Все о пенсиях в России

08:00Минтруд придумал, как перечислять в Израиль и Болгарию пенсии российским пенсионерам

вчераДепутат рассказал, какие документы нужны для повышенной пенсии

вчераЗачем пожилым электронное свидетельство пенсионера

Не всякая проповедь несёт свет

Архангельские депутаты считают, что миссионерская деятельность должна быть законодательно отрегулирована

25.02.2016 15:03

Какие только методы сегодня не применяют вербовщики в различные религиозные организации и секты. В ход идёт всё — и красивые слова, и уговоры, и запугивание, и даже шантаж. 

«Бог любит тебя…»

Кому из нас люди с отрешённой улыбкой на лице не пытались вручить листовки, начинающиеся словами: «Бог любит тебя…» Людей вовлекают в беседы в социальных сетях, приглашают на встречи. Иногда это может выглядеть как самая безобидная проповедь идей православия или ислама. Но только вот заканчивается всё порой не так безобидно. Вовлечение в террористические группировки, распад семей, исчезновение детей, потеря имущества граждан, попытки самоубийства, инвалидизация…

Подобные случаи, произошедшие за последние годы в Архангельской области, довели людей до «точки кипения»: несколько тысяч жителей региона подписали открытое обращение к руководству области с просьбой принять меры по ограничению деятельности деструктивных культов и сект. В результате в прошлом году там был принят региональный закон о регулировании миссионерской деятельности. Его поддержал митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил. При обсуждении законопроекта он говорил, что деструктивные религиозные организации сегодня беспрепятственно проводят различные рекламные кампании, распространяют печатные издания, строят молельные дома и всё это создаёт иллюзию легитимности их деятельности.

«Нет определения сект, поэтому и закона нет»

После такой солидной поддержки своей местной инициативы депутаты Архангельского областного заксобрания внесли уже в Государственную Думу  законопроект, направленный на регулирование миссионерской деятельности во всех регионах.

Поправки вносятся в Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Они вводят понятия «миссионер», «миссионерская деятельность», «информационная миссионерская деятельность», «организационная миссионерская деятельность» и наделяют субъекты Федерации правом регулировать эту деятельность на своей территории.

Разработчики поправок исходят из того, что действующее законодательство недостаточно регулирует миссионерскую деятельность, особенно  прибывших в Россию иностранных проповедников. Ранее законы, регулирующие деятельность религиозных организаций и миссионеров, были приняты  в 10 регионах —  в Курской, Белгородской, Смоленской, Воронежской, Костромской, Псковской, Новгородской областях, Еврейской автономной области, Северной Осетии — Алании.

Принятие федерального закона на эту тему позволит упорядочить деятельность религиозных объединений, осуществляющих миссионерскую деятельность на территории России, и будет способствовать защите конституционных прав граждан, считают авторы. 

Конкретизация миссионерской деятельности, предложенная в законопроекте, позволит контролировать деятельность различных религиозных структур и защитить граждан, когда они подвергаются влиянию деструктивных культов и сект, считает первый зампред думского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Михаил Маркелов. «Под видом различных проповедников по регионам разъезжают недобросовестные представители таких организаций, порой это адепты сект»», —  говорит он.  Одна из причин внесения такого законопроекта — это отсутствие термина «секта» в юридической практике, считает Михаил Маркелов: «У нас нет определения секты, данного Верховным судом, поэтому и соответствующего закона нет. Вот почему коллеги решили пойти по такому пути».

Глава думского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР), в свою очередь, говорит, что одной из причин, подтолкнувшей законодателей к этому шагу, стало появление в Вельском районе Архангельской области последователей организации «Исламское государство»,  запрещённой в России: «Это попытка навязать радикальный ислам и внедрить его в среду традиционного ислама».

 

Правительство — против

В Госдуме данный законопроект, скорее всего, принят не будет, учитывая отрицательный отзыв Правительства со ссылкой на Конституцию, считает Ярослав Нилов. 

В своём заключении Правительство говорит о том, что «в соответствии с Конституцией каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, включая право исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». А в соответствии с законом о свободе совести в том числе гарантируется право свободно выбирать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения. Это право может ограничиваться законом только в той мере, если это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения безопасности государства.  Кроме того, по Конституции регулирование и защита прав и свобод человека находится в ведении Российской Федерации, а не субъектов.

«Действительно, у нас  светское государство, и  все религиозные организации у нас зарегистрированы, работают по статусу и при регистрации проходят определенную экспертизу», — сказал Ярослав Нилов. Если же на миссионерскую деятельность будет требоваться дополнительное разрешение в регионах, это может рассматриваться как некое дублирование регистрации религиозных организаций и получения регистрационного документа о праве деятельности вообще религиозной организации, считает он. «Вопрос неоднозначный, будем обсуждать его, учитывая, что в 10 субъектах такие законы действуют, и другие субъекты выходят с такими инициативами».

Идея такого закона на уровне субъектов хорошая, но  надо десять раз подумать, стоит ли это вводить на уровне федерального законодательства, отмечает, в свою очередь, Михаил Маркелов: «Надо обсуждать законопроект и смотреть, насколько важно принимать федеральный закон, учитывая, что сегодня никто не запрещает издавать такого рода законы на уровне субъектов. У нас действует 71-я статья Конституции, в соответствии с которой регулирование прав и свобод человек и гражданина находится в ведении Российской Федерации, и это уже обеспечивает принцип равенства граждан на всей территории нашей страны».

 

Есть миссионерство, а есть прозелитизм

«Сегодня надо провести чёткое различие между миссией и прозелитизмом», — считает руководитель Школы православного миссионера при Синодальном отделе Московской патриархии Александр Люлька. В миссионерской деятельности не должно быть лжи, она должна быть чётко отрегулирована, считает он.

«Миссионеры честно рассказывают о своей вере, свидетельствуют о ней, но не навязывают её другому человеку.  Другое дело — секты, которые занимаются прозелитизмом. Они фактически навязывают свою веру, не рассказывают о ней всей правды, скрывают системы посвящения, завлекают к себе людей с помощью лжи, обмана, мошенничества, насилия, удерживают у себя посредством промывки мозгов, воздействия различных веществ, шантажа, замыкают человека»», — отметил Люлька. В этом и есть главная проблема секты —  не в том, что они видят иначе, а в том, что они нарушают права человека.

В то же время к регулированию миссионерской деятельности надо относиться разумно, считает Люлька.  Когда в некоторых странах принимались решения запретить миссионерство вообще, это скорее было нарушением прав человека. «Человек, получается, не может открыто свидетельствовать о своей вере. Для меня это прежде всего вопрос права», — сказал Люлька.

«По идее,  должен быть чёткий запрет организаций, которые занимаются противоправными действиями, учат своих адептов врать, подавляют свободу воли человека  угрозами, обманом,  шантажом», — сказал Александр Люлька.  Здесь, по его словам, всё вписывается в законы, которые существуют у нас в стране. Возможно, даже не надо особенного закона принимать, а работать с тем, что есть, считает он. Другое дело, что секта, как структура, которая имеет юридический статус, может получать деньги, претендовать на гранты, и в случае доказанности связи с преступлением необходимо не просто наказывать отдельных людей, а закрывать секты, уверен глава школы православного миссионера. Не секрет, что многие секты работают на спецслужбы иностранных государств,  и в этом плане лишение определённых религиозных организаций возможности создавать  юридическое лицо — важный инструмент в борьбе с сектами и нарушением прав личности.

Конечно, хотелось бы верить, что местные органы власти  лучше понимают ситуацию. Но тем не менее на федеральном уровне надо задать некие рамки, в которых каждый регион должен действовать, считает Александр Люлька. Понятно, что в исламских регионах будет больше псевдоисламских движений,  чем псевдохристианских, где-то будет больше язычников и так далее. Есть даже коммерческие секты, не связанные с религией, но главное — они  основаны на подавлении прав личности. «Мы должны защищать свободу личности. Православие из своих истоков утверждает, что свобода воли дана Богом, и никто не имеет права в неё вмешиваться. А государство обязано регулировать все отношения между гражданами и организациями так, чтобы в этом не было ничего незаконного и греховного», — подытожил Александр Люлька.

Пока законопроект о регулировании деятельности миссионеров ещё только внесён на рассмотрение и подробно не обсуждался даже в профильном комитете Госдумы.  После того как депутаты и представители религиозного сообщества его внимательно изучат, наверняка это вызовет бурное обсуждение в парламенте, которое в обществе, по сути, уже началось.

 

Как у них и как у нас?

В Австрии в 1998 году был принят закон о создании центра документации и информации по вопросам сект. Он определяет секты как имеющие отношение к религии или мировоззрению организации и действия, если от них может исходить угроза жизни, физическому или психическому здоровью людей, свободному развитию человеческой личности, целостности семейной жизни, имуществу или финансовой независимости человека, свободному духовному и физическому развитию детей и молодежи.

В 2001 году во Франции был принят так называемый закон Абу-Пикар —   «О предупреждении и пресечении сектантских течений, ущемляющих права и основные свободы человека». Его суть — не запрещение сект как таковых, но уточнение уголовных санкций, применяемых против преступного поведения человека или организации.

Федеральный конституционный суд Германии в постановлении 2002 года подтвердил, что термин «секта» может использоваться государственными органами в официальных документах.

В России же действующий Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», как отмечают эксперты, предусматривает в том числе и запрет деятельности религиозных организаций, однако нет чёткого регламента, где в деталях прописывается, как именно религиозная организация может вести свою деятельность, что для неё является допустимым, а что нет. Также нет чёткого юридического определения термина «секта».

Читайте нас ВКонтакте