Член ЦИК Сиябшах Шапиев: Законодатель ограничил пассивное избирательное право лиц с криминальным прошлым
Последние изменения в российском избирательном законодательстве направлены на усиление борьбы с проникновением криминала во власть. В связи с этим избирательные комиссии, призванные формировать различные органы государственной и местной власти путём выборов, наделяются полномочиями проверять на предмет наличия или отсутствия судимости у лиц, изъявивших желание принимать участие в выборах. Об этом направлении работы избиркомов «Парламентской газете» рассказал член ЦИК Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор СИЯБШАХ ШАПИЕВ.
- Сиябшах Магомедович, в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие граждан в референдуме Российской Федерации» названы несколько категорий граждан, которые не могут быть избраны в органы государственной власти и местного самоуправления. С чем связаны эти ограничения ?
- Например, не может избираться гражданин Российской Федерации, осуждённый к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющий на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость, а также граждане, осуждённые к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, судимость которых снята и погашена, до истечения определённого законом срока - 10 и 15 лет соответственно со дня снятия или погашения судимости.
Данные ограничения распространяются также на лиц, осуждённых к лишению свободы пожизненно, лиц, осуждённых за преступления экстремистской направленности, до снятия или погашения судимости, лиц подвергнутых административному наказанию за нарушение избирательного законодательства по ст.20.3 и 20.29 КоАП РФ, а также лиц, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений избирательного законодательства.
Законодатель, таким образом, ограничил пассивное избирательное право лиц с криминальным или полукриминальным прошлым.
- Носит ли информация о судимости кандидатов сугубо конфиденциальный характер?
- Я считаю, одним из существенных положений действующего закона является прозрачность данных о зарегистрированных кандидатах, в частности, информация об их привлечении к уголовной ответственности. Избиратель, как высший судья на выборах, должен знать подобные факты из биографии кандидата.
- Правда, что именно вы добились, чтобы эти сведения стали открытыми для избирателей?
- Шестнадцать лет назад на сессии Народного Собрания Республики Дагестан при обсуждении законопроекта о выборах мне, как председателю Избирательной комиссии Республики Дагестан, удалось убедить депутатов о необходимости указания кандидатами в депутаты Народного Собрания сведений о судимости, в том числе о погашенных или снятых. В результате, на выборах в парламент республики эти сведения были отражены в избирательных бюллетенях и в материалах на информационных стендах избирательных участков. Значительно позже эти положения появились и в федеральном законодательстве.
- В каких документах, связанных с выборами, фиксируется информация о судимости кандидата?
- Эта информация должна быть указана в заявлении кандидата о согласии баллотироваться, которое адресовано в избирательную комиссию, организующую выборы. Кроме того, сведения о судимости указываются в подписных листах в поддержку кандидата избирателями, а еще на стенде в помещении для голосования, на котором размещена информация обо всех кандидатах, в избирательных бюллетенях и, наконец, такая информация вносится в ГАС «Выборы». В Федеральном законе предусмотрена обязанность кандидата с криминальным прошлым сообщить всю информацию о судимости, в том числе о датах снятия и погашения судимости.
- Что будет, если кандидат сознательно или случайно не укажет информацию о своей судимости?
- Нарушение этого требования является основанием для отказа в регистрации в качестве кандидата, а если же кандидат зарегистрирован, а информация от правоохранительных органов о судимости поступила после регистрации, то последнее обстоятельство с учётом сокрытия этой информации кандидатом является основанием для отмены регистрации судом на основании обращения избирательной комиссии, которая зарегистрировала кандидата.
- Распространяются ли требования избирательного законодательства на погашенные или снятые судимости?
- По смыслу части 6 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации погашение или снятие судимости аннулирует только уголовно-правовые последствия, связанные с судимостью, но сам факт осуждения как отрицательная оценка действий гражданина государством на момент вынесения обвинительного приговора остаётся объективным критерием, влияющим на оценку избирателями репутации кандидата на выборную должность. О правильности этой позиции свидетельствует подпункт 58 статьи 2 указанием на обязательность сообщать в сведениях о кандидате не только об имеющейся судимости, но и о погашенных и снятых судимостях. В избирательном праве институт судимости имеет значение для оценки личности избирателем.
- В таком случае можно ли сказать, что избирательные комиссии выполняют правоохранительные функции?
- Правоохранительная функция избирательных комиссий по выявлению и пресечению проникновения криминала во власть осуществляется только в тесном взаимодействии с органами внутренних дел и судебными органами, поэтому считать избирательные комиссии правоохранительными органами в узком смысле этого слова нельзя, однако их правоохранительная деятельность в последнее время становится достаточно ощутимой.