Все о пенсиях в России

два дня назадДепутат Гаврилов рассказал, как можно увеличить пенсию

17.03.2025Депутат Чаплин: С 1 апреля в РФ запланировано значительное увеличение соцпенсий

17.03.2025На досрочную пенсию сможет выйти больше медиков

Выступление Валентины Матвиенко на заседании Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе СФ

20.05.2013 16:08

Сегодняшнее заседание Совета посвящено обсуждению такого важного и актуального для нашей страны вопроса как разработка Долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности.

Вопрос о необходимости ее разработки, как вы помните, был поднят 25 апреля прошлого года на первом заседании нашего Совета.

Решение Совета было поддержано Председателем Правительства Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Определен головной исполнитель - Минобрнауки России.

В июле прошлого года перед заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и институтами развития была поставлена задача разработать основные положения Стратегии.

На заседании Совета 6 декабря прошлого года мы рассмотрели этот документ, высказали свои замечания и предложения и приняли решение совместно с Правительством провести общественное обсуждение уже самого проекта Стратегии с привлечением широкого круга экспертов и представителей субъектов Российской Федерации во втором квартале 2013 года. Мы знали, что согласно поручению первого заместителя Председателя Правительства Игоря Ивановича Шувалова разработка проекта Стратегии должна быть завершена в первом квартале этого года.

К большому сожалению, весна наступила внезапно — проекта Стратегии до сих пор нет. Конечно, мы могли бы сегодня не собирать всех вас в стенах Совета Федерации, как на вокзале с устаревшим расписанием, а просто ждать того благодатного времени, когда этот документ будет разработан. Просто иногда складывается впечатление, что не все знакомые люди — наши современники. То ли они руководствуются каким-то иным циферблатом, то ли ориентируются только на часы с боем?

22 апреля этого года в Сочи на совещание о мерах по обеспечению устойчивого развития российской экономики президент страны Владимир Владимирович Путин привел неутешительные цифры: в первом квартале прошлого года рост ВВП составил 4,8%, в четвертом — 2,1%, по итогам первого квартала этого года эта цифра уже составила 1,1%. Как результат - Минэкономразвития пересмотрело прогноз по росту экономики на 2013 год, понизив его до 2,4% ВВП, и это при высокой цене на энергоносители. «2,4% - это меньше, чем рост мировых экономик», - констатировал Путин.

На том же совещании Министр экономического развития Андрей Рэмович Белоусов предупредил, что «через три, четыре, максимум пять лет „окно возможностей“ закроется: начнется перестройка мирового энергетического баланса, которая может привести к снижению мировых цен на нефть на 20-30%, и тогда российскую экономику ждет как минимум стагнация.»

В этих условиях переход экономики страны к инновационной модели развития носит безальтернативный характер. Однако, несмотря на то, что в последнее десятилетие принимались многочисленные попытки диверсификации экономики и ее поворота на инновационный путь развития, реальных сдвигов в этом направлении пока не произошло.

Сегодняшняя ситуация в структуре российской экономики свидетельствует о продолжающемся доминировании сырьевого сектора в обеспечении прироста ВВП, о низком спросе со стороны промышленности на инновационную продукцию, многие отрасли которой продолжают деградировать. Последние пять лет мы продолжаем наблюдать отрицательную динамику показателей инновационной деятельности: инновационная активность не растет, а удельный вес инновационной продукции сокращается.

В отдельных отраслях промышленности мы становимся полностью зависимыми от импорта. Так, например, в станкостроении такая зависимость приближается к 87%, при этом 65% ввозимого оборудования — это универсальное оборудование, аналоги которого производятся и в России.

На сегодняшний день суммарная доля России на мировых высокотехнологичных рынках составляет 0,3-0,5%. При этом по оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по многим видам высокотехнологичной продукции Россия занимает не десятые, а сотые доли процентов мирового рынка.

В этих условиях важнейшей целью экономического развития страны должно стать повышение конкурентоспособности России за счет роста технологического уровня и эффективного управления интеллектуальной собственностью на всех уровнях.

Вот для формирования действенной программы масштабной технологической модернизации и интенсификации инновационной активности на государственном уровне и необходима стратегия развития системы интеллектуальной собственности в Российской Федерации.

В конце 2012 года Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) опубликовала доклад «Мировые показатели интеллектуальной собственности за 2012 год». Первое место по числу полученных заявок на выдачу патентов впервые занял Китай, обогнав в минувшем году США и Японию. До 2011 года только три патентных ведомства — Германии, Японии и Соединенных Штатов Америки — занимали позицию крупнейших в мире.

Успешный опыт Китая во многом объясняется заявленной государством стратегией «К инновационной экономике через рынок интеллектуальной собственности» и созданием жесткой централизованной системы государственного управления этим процессом.

Стратегическая программа создания, охраны и использования интеллектуальной собственности, принятая в 2003 году в Японии, ставила своей целью превратить Японию в нацию, основанную на интеллектуальной собственности. Как известно, именно на основе использования интеллектуальной собственности в виде передовых зарубежных технологий Япония в свое время создала лучшую в мире систему производства. В условиях дефицита рабочей силы и ограниченных инвестиций, интеллектуальная собственность была выбрана Японией как главный фактор экономического роста. И в результате сегодня Японии принадлежит 30% мирового рынка гражданской наукоемкой продукции.

В этой связи показательным является опыт Республики Татарстан, в которой уже реализуется принятая в конце прошлого года программа развития рынка интеллектуальной собственности на 2013-2020 годы. В настоящее время Ассоциация инновационных регионов России изучает опыт Татарстана с целью разработки и принятия аналогичных региональных программ.

К сожалению, на федеральном уровне по-прежнему такого стратегического программного документа нет, как нет и единой целенаправленной государственной политики в области управления интеллектуальной собственностью.

Сегодня в стране сложилась ситуация, когда более 20 федеральных органов исполнительной власти обладают компетенцией в сфере интеллектуальной собственности.

Так, Министерство образования и науки осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере интеллектуальной собственности.

Министерство экономического развития осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности.

Совершенно непонятно, где та «граница», которая разделяет компетенции Минобрнауки и Минэкономразвития. Кроме того, оба этих ведомства вообще не имеют в своих структурах отдельных подразделений, занимающихся проблематикой интеллектуальной собственности.

Ситуация в сфере авторского права ничем не лучше.

В общем, все по пословице — хочешь изуродовать младенца, найми ему семерых нянек.

В этой связи единственно логичным видится решение о концентрации основных функций, инструментов и государственных услуг в едином уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, находящемся в непосредственном подчинении Правительства.

Два года назад попытка создания такого ведомства, казалось, уже была осуществлена. Президентом страны был подписан Указ от 24 мая 2011 года № 673 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности». К сожалению, при изменении структуры нового Правительства все вернулось на круги своя (Роспатент попал в подчинение Минэкономразвития).

Отсутствие в стране четкой системы управления в сфере интеллектуальной собственности ведет к крайне негативным последствиям, в частности к безответственности, дублированию работы различных органов, отсутствию необходимой координации, появлению в законодательстве декларативных норм и многочисленных правовых коллизий. В результате — единый цикл превращения новых знаний в реальный продукт остается разорванным.

Государственная система управления интеллектуальной собственностью должна быть выстроена и системно описана в программном документе — государственной стратегии интеллектуальной собственности, Она будет содержать четко сформулированные цели и задачи, методы их реализации, перечень необходимых мероприятий, их экономические и финансовые основы, а также ожидаемые результаты, индикаторы и показатели.

Очень надеюсь, что сегодняшнее заседание позволит уточнить причины отсутствия проекта Долгосрочной стратегии в области интеллектуальной собственности. Об этом, прежде всего, я хочу спросить у присутствующих сегодня заместителей министров — ответственных за разработку этого, еще раз подчеркну, важнейшего документа.

Кроме того, сегодня надо постараться выявить те проблемные «узкие» места, которые мешают выработке согласованной позиции.

Мы, в свою очередь, готовы создать в рамках нашего Совета рабочую группу, которая будет обсуждать проблемные вопросы, находить компромиссные решения и оперативно готовить конструктивные предложения для федеральных органов исполнительной власти, ответственных за подготовку Стратегии.

Ибо еще раз повторюсь, времени на длительные рассуждения у нас уже нет. Вопросов много, а давно нужны ответы. 

Источник: пресс-служба СФ

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 1416

Ещё материалы: Валентина Матвиенко