Россия в Совете Европы: двадцать лет спустя

В Госдуме обсудили дальнейшие перспективы членства нашей страны в крупнейшей европейской организации

В Государственной Думе на заседании «Открытой трибуны» под председательством главы палаты Сергея Нарышкина вспоминали 20-летие России в Совете Европы и делали прогнозы на будущее. В феврале 2016 года Россия будет отмечать 20-летие в составе Совета Европы. Наша страна получила членство 28 февраля 1996 года, подключившись, таким образом, к работе организации, основанной ещё в 1949 году. Речь идёт об обеспечении большего единства европейцев с помощью продвижения принципов защиты прав человека, плюралистической демократии и верховенства закона. Сейчас Россия присоединилась к 56 важнейшим договорно-правовым актам СЕ, в том числе Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также конвенциям, касающимся защиты национальных меньшинств, предотвращения пыток, местного самоуправления, сотрудничества в области культуры, образования, спорта, кинопроизводства и прочего.

«Хлопать дверями» в Европе не станем

России и её европейским партнёрам пора задуматься о том, с чем они подходят к 20-летнему юбилею Совета Европы. В течение последних 20 лет наши отношения нельзя назвать безоблачными, а ряд структур Совета задают тон силы и неадекватно оценивают действительность. С таких слов начал своё выступление председатель Госдумы Сергей Нарышкин. Он с сожалением отметил, что от ряда отечественных политиков и экспертов и сегодня можно услышать призывы к России покинуть Совет Европы. «Технически это сделать несложно, но не всегда нужно. Мы должны думать не о том, как громче «хлопнуть дверью» в Совете Европы, а об иных вариантах наших действий, которые позволят не разбрасываться и общим опытом взаимодействия, и накопленным потенциалом сотрудничества и твёрже заявлять нашу позицию в спорах с оппонентами в той же ПАСЕ», — заявил спикер. При этом он не исключил и крайние варианты действий российской делегации, которая ранее приняла «правильное решение о временном приостановлении работы на площадке СЕ, который лишил российскую делегацию права голоса в январе 2015 года».

Глава палаты считает, что число подобных примеров растёт, а некоторые превращаются в дурные традиции — соглашательство с движениями неонацистского толка и нежелание замечать нарушение прав человека в странах Прибалтики. В конечном итоге, отметил Нарышкин, всё это подрывает и ценности, и принципы, заложенные в фундаменте Совета Европы. «Мы не рассматривали Совет Европы как прихожую Евросоюза, но часть наших политических оппонентов были бы согласны со столь уничижительным его положением», — уверен спикер Госдумы. Он добавил, что наша страна не должна ждать, что проблемы решатся сами по себе, а обязана активнее использовать правовые и судебные инструменты Европы.

Политик сказал, что блокировка российских запросов в Венецианскую комиссию Совета Европы дать оценку происходящему в Киеве в феврале 2014 года и целому ряду нормативных актов, а также рестрикции в отношении российских парламентариев являются просто образцом бесправия и показывают, кто боится диалога с Россией: «Это вызов международному праву и национальным правовым системам. И сегодня нам, законодателям, надо строго работать над развитием права и всему российскому обществу укреплять основы конституционного строя России».

Сегодня же глава Комитета Госдумы по международным делам, руководитель делегации РФ в ПАСЕ Алексей Пушков заявил, что Россия продолжит работу в Совете Европы, что тем не менее не отменяет сомнений Москвы относительно дальнейшей работы в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). Окончательное решение на этот счёт парламентарий пообещал озвучить до конца года и отметил, что решение напрямую зависит от решения Европы о продлении антироссийских санкций. «Пока действуют санкции, мы в работе этой организации участвовать не будем», — отметил Пушков. На заседании «Открытой трибуны» он заявил, что есть позиция, которая была выработана руководством Госдумы и поддержана Совфедом, что при сохранении санкций в отношении российской делегации она не будет участвовать в работе ПАСЕ. По словам депутата, «это не соответствует статусу России, роли нашей делегации, а также статусу одного из главных плательщиков в СЕ».

Алексей Пушков подчеркнул, что отношения с Советом Европы у нашей страны складываются в условиях глубочайшего политического кризиса за всё время, начиная с 1991 года: «Даже в ситуации с Чечнёй и Абхазией не было персональных санкций, то есть мы находимся сейчас в уникальной ситуации. И в ней в Совете Европы и ПАСЕ произошли серьёзные изменения. До этого наша делегация действовала крайне успешно».

Прав нет, но деньги платим и соглашения блюдём

Накануне Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что считает неправильным уменьшение членского взноса России в уставном фонде Совета Европы. «Мы являемся одним из основных плательщиков Совета Европы. К сожалению, взнос единый, он не разделяется на финансирование ПАСЕ и других институтов. Поэтому мы не можем уменьшать свой взнос, это было бы неправильно. И дело отнюдь не в финансовой стороне». Также Матвиенко подчеркнула, что Россия вернётся к работе в ПАСЕ только при условии восстановления полномочий в полном объёме.

А вот Сергей Нарышкин считает, что не нужно спешить, во всяком случае, выплачивать всю сумму. По словам спикера, этот взнос, как и любой другой, чётко не разделён на составляющие, в частности, какая часть приходится на работу в ПАСЕ — не ясно.

О том, что Россия должна возвратиться в ПАСЕ, на «Открытой трибуне» говорил и лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский. Правда, насчёт взносов у него иное мнение. «Не надо платить вперёд за членство в ПАСЕ. Если в январе 2016 года не будет к России вопросов дополнительных, — мы заплатим. А нет, пусть сами к нам едут и просят вернуться», — заявил политик. Он призвал лучше работать с юридическими документами и использовать все инструменты, чтобы голос России звучал жёстче.

Член Общественной палаты, адвокат, председатель Центрального совета Общероссийского общественного движения «Гражданское общество», председатель некоммерческого фонда «Институт демократии и сотрудничества» Анатолий Кучерена с Жириновским согласился в том, что надо усилить свою работу в Европе: «Да, в Европе говорят, что Россию видно мало в телевизоре и новостях. Всегда было всё волнообразно — борьба за те или иные стандарты. Нам надо по линии МИД вступать в дискуссии, доказывать, убеждать», — сказал юрист и добавил, что у нас не получится уйти из Совета Европы, так как история России прошла непростой путь, в особенности в отношениях с Европой, и нужно это ценить.

В свою очередь МИД России надеется, что Госдума в начале 2016 года ратифицирует Конвенцию Совета Европы по борьбе с контрафактными лекарствами, передает корреспондент. Такое заявление сделал замдиректора департамента общеевропейского сотрудничества МИД России Александр Курмаз. Он также указал на необходимость участия в европейской фармакопее, а также на важность возобновления «работы по присоединению конвенции по биоэтике». Также, по словам чиновника, актуален вопрос о ратификации протокола о законодательной отмене смертной казни. Обязательство отменить смертную казнь в законодательстве РФ Россия взяла при вступлении в Совет Европы в 1996 году, и сейчас у нас действует мораторий на применение смертной казни. «Естественно, что эта норма закреплена в российской Конституции, но законодательно ещё не оформлена», — подчеркнул Курмаз.

О том, что Россия, вступив в Совет Европы, стала активно работать, изменяя в лучшую сторону своё законодательство, сказала директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, вице-президент Российской академии наук Талия Хабриева. Она заявила, что Конституция России является едва ли не лучшим образцом воплощения европейских стандартов демократии. В частности, что касается прав человека. Эти же идеи позволили этой организации стать не только общеевропейской, но и гуманитарной. И сотрудничество на этом уровне развивается. И сегодня надо использовать институты Совета Европы, в частности Венецианскую комиссию «За демократию через право». И надо демонстрировать, что наша страна действует через право.

Справка

Совет Европы и его Парламентская ассамблея

Официальной датой создания Совета Европы считается 5 мая 1949 года. В этот день министры иностранных дел Бельгии, Дании, Франции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Швеции и Великобритании на конференции в Лондоне подписали соглашение о создании организации и её Устав.

В ассамблею с правом решающего голоса входят делегации 47 стран — членов Совета Европы. Членами ПАСЕ являются: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия (с 1996 года), Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония. Статус наблюдателя имеют Израиль, Канада, Мексика. Статус партнёра по демократии имеют Марокко и Палестина. Среди стран, расположенных в географической Европе, членами СЕ не являются Белоруссия, Казахстан, Ватикан и частично признанные государства, в том числе Косово.

Основные задачи организации — продвижение общих основополагающих ценностей: права человека, верховенство закона и демократия; укрепление мер, направленных на обеспечение безопасности европейских граждан, в частности в области борьбы с терроризмом, организованной преступностью и торговлей людьми; развитие сотрудничества с другими международными и европейскими организациями.

Парламентская ассамблея Совета Европы

Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) является одним из двух главных уставных органов Совета Европы и представляет интересы основных политических партий, существующих в государствах — членах организации. Ассамблея рассматривает вопросы, касающиеся проблем современного общества и различных аспектов международной политики.

Общая численность депутатского корпуса ПАСЕ — 636 парламентариев (318 представителей и 318 их заместителей), которые избираются или назначаются национальными парламентами из их собственного состава. Количество мест в ПАСЕ от каждой страны варьируется от двух до 18 в зависимости от численности ее населения. В Ассамблее представлены пять политических групп: Группа социалистов (СОЦ), Группа Европейской народной партии / христианские демократы (ЕНП/ХД), Группа европейских демократов (ГЕД), Альянс либералов и демократов в поддержку Европы (АЛДЕ), а также Группа объединённых европейских левых (ОЕЛ). Некоторые парламентарии не принадлежат ни к одной из указанных политических групп.

Председателем ПАСЕ с января 2014 года является Анн Брассер (Люксембург). А повседневная работа ассамблеи обеспечивается постоянным Секретариатом. Генеральный секретарь ПАСЕ — Войцех Савицкий (Польша).

В начале каждой очередной сессии ассамблея формирует восемь комиссий: по политическим вопросам и демократии; юридическим вопросам и правам человека; социальным вопросам, здравоохранению и устойчивому развитию; миграции, беженцам и перемещенным лицам; культуре, науке, образованию и СМИ; равенству и недискриминации; по мониторингу (выполнению обязательств государствами — членами СЕ); правилам процедуры, иммунитетам и институциональным вопросам.

ПАСЕ сотрудничает с Европейским парламентом, Парламентской ассамблеей ОБСЕ, Парламентской ассамблей НАТО, Межпарламентской ассамблеей СНГ, Парламентской ассамблеей ЧЭС, парламентами отдельных стран. Ассамблея имеет статус наблюдателя в некоторых специализированных учреждениях системы ООН, международных неправительственных организациях.

Россия и Совет Европы

Российская Федерация стала 39 государством — членом Совета Европы 28 февраля 1996 года. Для координации сотрудничества России с СЕ создана Межведомственная комиссия Российской Федерации по делам Совета Европы, которую возглавляет министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Наша страна участвует в 7 из 14 автономных организаций системы СЕ: Частичном открытом соглашении по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае природных и техногенных катастроф, Группе Помпиду по борьбе со злоупотреблением и незаконным оборотом наркотиков, Европейской аудиовизуальной обсерватории, Европейской комиссии за демократию через право («Венецианская комиссия»), Группе государств против коррупции («ГРЕКО»), Расширенном частичном соглашении по спорту (РЧСС), Расширенном частичном соглашении о культурных маршрутах (РЧСКМ).

С июля 1996 года в Страсбурге функционирует Постоянное представительство Российской Федерации при Совете Европы, которое с января 2007 года возглавляет Александр Алексеев.

Делегация Федерального Собрания в составе 18 депутатов (плюс 18 заместителей) на регулярной основе участвует в деятельности Парламентской ассамблеи Совета Европы. С февраля 2012 года российскую делегацию возглавляет председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Алексей Пушков. 10 апреля 2014 года Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) за вмешательство в дела Украины лишила Россию до конца года права голоса, а также участия в работе руководящих органов ПАСЕ и в наблюдении на выборах. Российская делегация в знак протеста покинула сессию ассамблеи. Повторно ПАСЕ лишила права голоса представителей России 28 января 2015 года.

Интересно, что за членство в Парламентской ассамблее Совета Европы в 2014 и 2015 годах Россия заплатила 32 миллиона 281 тысячу евро. Это 8% от более чем 400-миллионного бюджета организации. В этот платёж входит не только оплата участия в Парламентской ассамблее, где российскую делегацию лишили права голоса, но и затраты на Европейский суд по правам человека и другие структуры Совета Европы.

Просмотров 3549

12.11.2015 16:00




Загрузка...

Популярно в соцсетях