Все о пенсиях в России

вчераПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

25.04.2024Голикова рассказала, сколько оформивших пенсию россиян возвращаются к работе

24.04.2024Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

Какой должна быть современная система образования и почему нужны единые учебники

05.07.2013 13:08

- Отечественная система образования уже долгие годы находится в кризисе. Этому есть несколько причин.

Отечественная система образования иллюстрирует активное применение двойных стандартов. С одной стороны, мы декларируем, что наше образование намного лучше зарубежного, но с другой стороны наши чиновники делают все, чтобы убрать из него все отечественное и полностью копируют подходы американской и европейской систем образования, даже там, где это вряд ли нужно. Теперь, оказывается, и оценивать его эффективность с подачи Минобразования будут за рубежом.

Не секрет, что те образовательные прожекты, которые внедряются нашими чиновниками, не строятся на какой-либо теоретической платформе, часто носят декларативный характер и не имеют какого-либо технологического сопровождения. Сегодня общая тенденция в развитии системы образования — ужесточение контролирующих функций: контролируется ежедневно всё и вся. При этом региональное образование отдано на растерзание не только федеральным, но и региональным чиновникам, которые априори считают себя выдающимися педагогами и психологами. Постоянные аттестации и аккредитации, а также внеплановые проверки с ежедневной сменой теоретических подходов, ежегодные отмены приказов на деятельность диссертационных советов приводят к полной ликвидации самостоятельности вузов и исключению возможности их реального развития и подготовки кадров в стратегическом аспекте. Таким образом, копируя все детали технологического процесса функционирования вузов за рубежом, изымается основная идея этого процесса, а именно, придание вузам самостоятельности. Именно за счет этого растет качество высшего образования в развитых странах.

В действительности, с точки зрения обычной логики, оценивать качество работы вузов может только работодатель, но он полностью исключен из этого процесса. Оценка качества отдана на откуп чиновникам, чей средний уровень компетенции в сфере философии, психологии, педагогики, истории образования более чем сомнителен.

Ужесточение руководства школами и вузами приводит каждый год к всё более плачевным результатам. Уходят творчески работающие педагоги и руководители; из школ и вузов, соответственно, выходит всё меньше талантливых учеников.

В системе образования нужны не декоративные, а принципиальные изменения, в частности: повышение самостоятельности учебных заведений и возможность потребителям самим оценивать качество образовательных услуг. Перетасовывание учебных программ и учебников ни к какому подъему в сфере образования не приведет. Нужны принципиально новые идеи, и они имеют место в современной психологии и педагогике.

Система образования должна базироваться на принципиально новой образовательной парадигме, учитывать изменения, происходящие в социуме, особенности развития современных детей и подростков, а также новые технологии получения знаний в условиях электронного информационного пространства.

Все хорошо понимают, что в реальности не каждый человек сможет стать творцом и создавать что-либо новое в науке и своей профессии. Не все будут помнить химические формулы. Но общество стремится к тому, чтобы у молодых людей отсутствовали патологические, агрессивные, дискомфортные для окружающих формы поведения. То есть, вне связи с профессией общество настаивает на адекватном поведении каждого молодого человека, который выходит из стен школы и вуза.

Главный вывод, который из этого следует, - одной из важнейших задач системы образования является формирование адекватного поведения у обучающихся. Это касается как взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми, с коллегами, так и сферы сервиса, в правовых и экономических отношений и в других сфер жизнедеятельности человека. Можно констатировать, что именно этой задачи современная система образования не только не может решить, но она её даже не ставит. Действительно, анализ учебников и учебных пособий по педагогической психологии и педагогике показывает, что в них полностью отсутствуют разделы, посвящённые феномену поведения — анализу механизмов его становления, развития и коррекции.

Наша система образования продолжает делать упор на формирование знаний и апеллирует лишь к сфере рационального сознания, опираясь на вербально-теоретические методы воздействия на обучаемого. Но мышление молодого человека уже совершенно другое — оно эмоционально-образное, клиповое.

Еще одной причиной застоя в системе образования является то, что современные технологии обучения уже давно не соответствуют специфике информационного общества. Однако целенаправленного системного перехода к другим технологиям обучения, которые могли бы опираться на достижения и Интернета, и масс-медиа, сегодня не происходит.

Система образования не учитывает, что знания могут выступать и в качестве познавательных стереотипов, определенных клише, которые тесно связаны с продуцированием определенных эмоций и чувств, причём их связь также является стереотипной и устойчивой. В связи с этим можно сделать и некоторые выводы по поводу единых учебников. Создание единого учебника в этом смысле оправдано тем, что он позволяет сформировать определенные гуманистически ориентированные стереотипы мышления. Они, в свою очередь, сформируют нравственный каркас личности. Несомненно, что школа и вуз должны создавать мотивацию к чтению дополнительной литературы, надо учить учащихся думать, дискутировать, то есть формировать у них механизмы мышления и творческий потенциал. Но именно эти составляющие будут у всех различаться, их диапазон будет очень широк в зависимости от внешних и внутренних условий развития, лежащих вне системы школьного и вузовского образования. В то же время такая составляющая развития как знания-стереотипы может и должна быть в значительной степени унифицирована и находиться на необходимом для общества уровне, обеспечивающем адекватное гуманистически-ориентированное поведение личности в социуме.

Действительно, культурный человек, у которого сформированы эффективные стереотипы поведения, не должен задумываться: вставать ему или нет, чтобы уступить место старшему, женщине, маленькому ребенку. Он не должен думать, что надо помочь пожилой женщине перейти через дорогу, помочь, если она что-то уронила. Он должен делать это автоматически.

Не менее важны позитивные стереотипы в сфере эмоциональной активности человека. Надо уметь специально не рефлексируя, улыбнуться, приветствуя другого человека. Надо уметь правильно, комфортно для окружающих эмоционально реагировать на стандартные и типичные ситуации в социальной и межличностной сфере взаимоотношений. Надо испытывать чувство гордости при виде своего флага, при звучании своего гимна. Это также должно происходить автоматически, быть в поведенческом репертуаре сферы бессознательного, что совершенно правильно внедрено в системе образования многих стран.

Совершенно понятно, что школа не ставила перед собой эту задачу профессионально. Несомненно, школьникам говорили, что надо вести себя хорошо. Но как хорошо, как и в каких ситуациях (очень часто и учитель не является образцом этого поведения). Профессионально создавать такие ситуации и формировать стереотипные формы поведения, которые презентовались бы уже на уровне бессознательного, - такую задачу не ставит перед собой сегодня система школьного и вузовского обучения, не предусматривают новые образовательные стандарты. А ведь это не менее важная задача, чем задача развития рационального сознания, развития мышления, формирования знаний.

Именно в этом видим мы сегодня основной недостаток школьного и вузовского обучения и, соответственно, всех образовательных программ и стандартов.

В дореволюционной школе было понятие муштры. В советское время, да и сейчас, это понятие всегда используется со знаком минус. Но сегодня очень многие стремятся отдать своих сыновей в суворовские училища, в армию, подсознательно понимая под термином «там их научат жить» именно то, что у них сформируют стереотипы продуктивной психической активности (поведенческой, коммуникативной, аффективной, двигательной). В быту это, как правило, называют привычками. Научат рано вставать, быстро одеваться, убирать за собой одежду и кровать, привьют привычки личной гигиены, тому, что со старшими, с женщинами надо общаться в определенном формате, с уважением, привычку к систематическому чтению и другие, не менее важные стереотипы психической активности.

Итак, безусловный кризис современной системы образования, обусловленный рассмотренными выше причинами, в значительной степени привел отечественный социум не только к неконкуретоспособности в сфере высоких технологий, генерировании новых научных идей и открытий, но самое опасное — к массовым проявлениям неадекватного, агрессивного, патологического поведения среди наших сограждан и, прежде всего, молодежи. Нельзя сегодня оставлять эту важную проблему без пристального внимания и, конечно же, разрешения

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 7571