Теракт в «Крокус Сити Холле»

12:58Горелкин: После «Крокуса» зарубежные IT-площадки повели себя «омерзительно»

12:38Джабаров назвал теракт в «Крокусе» попыткой столкнуть россиян с мигрантами

11:49Захарова: Отсутствие позиции по теракту в «Крокусе» говорит о деградации СЕ

Вячеслав Лысаков: С 1 сентября выкуп за эвакуацию отменяется

13.07.2016 11:29

С 1 сентября стоимость эвакуации по всей России будет рассчитываться по единой методике, и чтобы забрать машину со штрафстоянки, не придётся платить «выкуп» на месте. Этот закон был принят в шестом созыве Госдумы, как и множество других важных инициатив — например, о «скидке» за раннюю уплату штрафа, о временном лишении водительского удостоверения при наличии задолженности по алиментам. Автором большинства инициатив, касающихся ПДД, стал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков. Но есть и такие области, где Госдума практически бессильна. Например, московские парковки.

- Вячеслав Иванович, в начале созыва шла бурная дискуссия о возвращении промилле в КоАП. Зачем надо было смягчать наказание для нетрезвых водителей?

Этот закон — победа здравого смысла, и за это пришлось бороться почти два года. Когда установили нулевой промилле, к ответственности начали привлекать и тех, кто выпил, и тех, кто этого не делал. Не учитывалась суммарная погрешность, и под удар попадали водители, которые вообще не употребляют алкоголь. Если при продувке прибор не показывает ноль, это может быть вызвано разными причинами — от употребления кефира или кваса до особенностей обменных процессов у человека. В итоге 25 процентов водителей лишали прав, обнаружив меньше 0,16 миллиграмма этанола на литр выдыхаемого воздуха. В 2013 году вступили в силу поправки в КоАП, которые вернули промилле в закон. После этого права отдали сотням тысяч водителей. Сейчас, если мы наказываем человека, то это уже научно подтверждённый факт употребления алкоголя.

Вместе с тем наказание для пьяных водителей стало более суровым. С июля прошлого года вступили в силу поправки в Уголовный кодекс, которые предусматривают в случае повторного управления в нетрезвом виде уголовную ответственность. Если по вине пьяного водителя погиб человек, то виновник может получить от 2 до 7 лет тюрьмы, а если больше двух человек — то наказание уже от 4 до 9 лет. Раньше за такие нарушения суд мог принять решение об условном наказании.

- Автолюбители возмущаются тем, что растут штрафы. Чем это вызвано?

Мы подняли минимальный штраф со 100 рублей до 500. 100 рублей — это сумма, которая никого не мотивирует. Даже себестоимость взыскания задолженности равна 400—500 рублей. Государство, взыскивая штраф в 100 рублей, теряло в 4 раза больше.

В пакете с этим законопроектом был введён порог ненаказуемой скорости — если человек превысил скорость менее чем на 20 километров в час. Это готовилось в рамках предложенной мной балльной системы наказаний — предлагалось лишать прав за 4 грубых нарушения в год. Сейчас Правительство внесло законопроект о лишении прав за три нарушения — инициатива будет рассматриваться осенью.

Совершенно справедливо увеличиваются санкции за повторные нарушения — это говорит об агрессивном поведении на дороге. За проезд на красный свет до 1 сентября 2013 года был штраф 1000 рублей, и человек мог нарушать сколько угодно, а это опасно для всех участников дорожного движения. Мы ввели за повторный в течение года проезд на красный свет штраф 5000 или лишение прав на срок до шести месяцев. Решение принимает суд — как и во всех других случаях, когда речь идёт о лишении водительских прав.

Но принимаются и законы, смягчающие штрафы. Например, за первый выезд на встречку. Человек может случайно и без умысла заехать за сплошную разделительную полосу, которая, возможно, стёрлась или занесена снегом. Раньше за это лишали прав на срок от 4 до 6 месяцев. По моей инициативе были приняты поправки, которые предусматривают за первый выезд на встречку штраф 5 тысяч рублей, а вот за повторный случай — уже лишение прав на год. Это справедливо — один раз отделался лёгким испугом, и потом уже води машину осторожнее. Сейчас более 90 процентов первых выездов на встречную полосу заканчиваются штрафом.

- Удалось ли пресечь преступный бизнес, связанный с кражей номерных знаков?

- Сейчас введена уголовная ответственность за это. Бизнес заключался в том, что воровали номера и вымогали деньги. Была правовая дыра в законодательстве — эти номерные знаки принадлежат государству, а не собственнику, поэтому преступление нельзя было квалифицировать как кражу имущества. Этим и пользовались мошенники. Проблему воровства частично решил принятый МВД административный регламент, в соответствии с которым можно в упрощённом порядке получить дубликаты номерных знаков, безо всяких протоколов и лишних бумаг, а просто с документами на машину. Но представьте, если у человека украли знаки в пути — ему надо будет ехать в областной центр, искать лицензированную фирму, производящую номерные знаки. Людям было легче заплатить мошенникам за возврат номеров. Чтобы перекрыть кислород преступникам, мы внесли поправки в Уголовный кодекс, и этот бизнес полностью прекратился. Сейчас за кражу номерных знаков светит уголовный срок от 2 до 4 лет.

- Увеличилась ли в целом собираемость штрафов?

- С 1 января этого года вступил в силу закон о 50-процентной скидке тем, кто заплатил штраф в течение 20 дней после того, как он был назначен. Министерство финансов было категорически против этого, подходя чисто механически — если взыскивать 50 процентов от штрафа, бюджет недополучит половину штрафных денег. Но получилось с точностью до наоборот — возможность сэкономить сыграла ту роль, на которую мы рассчитывали. Граждане, которые откладывали оплату штрафа и потом становились должниками, сейчас стараются заплатить в течение 20 дней со скидкой. В итоге и люди сэкономили, и бюджет стал получать в несколько раз больше денег.

Но для тех, кто не платит штрафы, выбрасывая квитанции, мы тоже приняли закон, предусматривающий ограничение на выезд из страны. При этом мы увеличили планку до 10 000 рублей, а раньше не выпускали и за 500-рублёвую задолженность. Если задолженность составляет более 10 000, действует и временное ограничение на любые специальные права — автомобиль, моторную лодку, самолёт, яхту, квадроцикл, мотоцикл. Как только человек оплатит, ограничения снимаются.

Очень важно, что эта норма касается также алиментщиков и людей, которые должны выплачивать компенсацию, назначенную судом за уголовные преступления, в результате которых чья-то семья потеряла кормильца или человек получил увечья, став инвалидом, например, в драке или в ДТП. Если накопилась задолженность по алиментам или есть невыплаченная компенсация, то человека ограничивают в специальных правах. Закон начал работать с 15 января. Быстрее всего понесли деньги алиментщики. В Амурской области несколько человек сразу принесли по 100 000 рублей. В одном регионе человек вернул на следующий день после предупреждения 800 000 рублей задолженности по алиментам.

- Самая острая тема, которая волнует водителей, — эвакуация автомобилей. Что сделано в этой области?

- С 1 сентября вступит в силу правительственный закон о единой методике определения стоимости эвакуации. А пока в разных регионах эта стоимость исчисляется по-разному. Например, в Москве её привязали к мощности автомобиля. Очевидно, московские чиновники смекнули, что в Москве много дорогих мощных машин — почему бы на этом не заработать? Чем мощнее двигатель — тем больше плати денег. Но к здравому смыслу это не имеет отношения, потому что стоимость эвакуации должна зависеть прежде всего от массы автомобиля.

Хочу обратить внимание, что это не коммерческая услуга, а обеспечительная мера. Раньше это делалось бесплатно, за счёт федерального бюджета. Если вас задержали на улице за административное правонарушение или уголовное преступление, вас везут в отделение полиции, сажают в следственный изолятор или изолятор временного содержания, кормят, и за всё это не берут денег. По такому же принципу была построена система эвакуации транспортных средств. Но в прошлом созыве Госдумы регионы попросили Госдуму сделать эту процедуру платной, и такое решение было принято.

Если есть парковочное пространство, но человек ставит машину где не попадя, пусть платит за эвакуацию, потому что он нарушил правила. Но ни один регион не создал никакого парковочного пространства, зато самые шустрые, аффилированные с местными чиновниками коммерческие структуры быстро взяли в аренду кусок земли, обтянули сеткой, взяли сторожей. Вот вам и штрафстоянка: собирай деньги.

Закон о единой методике исчисления стоимости эвакуации начнёт работать с 1 сентября. В стоимости будут учтены все критерии — масса автомобиля, амортизация оборудования и т.п. В этот закон я внёс поправку, в соответствии с которой транспортное средство вам обязаны вернуть без предоплаты. Вы приезжаете на штрафстоянку с копией протокола, и вам выдают машину, ведь у вас есть возможность обжалования штрафа и эвакуации. В соответствии с этим федеральным законом, мэр Москвы Сергей Семенович Собянин оперативно внес в Мосгордуму аналогичный законопроект, который отменит предоплату в Москве уже в конце июля. А фракция «Единая Россия» Мосгордумы инициировала и 25-процентную скидку стоимости эвакуации, в случае её срочной уплаты.

- Риторический вопрос: как бороться с пробками, особенно в крупных городах.

- Когда объявлялась идея платной парковки, говорили, что это коснётся только центра Москвы, а потом платная парковка поползла дальше, и сейчас дошла до МКАД и до дворов. Доходит до абсурда — перед парковочными карманами стоят запрещающие знаки. Как это понимать? Россыпь знаков — на тихих улочках и в спальных районах. Очевидно, что это откровенная циничная коммерция под видом организации дорожного движения. В других странах используют для строительства парковок любое свободное пространство, для борьбы с пробками делают перехватывающие парковки. Стоимость парковки должна быть приемлемой, а в Москве есть платные парковки по 100—150 рублей в час. Надо понимать, что общественный транспорт не справится с автомобилистами, если они сейчас пересядут в метро, автобусы и троллейбусы. Если вводятся ограничения, должна быть какая-то альтернатива. Я альтернативы не вижу, а вижу попытки ограничить права автомобилистов. Госдума никак не может с этим бороться, потому что этот вопрос находится в компетенции местных властей.

Что касается эвакуации, можно кардинально решить вопрос, отменив эвакуацию из-под запрещающих знаков. При этом надо оставить эвакуацию за нарушение ПДД: остановку на тротуаре, на зебре, в тоннеле, на остановке общественного транспорта, на трамвайных путях, ближе 5 метров от пешеходного перехода, вторым или третьим рядом. Эвакуация из-под знаков становится коммерцией, но отменить её сложно, хотя я пытался это сделать. К сожалению, многие регионы почувствовали вкус к коммерциализации дорожной безопасности.

- Какие законы в области ПДД предстоит принять следующему созыву Госдумы?

- Состав Госдумы обновится более чем на 50 процентов, придут новые люди. Если удастся избраться  в новый состав Думы, продолжу разрабатывать законопроекты в области дорожной безопасности. Ко второму чтению готовы законопроекты о тонировке машин, об ответственности за езду без прав для «золотых мальчиков», о сокращении количества документов, которые оформляют при задержании пьяного водителя, о запрете оставлять детей без присмотра в машине и ряд других.

Подготовила Мария Соколова

Читайте нас в Telegram
Просмотров 3770