Все о пенсиях в России

вчераВ Минтруде предложили уточнить стаж для досрочного назначения страховой пенсии

28.11.2024Депутат Бессараб объяснила, почему в России не снизят пенсионный возраст

26.11.2024Пенсии в новых регионах хотят проиндексировать до прожиточного минимума

Какой должна быть современная система образования и почему нужны единые учебники

05.07.2013 13:08

- Отечественная система образования уже долгие годы находится в кризисе. Этому есть несколько причин.

Отечественная система образования иллюстрирует активное применение двойных стандартов. С одной стороны, мы декларируем, что наше образование намного лучше зарубежного, но с другой стороны наши чиновники делают все, чтобы убрать из него все отечественное и полностью копируют подходы американской и европейской систем образования, даже там, где это вряд ли нужно. Теперь, оказывается, и оценивать его эффективность с подачи Минобразования будут за рубежом.

Не секрет, что те образовательные прожекты, которые внедряются нашими чиновниками, не строятся на какой-либо теоретической платформе, часто носят декларативный характер и не имеют какого-либо технологического сопровождения. Сегодня общая тенденция в развитии системы образования — ужесточение контролирующих функций: контролируется ежедневно всё и вся. При этом региональное образование отдано на растерзание не только федеральным, но и региональным чиновникам, которые априори считают себя выдающимися педагогами и психологами. Постоянные аттестации и аккредитации, а также внеплановые проверки с ежедневной сменой теоретических подходов, ежегодные отмены приказов на деятельность диссертационных советов приводят к полной ликвидации самостоятельности вузов и исключению возможности их реального развития и подготовки кадров в стратегическом аспекте. Таким образом, копируя все детали технологического процесса функционирования вузов за рубежом, изымается основная идея этого процесса, а именно, придание вузам самостоятельности. Именно за счет этого растет качество высшего образования в развитых странах.

В действительности, с точки зрения обычной логики, оценивать качество работы вузов может только работодатель, но он полностью исключен из этого процесса. Оценка качества отдана на откуп чиновникам, чей средний уровень компетенции в сфере философии, психологии, педагогики, истории образования более чем сомнителен.

Ужесточение руководства школами и вузами приводит каждый год к всё более плачевным результатам. Уходят творчески работающие педагоги и руководители; из школ и вузов, соответственно, выходит всё меньше талантливых учеников.

В системе образования нужны не декоративные, а принципиальные изменения, в частности: повышение самостоятельности учебных заведений и возможность потребителям самим оценивать качество образовательных услуг. Перетасовывание учебных программ и учебников ни к какому подъему в сфере образования не приведет. Нужны принципиально новые идеи, и они имеют место в современной психологии и педагогике.

Система образования должна базироваться на принципиально новой образовательной парадигме, учитывать изменения, происходящие в социуме, особенности развития современных детей и подростков, а также новые технологии получения знаний в условиях электронного информационного пространства.

Все хорошо понимают, что в реальности не каждый человек сможет стать творцом и создавать что-либо новое в науке и своей профессии. Не все будут помнить химические формулы. Но общество стремится к тому, чтобы у молодых людей отсутствовали патологические, агрессивные, дискомфортные для окружающих формы поведения. То есть, вне связи с профессией общество настаивает на адекватном поведении каждого молодого человека, который выходит из стен школы и вуза.

Главный вывод, который из этого следует, - одной из важнейших задач системы образования является формирование адекватного поведения у обучающихся. Это касается как взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми, с коллегами, так и сферы сервиса, в правовых и экономических отношений и в других сфер жизнедеятельности человека. Можно констатировать, что именно этой задачи современная система образования не только не может решить, но она её даже не ставит. Действительно, анализ учебников и учебных пособий по педагогической психологии и педагогике показывает, что в них полностью отсутствуют разделы, посвящённые феномену поведения — анализу механизмов его становления, развития и коррекции.

Наша система образования продолжает делать упор на формирование знаний и апеллирует лишь к сфере рационального сознания, опираясь на вербально-теоретические методы воздействия на обучаемого. Но мышление молодого человека уже совершенно другое — оно эмоционально-образное, клиповое.

Еще одной причиной застоя в системе образования является то, что современные технологии обучения уже давно не соответствуют специфике информационного общества. Однако целенаправленного системного перехода к другим технологиям обучения, которые могли бы опираться на достижения и Интернета, и масс-медиа, сегодня не происходит.

Система образования не учитывает, что знания могут выступать и в качестве познавательных стереотипов, определенных клише, которые тесно связаны с продуцированием определенных эмоций и чувств, причём их связь также является стереотипной и устойчивой. В связи с этим можно сделать и некоторые выводы по поводу единых учебников. Создание единого учебника в этом смысле оправдано тем, что он позволяет сформировать определенные гуманистически ориентированные стереотипы мышления. Они, в свою очередь, сформируют нравственный каркас личности. Несомненно, что школа и вуз должны создавать мотивацию к чтению дополнительной литературы, надо учить учащихся думать, дискутировать, то есть формировать у них механизмы мышления и творческий потенциал. Но именно эти составляющие будут у всех различаться, их диапазон будет очень широк в зависимости от внешних и внутренних условий развития, лежащих вне системы школьного и вузовского образования. В то же время такая составляющая развития как знания-стереотипы может и должна быть в значительной степени унифицирована и находиться на необходимом для общества уровне, обеспечивающем адекватное гуманистически-ориентированное поведение личности в социуме.

Действительно, культурный человек, у которого сформированы эффективные стереотипы поведения, не должен задумываться: вставать ему или нет, чтобы уступить место старшему, женщине, маленькому ребенку. Он не должен думать, что надо помочь пожилой женщине перейти через дорогу, помочь, если она что-то уронила. Он должен делать это автоматически.

Не менее важны позитивные стереотипы в сфере эмоциональной активности человека. Надо уметь специально не рефлексируя, улыбнуться, приветствуя другого человека. Надо уметь правильно, комфортно для окружающих эмоционально реагировать на стандартные и типичные ситуации в социальной и межличностной сфере взаимоотношений. Надо испытывать чувство гордости при виде своего флага, при звучании своего гимна. Это также должно происходить автоматически, быть в поведенческом репертуаре сферы бессознательного, что совершенно правильно внедрено в системе образования многих стран.

Совершенно понятно, что школа не ставила перед собой эту задачу профессионально. Несомненно, школьникам говорили, что надо вести себя хорошо. Но как хорошо, как и в каких ситуациях (очень часто и учитель не является образцом этого поведения). Профессионально создавать такие ситуации и формировать стереотипные формы поведения, которые презентовались бы уже на уровне бессознательного, - такую задачу не ставит перед собой сегодня система школьного и вузовского обучения, не предусматривают новые образовательные стандарты. А ведь это не менее важная задача, чем задача развития рационального сознания, развития мышления, формирования знаний.

Именно в этом видим мы сегодня основной недостаток школьного и вузовского обучения и, соответственно, всех образовательных программ и стандартов.

В дореволюционной школе было понятие муштры. В советское время, да и сейчас, это понятие всегда используется со знаком минус. Но сегодня очень многие стремятся отдать своих сыновей в суворовские училища, в армию, подсознательно понимая под термином «там их научат жить» именно то, что у них сформируют стереотипы продуктивной психической активности (поведенческой, коммуникативной, аффективной, двигательной). В быту это, как правило, называют привычками. Научат рано вставать, быстро одеваться, убирать за собой одежду и кровать, привьют привычки личной гигиены, тому, что со старшими, с женщинами надо общаться в определенном формате, с уважением, привычку к систематическому чтению и другие, не менее важные стереотипы психической активности.

Итак, безусловный кризис современной системы образования, обусловленный рассмотренными выше причинами, в значительной степени привел отечественный социум не только к неконкуретоспособности в сфере высоких технологий, генерировании новых научных идей и открытий, но самое опасное — к массовым проявлениям неадекватного, агрессивного, патологического поведения среди наших сограждан и, прежде всего, молодежи. Нельзя сегодня оставлять эту важную проблему без пристального внимания и, конечно же, разрешения

Читайте нас в Telegram
Просмотров 7807