать бедным, а о том, чтобы справедливо распределить средства», — пояснил Владимир Петров. Важно стимулировать регионы самостоятельно зарабатывать деньги. Он заверил, что налоги повышаться не будут — поставлена задача увеличить их собираемость и обеспечить такое администрирование, чтобы налоги платили все. Что касается налоговых льгот, часть из них не является эффективными. Все налогоплательщики должны находиться в равных условиях, этот принцип должен работать «повсеместно и безо всяких исключений».

Читайте нас в Telegram
Просмотров 1543