Все о пенсиях в России

вчераПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Валентина Матвиенко: Правовое обеспечение муниципальной реформы — одно из важнейших направлений работы Совета Федерации

17.10.2013 15:42

В Совете Федерации состоялось расширенное заседание Совета при Председателе СФ по местному самоуправлению, приуроченное к 15-летию ратификации Россией Европейской хартии МСУ и 10-летию принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В заседании принял участие Председатель Конгресса местных и региональных властей Совета Европы  (КМРВСЕ) Хервиг ван Стаа. 

Приветствуя участников встречи, Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что ещё 20 лет назад  были заложены основы современной модели организации местного самоуправления: «Это небольшой по историческим меркам отрезок времени. Но  он стал воистину судьбоносным для развития местного самоуправления в нашей стране. За два десятилетия Россией была ратифицирована Европейская хартия местного самоуправления, сформированы правовые, финансовые и организационные основы деятельности местных органов власти».

Спикер отметила, что Становление законодательства о местном самоуправлении началось с Жалованной грамоты городам  1785 года Екатерины II. В память об  этом событии  в нашей стране учрежден День местного самоуправления, который впервые отмечался 21 апреля   этого года. Кроме того, для России, как члена Совета Европы принципиальное значение имеет формирование местного самоуправления в его международно-правовом значении, как самостоятельного элемента публичной власти.

Валентина Матвиенко подчеркнула, что Российская муниципальная реформа твердо ориентируется на  демократические ценности, определённые Европейской хартией местного самоуправления. Поэтому основополагающими положениями базового закона о местном самоуправлении стали закрепление принципа муниципальной автономии и создание двухуровневой системы местного самоуправления. «При этом российская модель местного самоуправления приобрела и свои уникальные черты, среди которых целостная система государственной поддержки местного самоуправления», — сказала спикер.

Она отметила, что важнейшим фактором развития местного самоуправления становится включение муниципального сообщества в процесс формирования органов государственной власти: «Сегодня депутаты местного уровня принимают самое непосредственное участие в отборе кандидатов на посты руководителей регионов».

Валентина Матвиенко напомнила также, что сегодня делаются шаги в направлении демократизации  местной власти и выразила уверенность, что возвращение в избирательные бюллетени графы «против всех», в том числе — на местном уровне, позволит более полно учитывать весь спектр мнений избирателей.

«Совет Федерации выступил за создание специальной системы подготовки муниципальных кадров, — сказала Валентина Матвиенко в завершении своего выступления. — Это тем более важно, что местное самоуправление, по сути, является кадровым лифтом для региональных и федеральных органов власти». Также спикер  выразила надежду, что в скором времени  сенаторы выступят с законодательной инициативой, согласно которой будет существенно ограничена частота проверок органов муниципальной власти: «Они нуждаются в подобной защите, как когда-то нуждались представители малого и среднего бизнеса».

В ходе заседания Совета участники выявили основные проблемы муниципальных образований, в частности, несоответствующий уровень финансовой обеспеченности, узкая доходная база муниципальных бюджетов, низкий уровень муниципального финансового менеджмента из-за нехватки квалифицированных кадров. В итоге получается, что десять лет существования федеративной и муниципальной реформ пока не лучшим образом сказались на доходной части местных бюджетов. При этом уровень финансового обеспечения муниципальных образований в значительной степени зависит от решений, принимаемых на региональном уровне.  А повышать доходы местных бюджетов необходимо за счёт налоговых поступлений, причём наиболее перспективно это осуществлять за счёт той налоговой базы, которую муниципалитеты сами могут развивать. Также одним из потенциальных источников пополнения муниципальных бюджетов является отмена налоговых льгот по местным налогам, установленным на федеральном уровне, а именно — по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу.  Эксперты уже подсчитали, что данная мера приведёт к увеличению размеров поступлений по земельному налогу в местные бюджеты на 17-18,5 миллиардов рублей.

Также участники встречи отметили, что  помимо налоговых, необходимы и другие меры. Например, для муниципальных образований в сфере внебюджетных отношений нужен переход на трёхлетнее планирование и максимальное исключение субъективного фактора при определении размеров  финансовой помощи с вышестоящих уровней. Плюс нужно стремиться к повышению эффективности бюджетных расходов, где главную роль играет система размещения муниципального заказа и формирование открытой информационной базы бюджетной системы.  А в целом необходимо повышать открытость и прозрачность муниципальных бюджетов.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 463