Директор Госархива напомнил сенаторам об истории Госсовета Российской империи

На пленарном заседании в Совете Федерации в рамках «часа эксперта» выступил директор Государственного архива Российской Федерации, доктор исторических наук Сергей Мироненко. Он напомнил сенаторам об истории Государственного Совета Российской империи.

Историк обратил внимание на то, что, по мнению одних историков, появление этого органа власти связано с манифестом «Образование Государственного совета» императора Александра I, изданным 1 января 1810 года. А другие настаивают, что предшественником Госсовета был Непременный совет, учреждённый 30 марта 1801 года, который неофициально также именовался Государственным советом, поэтому дату основания последнего иногда относят к 1801 году. «Образование Государственного совета было одним из элементов программы преобразования системы власти в России, разработанной Михаилом Сперанским в рамках либеральных реформ начала XIX века. Цели его создания были подробно раскрыты в записке Сперанского «О необходимости учреждения Государственного совета», — уточнил Мироненко.

Он рассказал, что членов Государственного совета назначал и увольнял император, ими могли стать любые лица вне зависимости от сословной принадлежности, чина, возраста и образования. Абсолютное большинство в Госсовете составляли дворяне, назначение в Госсовет в большинстве случаев было фактически пожизненным. По должности в число членов входили министры. Председатель и вице-председатель Государственного совета ежегодно назначались императором. В 1812—1865 годах председатель Госсовета был одновременно и председателем Комитета министров, среди членов Госсовета всегда были представители императорской фамилии, а с 1865 по 1905 год председателями Госсовета были великие князья. До 1881 года — Константин Николаевич, потом — Михаил Николаевич. Если на заседании Госсовета присутствовал император, то председательство переходило к нему.

Как отметил Мироненко, полномочия Государственного совета предусматривали рассмотрение новых законов или законодательных предположений, равно как и изменений в уже принятых законах, вопросов внутреннего управления, требующих отмены или ограничения. Речь в Госсовете также шла и о вопросах внутренней и внешней политики в чрезвычайных обстоятельствах, ежегодной сметы общих государственных приходов и расходов, а также отчётов Государственного контроля по исполнению росписи доходов и расходов, чрезвычайных финансовых мер.

«Разные императоры по-разному относились к Госсовету, не было правила, что все законодательные акты должны там обсуждаться», — сказал Мироненко. Он отметил, что одни историки считают, что Госсовет был буфером между верховной властью и Госдумой, другие уверены, что это было ограничение реформаторской и либеральной деятельности Правительства. «Я думаю, что правы и те историки, и другие. Главной работой в Госсовете была борьба Столыпина за его аграрные реформы. В 1910 году были пронесены его идеи, разрушающие общину и переселение крестьян из центра России на окраины страны. Но в то же время Госсовет не принял закон об обязательном всеобщем начальном образовании. Так что борьба шла», — сказал глава Госархива.

В заключение он напомнил, что Госсовет был уничтожен временным правительством, после февральской революции ни разу не собирался и его члены разными указами были выведены за штат, а в 1917 году Госсовет вообще закончил свою деятельность.

В свою очередь,спикер Совфеда Валентина Матвиенко сказала, что палата регионов считает себя в какой-то мере преемником Госсовета.


Просмотров 793

25.11.2015

Популярно в соцсетях