Все о пенсиях в России

два дня назадПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Николай Ковалев о вступившем в силу законе о зарубежных счетах

19.08.2013 11:55

— Мне уже не раз доводилось в своих выступлениях озвучивать единодушную позицию всех фракций представленных в Государственной Думе политических партий относительно необходимости запрета должностным лицам различного уровня иметь собственность и финансовые активы за рубежом. Как известно, в весеннюю сессию текущего года Государственной Думой соответствующий федеральный закон, вводящий такой запрет, был принят и 6 мая с.г. подписан Президентом России.

В своей главной части этот важнейший законодательный акт вступает в силу 19 августа. Именно к этому дню упомянутые в нем лица, равно как и их ближайшие родственники, должны перевести свои активы в Российскую Федерацию. В противном случае им придется оставить занимаемые должности. Думается, времени на то, чтобы сделать выбор, у них было вполне достаточно.

Закон устанавливает круг специальных субъектов права, обладающих общей ключевой характеристикой — по роду своей деятельности все они в той или иной мере причастны к принятию решений, затрагивающих интересы национальной безопасности нашей страны. Хочу еще раз подчеркнуть, что главная цель закона состоит именно в укреплении суверенитета и безопасности российского государства. Надежно обеспечить их невозможно, если представители госаппарата оказываются хотя бы в малейшей зависимости от другой страны. Полагаю, всем понятно, что владение активами за рубежом как раз и создает почву для такой зависимости, открывая широкие возможности для оказания воздействия на конкретного чиновника. Свою задачу депутаты видели в том, чтобы оградить государственные интересы и защитить слуг народа от любых попыток оказания на них влияния из-за рубежа. Опираясь на свой многолетний профессиональный опыт, могу с уверенностью сказать, что попытки такие имели место в прошлом, не исключаются и теперь.

Сегодня, когда закон принят, необходимо выстроить эффективную правоприменительную практику, добиться его неукоснительного исполнения во всех эшелонах государственной власти. Хочу отметить, что политическая воля для этого имеется.

Вполне естественно, что меня как председателя думской Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами, в первую очередь, волнует качество исполнения упомянутого закона в отношении депутатского корпуса. Очень важным на данном этапе является вопрос о том, как покажет себя сам закон в процессе его применения на практике. Но ответить на этот вопрос можно будет только по прошествии определенного времени.

Чаще всего сегодня, особенно со стороны не вполне подготовленных представителей средств массовой информации, звучат вопросы «с кого начнете?» и «когда будут первые дела?». Это совершенно некорректная, я бы сказал неграмотная, и неуместная постановка вопроса, за которой просматривается погоня за дешевой сенсацией. Хочу, чтобы всем было ясно: Комиссия не является правоохранительным органом, поэтому никаких «дел» в обывательском понимании этого слова не будет. Более того, статус парламентского органа вносит в ее работу специфику, связанную с особенностями функционирования именно представительной ветви власти, а это, в частности, особое правовое положение депутатов как избираемых представителей народа, многопартийный характер парламента и т.д. В Регламенте Государственной Думы подчеркивается, что ее «деятельность основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов».

Поэтому Комиссия, например, не наделена правом по собственному желанию затевать проверки подаваемых депутатами сведений. Круг этих субъектов, обладающих таким правом весьма широк (по сути в нем нет только одного субъекта — Анонима. Ну а с этим, полагаю, все ясно). Закон гласит, что «основанием для проведения проверки является достаточная информация, представленная в письменной форме правоохранительными и налоговыми органами, постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации, общероссийскими средствами массовой информации».

Считаю, что это абсолютно оправданно, поскольку избавляет Комиссию от малейшего возможного сомнения в ее объективности. А непредвзятость и объективность - фундаментальные принципы работы всех парламентских институтов подобного рода. Сразу скажу, что еще до принятия этого закона, в январе-феврале мы совместно с экспертным сообществом разработали проект предложений по изменению регламента работы Комиссии, направленных на совершенствование ее деятельности. Однако предложений о передаче Комиссии права самостоятельно инициировать проверки в проекте нет.

Как вы знаете, Комиссия создана относительно недавно лишь в марте прошлого года и находится в самом начале пути. Поэтому, очевидно, многое в ее работе — в рамках дальнейшего совершенствования российского антикоррупционного законодательства — еще придется корректировать, отрабатывая механизмы и процедуры текущей деятельности этого уникального парламентского органа.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 806