«Нужен федеральный закон «О государственном стратегическом планировании»
«Нужен федеральный закон «О государственном стратегическом планировании»
Это целый ряд системных вопросов. И конечно, мы говорим о том, что инновационная инфраструктура только делает первые шаги. Посмотрите, какое количество понятных и хороших разработок, но крупный бизнес в них не заинтересован, потому что нет мотивации. Здесь часть проблем на стыке инновационной инфраструктуры и вообще системы по поддержке малого, среднего и крупного бизнеса в России.
Пока законодательство не соответствует потребностям инновационного развития. Разговоры о скорейшем принятии закона «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» ведутся уже много лет. Закон должен не только определить вектор инновационного развития, очертить инновационную систему, ее составляющие, но и решить чисто прикладные задачи.
Много говорится о поддержке инновационных предприятий посредством налоговой, таможенно-тарифной политики. Пока в законодательстве нет четкого определения инновационной деятельности. Вот и попробуй докажи в налоговой инспекции, что твое предприятие действительно инновационное. И потому иногда на этом поле появляются сомнительные игроки, умеющие получать гранты, «осваивать» эти деньги.
Очень слабо в законодательстве прописаны нормы, регулирующие цивилизованный оборот интеллектуальной собственности. Мы не умеем ее правильно оценивать, использовать как рыночную ценность, в конце концов, защитить права на этот вид собственности.
Торгово-промышленная палата РФ активно участвовала в разработке модельного проекта закона «О развитии инновационной деятельности», концепции создания и функционирования территориальных инновационно-технологических центров.
Я бы выделил несколько основных проблем.
Первая. У нас до сих пор не сложился рынок инноваций. Есть предложения, много интереснейших разработок, но нет спроса на инновации. А ведь Россия вложила в инновационное развитие государственных средств не меньше, чем Соединенные Штаты Америки. Но именно государственных.
Если же взять совокупную сумму – «государство плюс бизнес», то окажется, что в США вкладывается средств на несколько порядков больше за счет того, что инвестирует бизнес.
Результат – по оценкам экспертов комитета ТПП РФ по качеству продукции, доля наукоемкой продукции в США составляет 30 %, а в России – 0,3 %. Разница в 100 раз (!).
Вторая проблема. В практике государственного управления слабо используются принципы долгосрочного прогнозирования и стратегического планирования. Возможно, над нами до сих пор довлеет воспоминание о монстре – Госплане, пытавшемся распланировать все и вся – от создания шагающих экскаваторов до производства ластиков и карандашей. А между тем принципы индикативного планирования на базе отраслевых балансов, макроэкономического и межотраслевого моделирования прочно вошли в практику государственного управления во многих развитых странах мира.
Нужен федеральный закон «О государственном стратегическом планировании».
Третья проблема. Существующие финансовые институты поддержки инновационного развития нацелены либо на инвестирование в крупные проекты, причем уже на стадии роста, когда есть уверенность в успешности проекта, либо на субсидии в НИОКРы. При этом слабо развито финансирование на стадии start-up – самом сложном, рискованном этапе проекта, когда, собственно, и решается вопрос, выживет проект или нет.
Четвертая проблема. Нехватка высококвалифицированных специалистов в инновационном секторе. Основные причины – отток кадров за границу и в другие секторы экономики, демотивация творческой работы.
Увы, можно сказать, что система образования в целом не отвечает задачам модернизации и инновационного развития экономики. Бизнесу приходится создавать собственные образовательные центры – корпоративные университеты.
По нашему мнению, система ТПП России идеально подходит как «опорная сеть» для реализации национальной инновационной стратегии.
Пожалуй, сегодня в стране нет другой такой структуры (кроме, разумеется, государственных органов), имеющей столь разветвленную и охватывающую всю территорию России сеть, как система торгово-промышленных палат.
Готова ли система торгово-промышленных палат к своей роли, «опорной сети» для реализации национальной инновационной стратегии? Ответить «да» сегодня было бы очень смело: и палаты в регионах разные, и мы в Москве до сих пор так задачу не ставили.
Но могу твердо сказать, что мы хорошо осознаем наш потенциал, возможности и нашу ответственность перед обществом.
Из выступления на Форуме инновационных технологий InfoSpace. 28 марта 2012 года. Подготовил Игорь Жиров