Сенатор Вячеслав Тимченко: О сломанном лифте надо писать не президенту, а идти в муниципалитет

Какие сегодня проблемы решают местные власти, как приходится отбиваться от нападок надзорных органов, и зачем повышать тарифы ЖКХ рассказал в пресс-центре «Парламентской газеты» заместитель председателя Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской Деятельности Вячеслав Тимченко. 

- Какие главные проблемы сегодня испытывает система местного самоуправления?

- Как глава экспертного совета Всероссийского совета местного самоуправления, могу точно сказать, что проблем много, и над их решением сейчас работают не только законодатели, но и эксперты, общественники. При этом две главные проблемы я всё-таки хочу выделить. Первая касается финансового обеспечения полномочий на местном уровне, а вторая — кадрового обеспечения.

- Не хватает управленцев?

- Да, и это при том, что на федеральном уровне уже предпринято много шагов, чтобы ситуация улучшалась. Кроме того, у муниципалитетов есть возможность направлять собственные средства на подготовку и переподготовку специалистов, законодательно закреплена возможность получения соответствующего высшего и среднего специального образования. И, если раньше тоже тратили деньги на обучение молодых людей, а они потом были не обязаны возвращаться на муниципальную службу, то теперь эту норму исключили.

Также есть база вакансий в этой области, где ясно видны кадровые проблемы всех регионов. Подготовкой и переподготовкой кадров, занятых в сфере местного самоуправления, занимается ряд региональных институтов и программ. Кроме того, на базе МГУ есть центр подготовки профессиональных кадров под руководством сенатора Олега Морозова. Через этот центр ежемесячно проходит до 300 человек. Есть и региональные программы, которые, в том числе, коррелириуются с РАНХиГС.

- Впечатление, что система налажена.

- Да, возможно, но при этом наши граждане до сих пор не могут понять, что, если у них сломался в подъезде лифт или засорился мусоропровод, то не надо сразу писать письмо президенту страны, а надо просто обратиться к местным властям. А чтобы люди знали, куда идти им в случае сложной ситуации, то просвещение по теме должно начинаться ещё в школе. Иначе не будет никакого доверия.

- А где гарантия, что оно вообще появится?

- С одной стороны, недоверие к местной власти отражается в участии населения в выборах. Известны примеры, когда в выборах депутатов и глав муниципальных образований принимали участие 15-20% жителей. О каком доверии мы говорим, когда на выборы приходит лишь каждый пятый? Значит, надо повышать гражданскую активность населения — от неё зависит будущее, авторитет власти и сама жизнь.

- Сегодня важнейшие вопросы здравоохранения и образования муниципальная власть не решает. Может, стоит изменить эту ситуацию?

- Действительно, пока эти вопросы сосредоточены в руках региональной и федеральной власти. Ещё один из основоположников местного самоуправления Пётр Столыпин говорил, что местное самоуправление — это, в первую очередь, образование, здравоохранение, социальная защита. Чтобы вернуть их на муниципальный уровень, нужно обеспечить муниципальные власти финансовыми источниками.

- Какими?

- Например, передать часть налога на прибыль. Пусть это будет 1-2%, но ведь заинтересует муниципалитеты больше поддерживать бизнес. Можно ещё провести определённые манёвры с транспортным налогом. Тот, что поступает от физических лиц, можно направить на муниципальный уровень, а тот, что от юридических —  на региональный.

- Как Правительство реагирует на это?

- Пока очевидной поддержки нет, но Минфин говорил о том, что готов приступить к реформированию бюджетного и налогового законодательства. Не нужно забывать, что многое можно сделать, принимая законы на уровне субъектов.

- А как местной власти лучше привлекать граждан к преобразованиям на местном уровне?

- В каждом регионе свои методы. Я считаю, что самый яркий тому пример — Территориальное общественное управление (ТОС). В разных регионах количество и качество разные. Там, где местная и региональная власти делают упор на такую форму управления, всё идёт проще. Например, в Архангельской области, Якутске. Эти регионы стали, между прочим, победителями прошлого Всероссийского конкурса лучших муниципальных практик.

Дело в том, что власть — это не те чиновники, которые сидят в мэрии, это депутаты, которые избраны и именно они должны спрашивать уже с чиновников. А в нашей стране пока чиновники — главные и работают они по принципу: вас много, а я один. И получается, что некоторые молодые ребята, избираясь в администрацию, начинают службу с вопроса: где мой кабинет и секретарша?

- Как вы считаете, местное самоуправление должно развиваться в крупных городах или нужно оставить его на уровне городских и сельских поселений?

- Местное самоуправление должно развиваться везде. И в городах федерального значения в том числе. Сейчас, например, много нареканий в адрес московских властей по поводу реконструкций улиц и недостаточного количества парковочных мест. Но сейчас, когда многие улицы уже обустроены, горожане признают улучшение обстановки. При этом напомню, все эти шаги делались с учётом мнения населения.

- Десять дней назад в Нефтеюганске проходила II Всероссийская конференция «Местное самоуправление: служение и ответственность». Каковые главные итоги этого мероприятия?

- Итоги можно подводить тогда, когда дело завершено. Но это не наш случай — конференция только начинает свою полную жизнь. Главное, что должно быть в муниципальных практиках — это открытость, честность, порядочность. В том, что это реализуется на деле, мы убедились воочию, наградив лучших руководителей муниципалитетов — тех, кто своим жизненным путём доказали, что на муниципальном уровне есть много хороших и порядочных людей.

- Ещё одна немаловажная тема для наших граждан — тарифы ЖКХ. Почему в Москве, где инфраструктура неплохая, индекс их повышения самый высокий?

- Для начала напомню, что до нынешнего повышения тарифы не увеличивались более года и это определённое достижение. А все повышения зависят и от того, какие проблемы накопились в области того или иного муниципального образования. Но самое важное то, куда пойдут деньги. Если, например, в Москве система водоснабжения новая, то система канализации — нет. И вообще весь комплекс тарифов рассчитывается, исходя не только из сиюминутной ситуации, но с учётом будущего. То есть власти думают о том, что нужно сегодня создать, чтобы в будущем не оказаться в тупике.

- Во всех регионах рассуждают одинаково?

- Нет, конечно. Но везде есть свои проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве. Я говорю, в частности, об изношенности сетей и очистных сооружений. Тут и бизнес должен быть социально ответственным. Да, можно получать прибыль, но при этом нужно выдавать качественную  и обоснованную работу.

- Тут как раз и муниципалитеты должны поднапрячься…

- Разумеется. Но не всегда работа ЖКХ зависит от деятельности муниципалитетов. Нужно принимать соответствующие региональные законы и пусть люди выходят на этом уровне с предложениями. Сейчас, к сожалению, существует по многим параметрам  нестыковка базового 131 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления» и отраслевых законов. Мы проанализировали более 270 законов федерального уровня, затрагивающего местные полномочия, и сейчас проблем стало меньше: 30-40 законов были подправлены. Да, конечно, 131 ФЗ базовый и его нормы приоритетны, но на этот нюанс не всегда обращают внимание  надзорные органы.

- Выходит, им законы не писаны?

- На практике подобное часто получается. Мы приняли поправку в 77 статью 131 ФЗ, которая как раз наводит некоторый порядок и он действительно воцарился на какое-то время, а потом всё вернулось на прежнее место. К сожалению, надзорные органы применяют, так сказать, «палочную систему», то есть. Чем больше они штрафов и предписаний выпишут, тем, значит, они лучше работают.

И это не только моя точка зрения. Многие общественные организации озабочены данной проблемой. Кроме того, спасибо главе Всероссийского Совета местного самоуправления, сенатору Совета Федерации Дмитрию Азарову, президенту  Общероссийского конгресса муниципальных образований, депутату Госдумы Виктору Кидяеву, председателю научно-экспертного Совета Конгресса, сенатору Степану Киричуку за ту работу. Которую они проделывают в части совершенствования института местного самоуправления в России.

Беседовала Ксения Редичкина


Просмотров 1779

11.07.2016

Популярно в соцсетях