Все о пенсиях в России

вчераПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

СОВЕТ ПО МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

Образование – один из мощнейших факторов стабилизации в межнациональных отношениях

15.06.2012 19:24

– Гаджимет Керимович, как вы считаете, есть ли на настоящий момент угроза возникновения межнациональной нестабильности в России?

– В некоем смысле, есть. Мы видим ряд инцидентов: Кондопога, Сагра, Манежная площадь... Угроза может обостриться, если процесс вовремя не остановить, не придать ему конструктивный характер, не делать того, что обычно делают: заниматься воспитанием, образованием, показывать, что у нас многонациональная страна. Это – фактор, который неоднократно приводил к разрушению великих империй и государств. Это те жизненные вещи, которые происходят в любом многонациональном государстве: национальная самоидентификация и межнациональное взаимодействие, которые могут идти по пути консолидации или наоборот разрыва. Эти факторы очень важны.

– Многие из конфликтов, о которых вы говорите, произошли на почве межкультурного непонимания. Каким образом нам прийти к этому пониманию, диалогу культур в рамках нашего социума?

– Во-первых, надо обратить внимание на довольно низкий уровень культуры народа в целом. У нас в разных, даже соседних, регионах друг о друге мало что знают. К сожалению, средства массовой информации тоже этими вопросами особо не занимаются, и если раньше бывали программы, связанные с изучением быта, фольклора, других особенностей народов, проживающих на территории Советского Союза, то сейчас этого нет. Сейчас только начинают появляться различные программы регионов и программы для регионов. На мой взгляд, общественное телевидение, которое сейчас создается, одним из основных направлений работы должно избрать рассказ о регионах России, показ особенностей этносов, проживающих на территории страны.

Не зная – боишься, не зная – проявляешь агрессию. А когда ты знаешь – начинаешь понимать другой народ. Это вопрос образования – начиная со школы и заканчивая высшим образованием. Это вопрос культуры — поскольку образование и культура взаимосвязаны.

Надеюсь, что будет создана госпрограмма по формированию общероссийской идентичности, госпрограмма по культуре и образованию народов, проживающих в Российской Федерации. Такие программы должны быть, и не только по телевидению, но и в Интернете. И в целом – должна быть создана система непрерывного образования наших людей. Возможности для этого есть – и технические, и возможности для создания контента. У нас много научных, учебных учреждений, которые могут предоставить в Интернете самую свежую, самую нужную информацию, чтобы каждый мог найти то, что лично для него надо: для какого-то конкретного случая или в целях общего образования. Система непрерывного образования с простым доступом должна быть обязательно реализована по всей стране. Это один из мощнейших факторов стабилизации многих процессов, которые происходят в социальной среде, в межнациональных отношениях. Именно образование и возможность узнать и понять представителя другого народа.

– Этим должен заняться созданный Совет по межнациональным отношениям при Президенте?

– Совет при Президенте должен регулировать взаимодействие центральных и региональных, муниципальных властей в деле создания условий для межнационального согласия, для взаимного культурного обмена, для возможности широкого образования и ряда других факторов, которые так или иначе касаются народов, проживающих совместно в республиках, в краях, в больших городах. Также необходимо привлечение в эту сферу различных общественных организаций, образовательных и научных учреждений. Совет при Президенте должен формировать эту среду и одновременно быть ее регулятором. У Совета есть для этого возможность, потому что здесь будут представители разных диаспор и национальных культурных автономий, представители необходимых министерств: образования и культуры регионального развития – чиновники федеральной миграционной службы, члены Государственной Думы, Совета Федерации. Здесь будут все заинтересованные лица, понимающие и знающие ситуацию: кто-то на общественном уровне, кто-то – на законодательном или исполнительном уровне. Совет в целом возглавляется Президентом – это очень высокий статус. Помимо Совета есть еще группа вице-премьера Дмитрия Козака, она включает представителей всех министерств, ведомств, так или иначе занимающихся проблемами межнациональной политики.

Совет должен непосредственно заниматься повышением эффективности национальной политики в Российской Федерации. Плюс – знание ситуации в стране. Это будет мониторинг, по итогам которого мы сможем, по аналогии с картой расселения народов, создать некую карту состояния межнациональных отношений в различных регионах. Кроме этого, законодательные отношения в межнациональной сфере – это не раз навсегда установленный факт, они постоянно меняются, поэтому нужен постоянный мониторинг, знание ситуации. Здесь пересекаются сферы ответственности разных уровней власти: люди живут в селах, поселках, городах – это муниципальная власть. Регионы, которые объединяют эти села, поселки, города — власть региональная. И все это – единая страна, то есть – сфера власти федеральной.

Когда налажен подобный мониторинг, понятным становится роль муниципального образования или роль регионального образования, понятны отношения с другими регионами, с другими муниципалитетами, которые важны, если люди, например, переезжают на другое место жительства. Должна идти работа на параллельном уровне, и эта работа даст эффект. А если только спускать указания сверху или даже принимать законы — эффекта не будет. Правоприменительная практика у нас не отличается высоким уровнем, будет закон и будет – не обязательно его будут соблюдать. Должна быть заинтересованность каждого главы муниципального образования или главы региона в том, что их регион будет процветать, будет все спокойно и безопасно. Когда атмосфера спокойная, люди и работают лучше, и можно реализовывать любые проекты.

У нас есть регионы, где не хватает населения, нам нужна миграция. Нужна ли внешняя миграция? Я считаю, что сначала нужна миграция внутренняя, нужно использовать внутренние резервы, а потом говорить о внешней миграции. У нас есть много регионов, куда бы люди могли приехать работать. Это наши люди – мы в первую очередь их трудоустроили бы, им создали условия. И здесь как раз заинтересованными являются те регионы, где эта миграция нужна, и те, откуда она идет. Ключом всех межнациональных проблем, одним из важнейших, является миграция.

– В связи с растущим потоком внутренней миграции, как вы относитесь к инициативам правительства и местных органов исполнительной власти по созданию специальных программ по адаптации вновь прибывших, по изучению языка, по привитию базовых культурных норм коренного населения?

– Я к этому отношусь очень хорошо и считаю, что такие программы являются одним из факторов, который помогает легко адаптировать мигрантов к новой среде, в которую они попадают. Если иметь в виду внутреннюю миграцию, то надо говорить именно об изучении культуры регионов, культуры тех народов, которые в этом регионе находятся, потому что государственный язык у нас один, и не знающих русский язык у нас, практически, нет. На русском языке, так или иначе, говорят все. Нужно ли знание языка совершенствовать – это уже другое дело, зависящее от того, какой работой будет заниматься человек. А для иностранцев, мигрантов из-за рубежа обязательно надо проводить обучение языку. И в обучении должны участвовать мы, принимающая сторона. Хотя звучат мнения, что мигрантов должны обучать перед тем, как они приедут, на их родине, но лучше нас, лучше наших педагогов никто не научит русскому языку, истории, культуре, литературе. И заодно будут задействованы наши образовательные кадры, и уровень работы будет выше. За это должно платить то государство, которое посылает своих граждан – ничего здесь неправильного нет. Люди приезжают, работают и посылают деньги на родину, в свою страну, развивают ее. Такие денежные потоки, очень серьезные, в сотни миллионов, идут в Таджикистан, Азербайджан и другие края. Те государства, из которых идет миграция, тоже должны быть заинтересованы и формировать определенную политику, выгодную для обеих сторон. Страны должны договариваться, например, о том, какие работники нужны: высококвалифицированные рабочие, инженеры, сельскохозяйственные рабочие, неквалифицированные... Это – цивилизованный вариант. Конечно, есть нелегальная миграция, но о ней мы не говорим, с ней надо бороться при помощи жестких законов. А в сфере легальной миграции мы должны, в первую очередь, думать о себе: где, в какой отрасли нам нужны работники, кого нам не хватает. Как делают в Соединенных Штатах: они же не всех берут. Они берут у нас ученых определенного профиля: физики, математики, биологи. Они берут хороших инженеров, медицинских работников. А есть области, в которых мы слабы, поэтому у нас практически нет уехавших историков, им не нужны наши экономисты... Каждая страна должна, в первую очередь, думать о удовлетворении собственных потребностей.

 

Продолжение интервью читайте на сайте «Парламентской газеты» 

 

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 670