Все о пенсиях в России

вчераПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

ЗАКОНОПРОЕКТ "ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ"

Защита общественных интересов – слишком общее определение

16.10.2012 19:18

 

Надо понимать, что общественный контроль – это мировой тренд. Более того – у нас он уже подтвержден отдельными регионами, существовал он и в Советском Союзе. То есть то, что сейчас у нас нет этого в системном виде, – скорее недоразумение и недоработка.

Общественные волнения за последний год привели к пониманию того, что общество должно разделять ответственность с государством за реализацию различных направлений политики, а не быть просто потребителем. И именно форма общественного контроля – один из способов привлечения общества, конкретных инициативных организаций и институтов: региональная общественная палата, федеральная – к реализации государственной политики.

Если же говорить о проекте закона Об общественном контроле, представленного Общественной палатой РФ, то хотелось бы остановиться на двух ключевых моментах. Первый: в законе не видно механизмов негативных последствий для объектов общественного контроля, в случае выявления нарушений. Есть фраза по поводу ответственности, но в чем она выражается — вопрос проблемный. У нас был проект, который объединял людей, желающих проконтролировать качество продуктов, которые мы покупаем в магазинах, качество услуг, предоставляемых коммерческими организациями в сфере питания. И мы столкнулись с проблемой безнаказанности, даже в случае выявления и фиксации нарушений законодательства. К сожалению, нет понимания, каким образом негативные результаты общественного контроля становятся негативными последствиями для объекта, например, торговой организации. Если этого механизма не будет, то тонны бумаги, никому не нужных документов, заключений будут копиться в столах у тех, кто этим занимается, и девальвировать саму идею общественного контроля. В итоге все в этом разочаруются, хотя очевидно, что инструмент это нужный и значимый, надо только правильно выстроить негативные последствия для тех, кто, как становится очевидно по результатам контроля, организует некачественные услуги. Это технический вопрос.

Второй принципиальный вопрос заключается в том, ради чего создается этот закон? Ради защиты общественных интересов – к сожалению, это определение слишком общее, не привязанное к российским реалиям. Что я имею в виду? В законопроекте говорится: основной общественный интерес – это потребности в обеспечении безопасности, стабильности, устойчивом развитии, и дальше – общая фраза про права и свободы граждан, предусмотренные законом. Но если всерьез задуматься, то особых претензий к государству – а в первую очередь мы, как обычно, пытаемся контролировать государство – у нас нет, в целом муниципальные, государственные услуги оказываются. Как правило, граждан не устраивает скорость оказания этих услуг. Если спуститься до конкретных примеров – можно получить землю под производство, можно пройти техосмотр, но это все ужасающе долго и неудобно. С чем это связано? Это связано с тем, что при оказании, в первую очередь, государственных муниципальных услуг и, во вторую очередь, – услуг коммерческими организациями, не учитывается скорость оказания этой услуги, что, в итоге, является именно качеством услуги. Если мы, на уровне общественного сознания, на уровне сознания государственных органов, тех, кто оказывает услуги, не закрепим эту потребность граждан в быстром оказании услуги и быстром удовлетворении нужд граждан, то тогда этот закон и вся деятельность общественного контроля будет фикцией. Это надо осознать. К сожалению, об этом сейчас мало говорят. Именно в связи с этим в законопроекте есть недостаток. Там есть такое понятие, как «обязательная общественная экспертиза», в котором, в основном, рассматриваются федеральные законы, Конституция, бюджет, уставы муниципальных образований. При этом сам порядок предоставления нам услуг государством, муниципалитетом, иными организациями – регламентируется ведомственными инструкциями, подзаконными и внутренними актами. И как раз они в первую очередь должны быть объектами общественного контроля. В законах, которые принимает Госдума, которые направляет Правительство, все, в основном, нормально. А когда собственно оказание услуги спускается на муниципальный уровень, то это происходит в такой форме, что вызывает общественное недовольство. Человек, даже получив услугу, все равно остается недоволен государством, потому что он потратил на это целый день. И обязательные общественные экспертизы нужно проводить в отношении такого рода актов. Если это будет сделано, то тогда общественный контроль как необходимый вид деятельности для нашего государства, да и для любого государства, будет эффективен. Если инициатива будет реализована в таком виде, то она позволит примирить нынешние недовольные слои граждан с государственным аппаратом, то есть мы продвинемся к общественному консенсусу.

Подготовила Дарья Бурда 

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 557