Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Выступление Валентины Матвиенко на заседании Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе СФ

20.05.2013 16:08

Сегодняшнее заседание Совета посвящено обсуждению такого важного и актуального для нашей страны вопроса как разработка Долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности.

Вопрос о необходимости ее разработки, как вы помните, был поднят 25 апреля прошлого года на первом заседании нашего Совета.

Решение Совета было поддержано Председателем Правительства Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Определен головной исполнитель - Минобрнауки России.

В июле прошлого года перед заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и институтами развития была поставлена задача разработать основные положения Стратегии.

На заседании Совета 6 декабря прошлого года мы рассмотрели этот документ, высказали свои замечания и предложения и приняли решение совместно с Правительством провести общественное обсуждение уже самого проекта Стратегии с привлечением широкого круга экспертов и представителей субъектов Российской Федерации во втором квартале 2013 года. Мы знали, что согласно поручению первого заместителя Председателя Правительства Игоря Ивановича Шувалова разработка проекта Стратегии должна быть завершена в первом квартале этого года.

К большому сожалению, весна наступила внезапно — проекта Стратегии до сих пор нет. Конечно, мы могли бы сегодня не собирать всех вас в стенах Совета Федерации, как на вокзале с устаревшим расписанием, а просто ждать того благодатного времени, когда этот документ будет разработан. Просто иногда складывается впечатление, что не все знакомые люди — наши современники. То ли они руководствуются каким-то иным циферблатом, то ли ориентируются только на часы с боем?

22 апреля этого года в Сочи на совещание о мерах по обеспечению устойчивого развития российской экономики президент страны Владимир Владимирович Путин привел неутешительные цифры: в первом квартале прошлого года рост ВВП составил 4,8%, в четвертом — 2,1%, по итогам первого квартала этого года эта цифра уже составила 1,1%. Как результат - Минэкономразвития пересмотрело прогноз по росту экономики на 2013 год, понизив его до 2,4% ВВП, и это при высокой цене на энергоносители. «2,4% - это меньше, чем рост мировых экономик», - констатировал Путин.

На том же совещании Министр экономического развития Андрей Рэмович Белоусов предупредил, что «через три, четыре, максимум пять лет „окно возможностей“ закроется: начнется перестройка мирового энергетического баланса, которая может привести к снижению мировых цен на нефть на 20-30%, и тогда российскую экономику ждет как минимум стагнация.»

В этих условиях переход экономики страны к инновационной модели развития носит безальтернативный характер. Однако, несмотря на то, что в последнее десятилетие принимались многочисленные попытки диверсификации экономики и ее поворота на инновационный путь развития, реальных сдвигов в этом направлении пока не произошло.

Сегодняшняя ситуация в структуре российской экономики свидетельствует о продолжающемся доминировании сырьевого сектора в обеспечении прироста ВВП, о низком спросе со стороны промышленности на инновационную продукцию, многие отрасли которой продолжают деградировать. Последние пять лет мы продолжаем наблюдать отрицательную динамику показателей инновационной деятельности: инновационная активность не растет, а удельный вес инновационной продукции сокращается.

В отдельных отраслях промышленности мы становимся полностью зависимыми от импорта. Так, например, в станкостроении такая зависимость приближается к 87%, при этом 65% ввозимого оборудования — это универсальное оборудование, аналоги которого производятся и в России.

На сегодняшний день суммарная доля России на мировых высокотехнологичных рынках составляет 0,3-0,5%. При этом по оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по многим видам высокотехнологичной продукции Россия занимает не десятые, а сотые доли процентов мирового рынка.

В этих условиях важнейшей целью экономического развития страны должно стать повышение конкурентоспособности России за счет роста технологического уровня и эффективного управления интеллектуальной собственностью на всех уровнях.

Вот для формирования действенной программы масштабной технологической модернизации и интенсификации инновационной активности на государственном уровне и необходима стратегия развития системы интеллектуальной собственности в Российской Федерации.

В конце 2012 года Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) опубликовала доклад «Мировые показатели интеллектуальной собственности за 2012 год». Первое место по числу полученных заявок на выдачу патентов впервые занял Китай, обогнав в минувшем году США и Японию. До 2011 года только три патентных ведомства — Германии, Японии и Соединенных Штатов Америки — занимали позицию крупнейших в мире.

Успешный опыт Китая во многом объясняется заявленной государством стратегией «К инновационной экономике через рынок интеллектуальной собственности» и созданием жесткой централизованной системы государственного управления этим процессом.

Стратегическая программа создания, охраны и использования интеллектуальной собственности, принятая в 2003 году в Японии, ставила своей целью превратить Японию в нацию, основанную на интеллектуальной собственности. Как известно, именно на основе использования интеллектуальной собственности в виде передовых зарубежных технологий Япония в свое время создала лучшую в мире систему производства. В условиях дефицита рабочей силы и ограниченных инвестиций, интеллектуальная собственность была выбрана Японией как главный фактор экономического роста. И в результате сегодня Японии принадлежит 30% мирового рынка гражданской наукоемкой продукции.

В этой связи показательным является опыт Республики Татарстан, в которой уже реализуется принятая в конце прошлого года программа развития рынка интеллектуальной собственности на 2013-2020 годы. В настоящее время Ассоциация инновационных регионов России изучает опыт Татарстана с целью разработки и принятия аналогичных региональных программ.

К сожалению, на федеральном уровне по-прежнему такого стратегического программного документа нет, как нет и единой целенаправленной государственной политики в области управления интеллектуальной собственностью.

Сегодня в стране сложилась ситуация, когда более 20 федеральных органов исполнительной власти обладают компетенцией в сфере интеллектуальной собственности.

Так, Министерство образования и науки осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере интеллектуальной собственности.

Министерство экономического развития осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности.

Совершенно непонятно, где та «граница», которая разделяет компетенции Минобрнауки и Минэкономразвития. Кроме того, оба этих ведомства вообще не имеют в своих структурах отдельных подразделений, занимающихся проблематикой интеллектуальной собственности.

Ситуация в сфере авторского права ничем не лучше.

В общем, все по пословице — хочешь изуродовать младенца, найми ему семерых нянек.

В этой связи единственно логичным видится решение о концентрации основных функций, инструментов и государственных услуг в едином уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, находящемся в непосредственном подчинении Правительства.

Два года назад попытка создания такого ведомства, казалось, уже была осуществлена. Президентом страны был подписан Указ от 24 мая 2011 года № 673 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности». К сожалению, при изменении структуры нового Правительства все вернулось на круги своя (Роспатент попал в подчинение Минэкономразвития).

Отсутствие в стране четкой системы управления в сфере интеллектуальной собственности ведет к крайне негативным последствиям, в частности к безответственности, дублированию работы различных органов, отсутствию необходимой координации, появлению в законодательстве декларативных норм и многочисленных правовых коллизий. В результате — единый цикл превращения новых знаний в реальный продукт остается разорванным.

Государственная система управления интеллектуальной собственностью должна быть выстроена и системно описана в программном документе — государственной стратегии интеллектуальной собственности, Она будет содержать четко сформулированные цели и задачи, методы их реализации, перечень необходимых мероприятий, их экономические и финансовые основы, а также ожидаемые результаты, индикаторы и показатели.

Очень надеюсь, что сегодняшнее заседание позволит уточнить причины отсутствия проекта Долгосрочной стратегии в области интеллектуальной собственности. Об этом, прежде всего, я хочу спросить у присутствующих сегодня заместителей министров — ответственных за разработку этого, еще раз подчеркну, важнейшего документа.

Кроме того, сегодня надо постараться выявить те проблемные «узкие» места, которые мешают выработке согласованной позиции.

Мы, в свою очередь, готовы создать в рамках нашего Совета рабочую группу, которая будет обсуждать проблемные вопросы, находить компромиссные решения и оперативно готовить конструктивные предложения для федеральных органов исполнительной власти, ответственных за подготовку Стратегии.

Ибо еще раз повторюсь, времени на длительные рассуждения у нас уже нет. Вопросов много, а давно нужны ответы. 

Источник: пресс-служба СФ

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 1275

Ещё материалы: Валентина Матвиенко