Валентина Матвиенко: Конституция — это воплощение общественного договора

Думаю, нет на планете государства, граждане которого равнодушно относились бы к своей конституции. Ведь она не только главный закон страны. Конституция — это также свод идеалов, принципов, ценностей, которым страна следует, символ её суверенитета и независимости, основа консолидации нации. Именно такую Конституцию российские граждане одобрили на референдуме 21 год назад.

Путь к ней не был простым. Президент России Владимир Путин, говоря о распаде Советского Союза, назвал это событие геополитической катастрофой. Её последствия мы ощутили в полной мере: страна, люди прошли нелёгкие испытания.

Принятие действующей Конституции России подвело черту под периодом государственного неустройства, положило конец острой гражданской конфронтации, обеспечило сохранение территориальной и политической целостности страны. И, что особенно важно, поставило Россию на путь утверждения прав и свобод человека, верховенства закона, создания демократической политической системы, формирования рыночной экономики.

Конечно, проблем в стране достаточно. И всё же если взглянуть на итоги минувших лет непредвзято, то, по моему убеждению, их можно оценить только положительно. Наша страна стоит крепко, российская государственность функционирует надёжно, экономический фундамент устойчив, социальные проблемы решаются.

Прочность созданного на основе Конституции государства, общества предстаёт особенно отчётливо на фоне политического давления, экономических санкций, оказываемых на нас Соединёнными Штатами, их союзниками в связи с событиями на Украине и вокруг Украины. Не будет преувеличением сказать, что тем самым наш Основной закон прошёл серьёзный экзамен на эффективность, надёжность, способность обеспечивать устойчивое управление страной в сложных условиях. И он достойно выдержал этот экзамен. Мы убедились: Конституция содержит инструменты, которые позволяют руководству России, органам государственной власти принимать политические решения, законодательные акты, осуществлять другие меры, необходимые для защиты национальных интересов страны, безопасности её населения. Притом делать всё это в оперативном режиме и постоянном взаимодействии с обществом.

Несмотря на сложности, с которыми сталкивается страна, мы не отказываемся от своих стратегических целей. Пути их достижения в сложившихся условиях чётко, конкретно изложены в Послании Президента РФ Федеральному Собранию. Считаю, что наша Конституция, наша правовая и политическая система не создают никаких препятствий для их успешной реализации. Дело лишь за тем, чтобы умело пользоваться этими возможностями.

Одна из возникающих в этой связи задач — дальнейшее повышение качества законодательной и контрольной деятельности Совета Федерации, Государственной Думы, региональных парламентов. Наша палата много делает для этого. В ряду крупных шагов последнего времени — создание Совета законодателей при Федеральном Собрании. Отмечу также принятие нашей палатой мер по совершенствованию подготовки и проведения парламентских слушаний, «круглых столов», гораздо более деятельное участие сенаторов в выдвижении законодательных инициатив и подготовке законопроектов, активизацию деятельности экспертных советов. Повысилась результативность, практическая отдача от выступлений руководителей органов федеральной власти в рамках «правительственного часа». Улучшается взаимодействие Совета Федерации с таким важным органом парламентского контроля, как Счётная палата.

Полагаю, эти и другие инструменты себя далеко не исчерпали. Будем «шлифовать», улучшать их и впредь, с тем чтобы эффективно использовать в правовом обеспечении решения задач, поставленных Президентом России Владимиром Путиным в Послании. Речь об улучшении делового климата, осуществлении налоговых новаций, подъёме Дальнего Востока, использовании потенциала территорий опережающего развития, о полномасштабной реализации стратегии импортозамещения, противодействии инфляции, стабилизации ситуации на валютно-финансовом рынке и так далее. Фактически президентом представлена программа разработки и принятия законов, имеющих, без преувеличения, ключевое значение для восстановления динамики отечественной экономики, выхода на темпы роста, обеспечивающие достойный уровень жизни граждан, конкурентоспособность и безопасность страны.

Совет Федерации приступил к этой работе. Считаю, что Конституции в ней принадлежит важная роль. Не только в том плане, что законотворчество и законодательство не должны противоречить ни её духу, ни её букве. Для плодотворной законодательной деятельности не менее важно осмысление того, как работает Конституция, как она воплощается в правоприменительной практике. Жизнь показывает, что это очень важный источник повышения качества законов, развития правовой системы страны в целом.

Конституция — это всегда результат компромисса, это воплощение общественного договора. В этом смысле она тот фундамент, на котором покоится жизнеспособность страны, её политическая стабильность, территориальное единство. Я не вижу ни в самой Конституции, ни в нашей действительности, ни в мире ничего, что бы ставило под сомнение эту её роль. Убеждена, Конституция не исчерпала себя ни как основа Российского государства и российского общества, ни как важнейший фактор развития страны. Поэтому действительно актуальный вопрос — это не её замена, а умелое использование её потенциала.

немного истории

Развитие конституционных основ государственной власти России имеет свою историю, которая началась ещё в XVII веке, когда власть царя Василия Шуйского была ограничена крестоцеловальной записью — её историки считают прообразом конституционных норм. В 1730 году Дмитрий Голицын предпринял неудавшуюся попытку ввести в России конституционную монархию — ограничить власть императрицы Анны Иоанновны «кондициями».В XIX веке ввести в России Конституцию пожелал Александр I, но позже отказался от этой идеи. Конституцию требовали ввести и декабристы.В 1820 году была разработана «Государственная уставная грамота Российской империи», но принятие документа было отложено на неопределённый срок.Во время правления Александра II Россия была близка к принятию проекта Конституции, подготовленного Михаилом Лорис-Меликовым, в котором была предложена программа преобразований, включавшая перестройку местного управления, расширение прав старообрядцев, пересмотр паспортной системы, урегулирование отношений предпринимателей и рабочих. Однако в 1881 году накануне подписания манифеста, предполагающего осуществление реформ, Александр II был убит народовольцами. Конституционный процесс в России прервался.После революции 1905 года император Николай II подписал манифесты (6 августа и 17 октября), в соответствии с которыми учреждались Государственная Дума и «Положение о выборах». Эти документы были восприняты как основа будущей Конституции.В советское время первая Конституция РСФСР была принята 10 июля 1918 года. После создания СССР была принята новая Конституция РСФСР от 11 мая 1925 года. Это обуславливалось вхождением республики в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства в соответствие союзному — главным образом, Конституции СССР 1924 года.Конституция РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.Последняя Конституция советского периода была принята 12 апреля 1978 года.Современная Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования и вступила в силу в день официального опубликования — 25 декабря 1993 года.


Просмотров 173

12.12.2014

Популярно в соцсетях