Василий Лихачёв: Россия участвует в строительстве нового миропорядка
Член Центральной избирательной комиссии, до недавнего времени парламентарий, Василий Лихачёв издал новую книгу о геополитике. О её содержании и целях он рассказал в беседе с корреспондентом «Парламентской газеты».
- Василий Николаевич, вышла из печати ваша новая книга «Россия: опыт геополитической ответственности». Что кроется за таким широкомасштабным названием?
- Это сборник моих статей и выступлений последнего времени. Их объединяет общая канва — проблема очень острая, многосюжетная, архиважная и для национальных государств и для международного сообщества — проблема качества современного субъекта международных отношений. Проблема ответственности, эффективной правосубъектости конкретного государства.
Самое важное, почему возникла идея такого названия сборника статей, многие из которых носят монографический характер, это идея, которая ощущается в ряде выступлений Президента России — формируется доктрина Путина, которая касается ответственности современных государств — членов ООН, СНГ, ШОС за современное состояние международного сообщества и за его безопасное и устойчивое развитие в будущем. Многие публикации, представленные в книге, из «Парламентской газеты», из «Российской газеты», из журнала «Международная жизнь» и из других источников, органически связаны этой темой. Это не значит, что в книге даны все ответы на вызовы и угрозы. Но официальные и неофициальные лица и структуры, которые обратятся к этому сборнику, смогут получить пищу для размышлений: куда идти, то есть определить вектор движения, с кем идти — речь о союзниках и партнёрах, их качестве, и третья парадигма — что делать.
Продолжающийся антидопинговый шабаш, санкционная политика — звенья одной цепи, можно говорить о возвращения холодной войны. Политологический анализ приводит к выводу, что сегодня в большинстве стран мира идёт кризис власти, кризис национального суверенитета. Наблюдаются такие разломы и катаклизмы, которые ставят под сомнение эффективность современного международного права. В этих условиях перед Россией в её современном статусе объекта и отражателя атак антигуманных, противоправных, нигилистических, русофобских сил возникает важнейшая задача — преодолеть это испытание путём объединения институтов власти, повышения активности парламента, Правительства, отдельных структур, например, Министерства иностранных дел. Кроме того, необходим анализ ситуации, чтобы показать международному сообществу, как и что нужно делать.
Я как международник и дипломат с большим уважением отношусь к ООН, но я вижу, что 70-летний юбилей этой организации закончился не ярким фейерверком, а мрачными размышлениями о том, нужна ли такая ООН, почему она, обладая огромным международно-правовым, нормативным, организационным и материальным ресурсом, не справляется со своими задачами. Почему наш мир, особенно в последние десятилетия, стал миром противоречий, глобальных и региональных разрывов? Эта тенденция появляется и на Ближнем Востоке в Сирии, и на территории Украины. Она проявляется в подходе к вопросу нераспространения ядерного оружия. Она проявляется в том скепсисе американцев в отношении ВТО и многих других международных организаций. И Россия сегодня должна примерять на себя роль государственной структуры, которая может и давать анализ происходящим процессам, и предлагать решения интернационального уровня, исходя из принципов Устава ООН и международного права. Вот так я вижу задачу этой книги.
- Один из разделов вашей книги назван «Россия и мировой порядок». О чём эта часть книги?
- Задача этого раздела показать, что Россия — интегральная часть миропорядка и останется ею, как бы кто-то ни хотел обратного. Наша страна обладает серьёзным потенциалом для формирования современной структуры функционально-целевых аспектов, применения международного права к строительству устойчивого миропорядка. Сегодня нам трудно и сложно, но Россия не потеряла уважения и не потеряет — в силу вековой культуры, которая оказывает влияние на разные регионы мира.
У России есть чёткий целевой вектор внешней политики и дипломатии. Так, гибкость проявляется, например, в реализации поручений Президента РФ о подготовке новой редакции концепции внешней политики России. Казалось бы, только в феврале 2013 года Путин подписал соответствующий документ, а уже возникла необходимость корректив. Это тоже говорит об интеллектуальной силе и о способности России разрабатывать и принимать адекватные схемы международной жизни.
Грядущий миропорядок будет построен на уважении норм и принципов международного права. Государства должны относиться как к императивам к таким принципам, как суверенное равенство, территориальная целостность, право народов на самоопределение, нерушимость границ. От этих принципов нельзя отступать, потому что несоблюдение их вызывает взрыв в международных отношениях, и проблемы не только не решаются, но множится их число.
Россия сегодня воспринимает как самую серьёзную задачу своей внешней политики строительство современного миропорядка и его эффективное развитие, и я хотел это показать в своей книге. В ходе реализации этой задачи образуется круг государств — друзей России, я бы сказал, клуб друзей Президента Российской Федерации Владимира Путина. И эта «клубная квота» будет расширяться на принципах универсальности. И логика международных отношений приведёт к позитивному длительному системному результату.
- Василий Николаевич, основная часть книги написана на основании выступлений в вашу бытность парламентарием. Но в ней есть и глава, перекликающаяся с вашей нынешней работой в ЦИК. А именно: «Западные спецслужбы изучают фактор российских выборов — 2016». Тема крайне актуальная. Что можно сказать в связи с этим?
- Я думаю, что к этой избирательной кампании готовятся и западные спецслужбы, и другие идеологические центры и структуры на Западе, которые кормятся из рук тех политических сил, являющихся источником русофобских антироссийских тенденций.
К выборам в Государственную Думу 2016 года нельзя относиться только как к процедуре применения Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и нормативного массива. Значение этих выборов выходит за рамки чисто юридического применения. В этом процессе мы должны решать многие задачи, связанные с восстановлением и углублением позитивного имиджа Российской Федерации как государства личности, государства, обладающего огромным авторитетом и ресурсом для решения актуальных международных проблем.
Говоря о деятельности западных спецслужб, я имел в виду, что сегодня они тоже находятся в тренде русофобства, работают своими методами, со своим субъективным материалом, они решают и политические задачи. Поэтому я хотел бы подчеркнуть, что необходимы профессиональная организация выборов, безупречный, на основе закона, подсчёт результатов голосования. С тем, чтобы Российская Федерация как государство, как суверен, вышла из этой кампании ещё более окрепшей с точки зрения взаимодействия институтов власти друг с другом, власти и гражданского общества и, конечно, вышла, получив признание, выдержав тест на критерии демократии, обеспечения международного права с точки зрения развития международного партнёрства. Это действительно важно.
Беседовал Анатолий Анисимов