Манифест Екатерины приобретает новую актуальность
Историческое значение Манифеста императрицы Екатерины Второй «О присоединении к Российской империи Крымского полуострова, острова Тамань и Кубанской области» обсудили участники заседания Российского исторического общества, которое состоялось 20 марта в музее Пушкина в Москве.
На новом витке истории повторяются события 230-летней давности, отметил Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин, осмотрев в музее оригинал этого важнейшего в политической жизни России 18 века документа. Он подчеркнул, что также, как и в нынешнем Договоре о вхождении Крыма в состав России, в Манифесте Екатерины Второй уделено особое внимание равноправию всех народов, населяющих Крым, а также мерам экономической поддержки полуострова со стороны Российского государства. «Как и в те годы сегодня мы переживаем поворотный момент истории», — подчеркнул Сергей Нарышкин.
С Крымом нас навсегда связывают имена Толстого, Чехова, Айвазовского. Это место встречи самых разных культур. Во времена политических обострений это становится особенно важным. «Все эти годы крымчане твердо отстаивали и свою историческую память, и культурное наследие. И мы просто обязаны оказать им поддержку в нынешние непростые времена», — заметил он.
Нарышкин подчеркнул, что тот факт, когда за рубежом определенная часть людей поверила в лицемерные заявления западных политиков, свидетельствует о том, что люди там плохо знают нашу историю. Поэтому, по его мнению, факты истории наших совместных российско-украинских отношений нуждаются в дальнейшей популяризации.
На полиэтнической ситуации в нынешнем Крыму сосредоточился в своем докладе академик Сергей Карпов.
Он напомнил, что Крым всегда отличался полиэтничностью своего состава. Здесь жили греки, сарматы, славянское население. Огромную роль сыграло Крещение Руси, оно на территории полуострова происходило в древнем Херсоне. Позже христианская религия поддерживалась и развивалась в греческих прибрежных колониях — городах Кафе и Суроже. Кстати, когда этим городам стали грозить степные орды в 13 веке в их обороне вместе с греками принимал участие и русские полки. «Это до сего времени малоизвестный факт, — заметил академик Карпов, — однако для нас он имеет огромное историческое значение». Международные военные и экономические связи Крыма с Русью развивались уже в те века. Не случайно поэтому во времена Екатерины князь Потемкин уделял столь пристальное внимание «крымскому вопросу» суть которого состояла в защите христианского населения от кочевников, поддерживаемых Османской империи. «Крым представлялся российскому государству чрезвычайно важной территорией через которую осуществлялась связь с Европой. Здесь проходил знаменитый путь из варяг в греки», — пояснил Карпов.
Директор Института Российской истории РАН Юрий Петров заметил, что нынешнее вхождение Крыма в состав России требует особой ответственности и от отечественных историков. История Крыма и, в частности, крымского ханства, всегда активно изучалась в нашей стране. Сейчас есть проект «История крымского ханства» — его мы намерены осуществить совместно с учеными Москвы Казани и Крыма, сообщил Петров. Он также подчеркнул, что атмосфера 18 века, когда был принят Манифест, во многом перекликается с нашими днями. Тогда нам также активно противостояла Англия. Однако тогда Россия смогла заручиться поддержкой других союзников в Европе и усилия Англии были нейтрализованы. Петров предложил провести международную конференцию, посвященную юбилею обороны Севастополя, а также подумать над созданием фундаментального труда «История Крыма» силами российских, украинских и татарских ученых.