Все о пенсиях в России

два дня назадПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

два дня назадМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

27.04.2024Пенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Член ЦИК Сиябшах Шапиев: Законодатель ограничил пассивное избирательное право лиц с криминальным прошлым

11.08.2015 15:59

Последние изменения в российском избирательном законодательстве направлены на усиление борьбы с проникновением криминала во власть. В связи с этим избирательные комиссии, призванные формировать различные органы государственной и местной власти путём выборов, наделяются полномочиями проверять на предмет наличия или отсутствия судимости у лиц, изъявивших желание принимать участие в выборах. Об этом направлении работы избиркомов «Парламентской газете» рассказал член ЦИК Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор СИЯБШАХ ШАПИЕВ.

 - Сиябшах Магомедович, в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие граждан в референдуме Российской Федерации» названы несколько категорий граждан, которые не могут быть избраны в органы государственной власти и местного самоуправления. С чем связаны эти ограничения ?

- Например, не может избираться гражданин Российской Федерации, осуждённый к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющий на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость, а также граждане, осуждённые к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, судимость которых снята и погашена, до истечения определённого законом срока - 10 и 15 лет соответственно со дня снятия или погашения судимости.

Данные ограничения распространяются также на лиц, осуждённых к лишению свободы пожизненно, лиц, осуждённых за преступления экстремистской направленности, до снятия или погашения судимости, лиц подвергнутых административному наказанию за нарушение избирательного законодательства по ст.20.3 и 20.29 КоАП РФ, а также лиц, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений избирательного законодательства.

Законодатель, таким образом, ограничил пассивное избирательное право лиц с криминальным или полукриминальным прошлым.

- Носит ли информация о судимости кандидатов сугубо конфиденциальный характер?

- Я считаю, одним из существенных положений действующего закона является прозрачность данных о зарегистрированных кандидатах, в частности, информация об их привлечении к уголовной ответственности. Избиратель, как высший судья на выборах, должен знать подобные факты из биографии кандидата.

- Правда, что именно вы добились, чтобы эти сведения стали открытыми для избирателей?

- Шестнадцать лет назад на сессии Народного Собрания Республики Дагестан при обсуждении законопроекта о выборах мне, как председателю Избирательной комиссии Республики Дагестан, удалось убедить депутатов о необходимости указания кандидатами в депутаты Народного Собрания сведений о судимости, в том числе о погашенных или снятых. В результате, на выборах в парламент республики эти сведения были отражены в избирательных бюллетенях и в материалах на информационных стендах избирательных участков. Значительно позже эти положения появились и в федеральном законодательстве.

- В каких документах, связанных с выборами, фиксируется информация о судимости кандидата?

- Эта информация должна быть указана в заявлении кандидата о согласии баллотироваться, которое адресовано в избирательную комиссию, организующую выборы. Кроме того, сведения о судимости указываются в подписных листах в поддержку кандидата избирателями, а еще на стенде в помещении для голосования, на котором размещена информация обо всех кандидатах, в избирательных бюллетенях и, наконец, такая информация вносится в ГАС «Выборы». В Федеральном законе предусмотрена обязанность кандидата с криминальным прошлым сообщить всю информацию о судимости, в том числе о датах снятия и погашения судимости.

- Что будет, если кандидат сознательно или случайно не укажет информацию о своей судимости?

- Нарушение этого требования является основанием для отказа в регистрации в качестве кандидата, а если же кандидат зарегистрирован, а информация от правоохранительных органов о судимости поступила после регистрации, то последнее обстоятельство с учётом сокрытия этой информации кандидатом является основанием для отмены регистрации судом на основании обращения избирательной комиссии, которая зарегистрировала кандидата.

- Распространяются ли требования избирательного законодательства на погашенные или снятые судимости?

- По смыслу части 6 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации погашение или снятие судимости аннулирует только уголовно-правовые последствия, связанные с судимостью, но сам факт осуждения как отрицательная оценка действий гражданина государством на момент вынесения обвинительного приговора остаётся объективным критерием, влияющим на оценку избирателями репутации кандидата на выборную должность. О правильности этой позиции свидетельствует подпункт 58 статьи 2 указанием на обязательность сообщать в сведениях о кандидате не только об имеющейся судимости, но и о погашенных и снятых судимостях. В избирательном праве институт судимости имеет значение для оценки личности избирателем.

- В таком случае можно ли сказать, что избирательные комиссии выполняют правоохранительные функции?

- Правоохранительная функция избирательных комиссий по выявлению и пресечению проникновения криминала во власть осуществляется только в тесном взаимодействии с органами внутренних дел и судебными органами, поэтому считать избирательные комиссии правоохранительными органами в узком смысле этого слова нельзя, однако их правоохранительная деятельность в последнее время становится достаточно ощутимой. 

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 1212