Все о пенсиях в России

вчераПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Эффективность расходов евронаблюдателей надо проверить — Владимир Чуров

Аудит «смотрящих» за выборами должны провести аудиторы счётных палат стран — участниц ОБСЕ

30.10.2015 17:11

Наблюдатели из Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), миссии ПА ОБСЕ в нарушение собственных уставных документов отказываются в ряде случаев приезжать на выборы в страны постсоветского пространства, даже если их туда приглашают. При этом эффективность расходования средств, которые ежегодно закладываются на деятельность международных наблюдателей — а это десятки миллионов долларов — никем не контролируется. Россия предлагает разобраться в ситуации и провести в ближайшее время открытый финансовый аудит деятельности международных наблюдателей.

Наблюдение превратилось в давление

Проверка эффективности расходов наблюдателей должна пройти с участием специалистов счётных палат стран — участниц ОБСЕ. Такое заявление было сделано председателем Центризбиркома России Владимиром Чуровым на парламентских слушаниях в Совете Федерации. Озвучил он и сроки, когда аудит может осуществиться, — до конца этого года или в первом полугодии следующего.

Вопрос этот, по мнению главы ЦИК, сверхактуальный: буквально на днях наблюдатели из ПА ОБСЕ отказались приезжать на выборы в Азербайджан, несмотря на то что приглашение от властей страны миссия получила. Как отметил Владимир Чуров, происходит это в нарушение уставных документов организации.

При этом бюджеты на работу международных наблюдателей выделяются немалые. Так, годовой бюджет БДИПЧ составляет около 16 миллионов евро. «Насколько эффективно тратятся эти деньги? Все понимают, что многие наблюдатели приезжают для галочки. Также непонятны критерии, по которым формируются расходы на обеспечение безопасности миссии. Поэтому предлагаю провести открытый финансовый аудит БДИПЧ с привлечением специалистов из счётных палат стран — участниц ОБСЕ», — заявил Владимир Чуров.

Аудит должен стать шагом в решении ключевой проблемы, которая сегодня вызывает крайнюю обеспокоенность экспертов по избирательному процессу, парламентариев, представителей властей большинства стран мира. Речь идёт о снижении профессиональной составляющей в работе международных наблюдателей. По мнению специалистов ЦИК России, сегодня лишь 10 процентов задач, которые ставятся перед наблюдателями, касаются профессиональных вопросов — прежде всего обмена опытом проведения выборов, что сегодня сохраняется в двусторонних контактах. Остальные 90 процентов устремлений наблюдателей являются политическими. Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев констатировал, что в противоречие документам ООН сегодня складывается ситуация, когда наблюдение за выборами становится инструментом политического давления. «Ведется оно со стороны групп государств, доминирующих в тех организациях, которые организуют миссии наблюдателей. При этом все попытки добиться от этих организаций подлинных критериев оценки и стандартов выборов жёстко блокируются» — отметил он.

Россия призывает к строгим и единым правилам

Эксперты утверждают — сегодня проведение выборов «всеобщих, равных, периодических и при условиях тайного голосования» является идеалистической моделью, которая на практике ни в одном государстве мира не соблюдается. Так, всеобщих выборов нет, потому как младенцы не голосуют; равных выборов нет хотя бы потому, что один избиратель живёт ближе к участку для голосования, что делает его немного «равнее» других. Тайну голосования огромное количество избирателей нарушают при опросе на выходе с участков (так называемые экзитполы), а о нарушении периодичности ярко свидетельствует последний пример Турции: в стране должны пройти выборы в парламент спустя всего месяц (!) с проведения предыдущих — по их итогам политические силы не достигли компромисса.

«Турецкий казус» вскрыл и ещё одну занятную статистическую деталь, связанную, как считает Владимир Чуров, с делением стран на условно «недоразвитые» и «переразвитые». Это можно проследить по количеству наблюдателей в той же Турции (всего — 30 человек) и в Белоруссии (340 наблюдателей!). При этом белорусы лишь подтвердили тенденцию сверхпристального внимания того же БДИПЧ к постсоветскому пространству и его удивительному доверию к странам Запада. Например, в Россию на президентских выборах 1996 года корпус наблюдателей поставил абсолютный рекорд в истории — 1307 человек! А вот в США, где действует нестандартная система выборов президента, количество наблюдателей составило в последний раз 12 человек, в Бельгии и Великобритании — по 10. А в Польшу, где в отношении выборов у экспертов был ряд серьёзных вопросов, не приехало ни одного наблюдателя.

С этой точки зрения сегодня можно говорить о создании свода строгих правил для международного наблюдения на выборах — иначе размывается тонкая грань между соблюдением демократических норм и вмешательством во внутренние дела государства. Примечательный факт — меньше половины стран — участниц ЕС (21 государство) имеет положение о международных наблюдателях.

Характерным в данном плане стало последнее выборное действо на Украине — при серьёзнейших и явных нарушениях, счёт которых исчислялся сотнями эпизодов, миссия европейских наблюдателей делала такие выводы: кампания «в целом продемонстрировала приверженность демократическим принципам», стала «важным шагом к сложным реформам», «демократия проявила свою мощь». Как подчеркнул уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов, такие противоречия профессионального и политизированного в работе наблюдателей требуют разработки единых для Европы правил наблюдения. И Россия здесь может выступить инициатором процесса, и такую работу, которая очевидно сегодня встретит противодействие на Западе, надо вести системно, последовательно отстаивая позицию на различных международных площадках.

Латвийские «мелочи» ОБСЕ не беспокоят

Стоит вспомнить, что ещё в начале 90-х годов ключевым принципом являлось квотирование числа наблюдателей национальными законами стран, где проходят выборы. При этом основная задача наблюдателей заключалась в повышении авторитета избирательного процесса, что подразумевает невмешательство в ход выборов. «Так и происходит при работе БДИПЧ на Западе, где в фокусе внимания электоральные процедуры, а на постсоветском пространстве — все наоборот», — заявил Константин Долгов. И привел пример Латвии, где 260 тысяч граждан (в основном русскоговорящие) вообще отрезаны от возможности голосовать. А в другом «перегибе» власти вовсе поставили себя в крайне щекотливое положение — приняв закон, запрещающий символику Компартии СССР, они тем самым запретили символику целого ряда партий Европы (например, французских), которые используют на своих знамёнах серп и молот.

Впрочем, эти «мелочи» наблюдателей из БДИПЧ не особо волнуют — во всяком случае, никто активно не сигнализирует с их стороны о том, что критически неблагополучную ситуацию с выборами необходимо срочно менять. Может, это происходит потому, что у всех на памяти случай в США, где прокурор штата Техас лично «встал грудью» на пути международных наблюдателей. Сослался он на то, что никаких обязательств США, мол, не знает, а вот законы Техаса знает хорошо.

Вместе с тем Константин Долгов отметил, что БДИПЧ является на сегодня крупнейшей организацией международных наблюдателей. И несмотря на её сопротивление коллегам из ПА СНГ, необходимо продолжать диалог с европейскими визави. «Это необходимо для диалога. В том числе по вопросу установления единых правил работы международных наблюдателей», — отметил представитель МИД РФ.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 866