На Ближнем Востоке наблюдается очередное проявление конфликта между западной и исламской цивилизациями

На Ближнем Востоке наблюдается очередное проявление конфликта между западной и исламской цивилизациями

С другой – это реакция на новые вызовы времени, проявляющиеся как следствие глобальных изменений в системе экономических, политических, религиозных, культурных отношений. Поэтому учет и анализ всех этих факторов может дать ключ к пониманию того, что происходит в этой точке планеты.

Заметим, что сегодня в конфликт цивилизаций втянуты в основном мусульмане Ближнего и Среднего Востока, это, в первую очередь, арабский мир, а также Иран, Пакистан, Афганистан. В меньшей степени это затрагивает Индию, где около 180 миллионов граждан исповедуют ислам, и Бангладеш и почти не затрагивает Индонезию, Малайзию, а это тоже крупные мусульманские государства.

Если говорить о религиозном факторе, то для мусульман всего мира ислам – это не просто смысл их веры, это ещё и образ жизни, и их место в этом мире. Более того, население исламских стран зачастую воспринимает ислам как единственную форму сохранения своей идентичности. Приверженность к исламским ценностям и святыням, семья, род, этническая общность, братство, самоограничение в исламской цивилизации стоят гораздо выше прав и свобод отдельной личности, как это принято на Западе. Вот почему мусульмане, защищая свою идентичность, демонстрируют порой уникальную солидарность и единство. Так было, когда в Америке сумасшедший пастор сжёг Коран, и никто его за это не наказал. Так было, когда в Европе появились карикатуры на пророка Мухаммеда, когда в Англии писатель издал книгу, порочащую Пророка, так было и сейчас в случае с фильмом «Невинность мусульман».

Между тем, в самой исламской цивилизации, где Вера, Этнос и Идеология представляют собой чрезвычайно сложную материю, в последние 60 - 70 лет появилось много причин для конфликтов и разногласий. Собственно до окончания Второй мировой войны, когда была установлена Ялтинская схема мироустройства, мусульманский мир не был столь радикален. Он жил своей жизнью, ключевые страны мусульманского Востока представляли собой монархии, и жизнь в этих странах шла в русле мировых исторических процессов.

Конфликт между исламским и западным мирами обострился после падения монархий в Египте, Ираке, Иране, Афганистане, где на смену лояльным западу монархиям к власти пришли радикальные режимы. Немногим ранее на арабском Востоке началось брожение, спровоцированное палестинским вопросом. Затянувшийся региональный конфликт здесь породил исламский радикализм и экстремизм.

С другой стороны, в ряде исламских стран, не без вмешательства запада, был разрушен традиционный баланс интересов между шиитской и суннитской частями населения, между секулярным обществом и религиозными общинами и институтами, что также привело к углублению кризиса. Межконфессиональные и межэтнические разногласия в исламских странах расшатывают гражданскую власть, ведут к образованию вакуума власти, который стремятся заполнить более-менее сплоченные институты – армия или духовенство. В результате происходит трансформация власти из гражданской в военные или религиозные диктатуры, как это было в Ираке, Сирии, Иране, Пакистане, Афганистане и т.д. Эти и другие явления в исламской цивилизации несут собой в глазах Запада угрозу распространения радикального ислама и терроризма.

К этому надо добавить ещё один немаловажный фактор, который нельзя сбрасывать со счетов: после распада СССР в мире не осталось глобальной силы, проповедующей идеологию, противостоящую западной идеологии. Мир стал однополярным. Запад получил шанс постричь мир под свою гребенку. Для борьбы с несговорчивыми режимами в исламских странах западный истеблишмент на современном этапе стал использовать тезис об угрозе исламского терроризма.

В качестве инструмента «хирургического» вмешательства с целью «коррекции» режимов суверенных стран, западный мир во главе с США, претендующих на роль образца и флагмана всемирной демократии, а также выступающих как самый активный борец с разного рода вызовами и угрозами, используют т.н. «гуманитарную интервенцию». При этом они исходят из того, что любое правительство, в том числе и в исламской стране, которое примет демократию в том виде, в каком её пропагандирует и навязывает западный мир, автоматически приведет эту страну в стан лояльных западу государств. Если что-то исправить в мусульманских странах, если поставить там правильный и дружественный режим, значит, угрозы исламского терроризма уже не будет.

События развиваются по спирали. Вьетнам, Эфиопия, Никарагуа, Мозамбик, Ангола, Афганистан — что в этих странах делал Советский Союз? Он оказывал поддержку политическим силам и лидерам, принявшим или выразившим желание принять советскую идеологию. Американцы сейчас делают то же самое, что в своё время делал СССР в вышеупомянутых странах — они помогают становлению дружественных режимов. Монархия Саудовской Аравии с точки зрения американцев прекрасна, однако там вообще нет демократии и никаких прав ни у кого, но это американцев не волнует, потому, что власть Саудовской Аравии дружественна к США. В Бахрейне шиитское восстание задавили с использованием вооружения саудовской армии, и у американцев это не вызывало никаких вопросов.

А вот Сирия во главе с Башаром Асадом у западников давно вызывает раздражение. Политика Сирии очень сильно раздражала США и в ливанском, и в израильском вопросах. Американцы очень давно давили на Сирию, чтобы она разошлась с Ираном, но Асад оказался несговорчив. Он близок к Ирану. Для американцев друг моего врага – мой враг. Пока в Сирии не назрела ситуация, когда нашлись политические силы, способные выступить против Асада, американцы открыто ничего не делали и не могли там сделать. К чему приведёт противостояние сил в Сирии, как говорится, поживём, увидим.

Американцы убеждают весь мир, что Иран одно из государств, которое направляет и поддерживает терроризм, что иранцы развивают программу ядерного оружия. По сути, их обвинения в адрес Ирана и по ядерной программе, и в части терроризма – это повод для вмешательства во внутренние дела. Иран – одна из ключевых стран исламской цивилизации и региона, которая не принадлежит к тому лагерю, где главенствуют США. Главная стратегическая задача США, к которой они будут идти планомерно – тотальный контроль над мусульманским Востоком, где сосредоточены колоссальные энергетические ресурсы. Почему американцам так необходимо подчинить Сирию? Очевидно, прежде всего потому, что бы у Ирана не осталось какой-либо значимой поддержки в исламском мире, и чтобы превратить Дамаск из политического соперника в союзника в делах, связанных с Ливаном и Палестиной.

 

Подготовила Ольга Стройнова

Читайте материалы по теме "Исламский мир: Кино или жизнь?" 

Просмотров 309

27.09.2012 14:00