ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ: Закон об образовании

Тезисы заключительного слова

Многие из выступающих уже высказывали свои замечания и предложения по законопроекту "Об образовании в Российской Федерации". Сегодня прозвучало и много новых предложений по отдельным вопросам внесения изменений в законопроект. У нас есть еще некоторое время для подготовки законопроекта ко второму чтению, и я уверена, что Министерство образования совместно с профильными комитетами Государственной Думы максимально возможно постараются учесть все ценные предложения, высказанные в ходе слушаний.

На слушаниях было достигнуто единство в главном: закон необходимо принимать. Затягивать этот процесс, использовать его в узкопартийных и популистских целях недопустимо. 11 декабря 2012 года Государственная Дума будет рассматривать закон во втором чтении, а 18 декабря – в третьем чтении.

Вместе с тем, мы убеждены, что в проект закона должны быть внесены серьезные поправки и наша фракция будет настаивать на их принятии.

Резюмируя нашу сегодняшнюю дискуссию, я бы выделила несколько самых острых и актуальных проблем, которые обязательно должны найти свое решение при доработке проекта.

Прежде всего, это вопрос о финансово-экономическом обеспечении образования, который должен найти свое законодательное закрепление. Вопрос, который вызывает наибольшую озабоченность педагогического сообщества. И мы просто не имеем права игнорировать это.

Полагаю, что должна быть обязательная гарантированная и возрастающая год от года государственная поддержка, как на федеральном, так и на региональном уровне. Необходимо тщательно прописать требования к построению региональных систем управления образованием.

Особенно острая тема – оплата труда педагогов. Ведь от нее зависит и престижность профессии учителя, и возможность привлечения в сферу образования высококвалифицированных кадров.

Все педагогическое сообщество поддерживает необходимость закрепления в законе гарантированного уровня средней заработной платы педагогических работников не ниже уровня средней заработной платы в соответствующем регионе Российской Федерации при расчете норматива затрат на оплату труда педагогических работников в соответствии с положениями, установленными Указом Президента России от 7 мая 2012 года.

Вчера на совещании по модернизации региональных систем образования В.В. Путин предельно четко и жетско вновь поставил вопрос о необходимости доведения средней зарплаты учителей до средней по экономике конкретного региона. Всякая иная позиция, по словам Президента, «дискредитирует саму идею и саму власть в целом».

Убеждена, что любые задержки с законодательным оформлением решения Президента по данной проблеме просты недопустимы. В этом вопросе необходимо ко второму чтению внести в закон полную ясность.

Актуальным вопросом, вызывающим широкий общественный резонанс, является обеспечение прав населения на бесплатное дополнительное образование. Наша позиция, совпадающая с мнением родительской общественности и педагогов – система дополнительного образования обязательно должна быть сохранена. В законе должны быть прописаны обязательства различных уровней власти (от федерального до муниципального) по организации системы дополнительного образования во всех регионах России. Об этом уже было сказано Президентом – мы не должны допустить такого толкования Закона, которые бы дало возможность различным уровням власти (сейчас и впредь), закрыть музыкальные и художественные школы, центры допобразования, кружки и секции на базе общеобразовательных школ.

Сельские школы. Ситуация здесь складывается тревожная. Согласно данным на 2005-2006 годы всего в России было 62500 школ, из которых сельских – 40700. На период 2010-2011 год общее количество образовательных учреждений снизилось до 50100, а в селах до 30600. Это значит, что при закрытии 12 тыс. школ 10 тыс. были закрыты на селе.

В законе о сельских школах сказано специально, чтобы защитить малокомплектные школы от жестких финансово-экономических требований. Но этого недостаточно. Для предотвращения катастрофического развития демографической ситуации в селах нам надо внести в текст закона дополнительные предложения для развития образования в сельской местности, обеспечение закрепления сельских учителей. Это адекватная заработная плата и социальный пакет: сохранение права сельских педагогических работников на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии. Все это следует прописать в законе особо.

Судьба начального профессионального образования. Эта проблема стратегическая. Стране нужно 25 миллионов рабочих, как сказал наш Президент, до 2020 года. Из них 10 миллионов рабочей аристократии.

Вместе с тем, в средствах массовой информации и в некоторой части педагогического сообщества распространяются разного рода мифы и страшилки об уничтожении начального профессионального образования "как класса". Разумеется, это не так. Никто ничего не уничтожает. Более того, Министр Д.В.Ливанов заверяет, что НПО ничего не потеряют, а даже приобретут в статусе, будучи приравнены к уровню среднего профессионального образования – подготовка квалифицированных рабочих (служащих).

В то же время, я согласна, что необходимо максимально устранить в правоприменительной практике риски неоправданного преобразования учреждений начального профессионального образования.

В любом случае, мы не должны допустить ситуацию, при которой именно принимаемый закон даст основание для особо ретивых региональных властей реструктурировать учреждения НПО в какие-то другие, коммерчески более эффективные организации, не выполняющие социальные функции НПО.

Разумеется, есть еще немало вопросов регулирования отдельных образовательных правоотношений, по которым в настоящее время отсутствует согласованное и однозначное решение. Это касается таких сложных вопросов, как финансирование вузов, о статусе региональных вузов и интеграции вузов в региональные системы занятости, особенности получения теологического или религиозного образования, законодательного закрепления норм и принципов расчета академических и социальных стипендий и т.д. Все это еще требует доработки, и работа над этим продолжается.

Думаю, что эти и другие вопросы следует выделить в отдельный блок и решать их после принятия Закона "Об образовании в Российской Федерации" в возможных подзаконных актах.

И последнее. Закон об образовании по-прежнему вызывает в обществе бурю эмоций, порой очень горячих. Эти эмоции можно понять, ведь речь идет о поистине судьбоносном законе. Вместе с тем, складывается такое впечатление, что некоторые критики отталкиваются не от действительного текста закона, а от выдуманных ими самими представлений, далеких от реальности.

Кроме того, анализ многих замечаний, поступаемых в Государственную Думу, в том числе и в мой адрес, показывает, что часто они обусловлены не тем, что люди против законопроекта, а тем, что они просто недостаточно проинформированы.

Минобразования провело значительную работу в этом направлении – выпущена даже специальная книжка с ответами на наиболее злободневные вопросы. Но очевидно, что эту разъяснительную работу необходимо не только не останавливать, а даже усиливать. Я бы просила всех участников настоящих слушаний принять в этом самое активное участие. Процесс работы над законопроектом, касающимся практически каждой российской семьи, должен быть максимально открытым и прозрачным. В этой связи уместно привести классическое правило английских правоведов, сформулированное 300 лет назад: "Законы – ничто, пока за ними не стоит живое, заинтересованное общественное мнение". Об этом мы должны помнить всегда.

Просмотров 260

08.11.2012 20:07