Александр Агеев: Нельзя принижать статус прокурора субъекта страны, ведь его задача — обеспечение правового единства России
— Представленный законопроект направлен на совершенствование судебной системы и укрепление её единства. В последнее время появились серьёзные разночтения между правоприменительной практикой Верховного и Высшего арбитражного судов. Эти противоречия привели к тому, что перестали происходить взаимные пленумы судов и участились случаи взаимных упрёков, в том числе и в СМИ между председателями Верховного и Высшего арбитражного судов. Такая ситуация пагубно отражается на правоприменительной практике, дезорганизует работу юристов на местах, не способствует единообразному правосудию.
Для реорганизации судебной системы, согласно законопроекту, устанавливается переходный период сроком на 6 месяцев. Мне представляется, что данная реформа должна быть более масштабной, направленной на дальнейшее укрепление независимости судов и судей. Она должна быть нацелена на достижение более качественного правосудия, увеличение прозрачности судов и совершенствование доступа граждан к правосудию. Поэтому надо предусмотреть формирование судов апелляционной и кассационной инстанции, так как они сформированы в системе арбитражных судов, где каждая инстанция находится в другом регионе. Это позволит избежать коррупционной составляющей в процессе. Формирование кадрового состава судей должно происходить не по ходатайству, а из числа действительно профессионалов. Кроме того, мировые судьи должны избираться на срок не более трёх лет из числа тех людей, которых они будут обслуживать, а стаж работы самих судей не должен быть менее пяти лет. Также надо вводить аудиозапись процессов, как это уже было давно организовано в системе арбитражных судов.
Новый верховный суд формируется в составе 170 судей, для чего создаётся специальная квалификационная коллегия по отбору судей из 27 членов. То есть все судьи будут отобраны по конкурсу. Этот подход нуждается в корректировке. Итак, в России существует восемь федеральных округов. Проектом закона в состав квалификационных коллегий предлагается включить по три представителя судейского сообщества от каждого округа и по одному - от Президента, Общественной палаты и Ассоциации юристов России. Таким образом, в составе Коллегии, будет доминирующее число судей общей юрисдикции, что, конечно, скажется на общем составе верховного суда. В юриспруденции есть две формы реорганизации: слияние и присоединение. Второй вариант — касается именно наш законопроект.
Предполагая, что данный законопроект будет принят в первом чтении, я подготовил ко второму поправку о создании паритета при формировании квалификационной коллегии и обеспечить там присутствие равного количества судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Фракция «Справедливая Россия» будет голосовать за предложенный законопроект в первом чтении. Хотя ко второму подготовит ряд поправок. Что касается усиления президентской власти при назначении генпрокуроров и их заместителей, то в этом есть плюсы и минусы. Но нельзя ставить прокуроров субъектов в зависимость от исполнительной и законодательной власти. Нельзя принижать статус прокурора субъекта страны, ведь его задача — обеспечение правового единства России.
Подготовила Ксения Редичкина
Ещё материалы: Александр Агеев