Прорвёт ли снова канал имени Москвы

Напугавшая москвичей авария обошлась без пострадавших, но стала предостережением

Прорвёт ли снова канал имени Москвы

Фото: РИА Новости/Стрингер

В результате аварии на канале имени Москвы, вода из которого утром в четверг, 10 января, прорвалась в Тушинский тоннель, никто не пострадал. Москвичи отделались испугом и огромными пробками на северо-западе. Рабочие откачали смесь из песка и воды уже к вечеру четверга, но жители некоторых северо-западных районов столицы всё равно добирались до дома гораздо дольше обычного, опасливо посматривая в сторону дамбы. Окажет ли происшествие влияние на прочность тоннеля и в каком состоянии находятся гидротехнические сооружения канала?

Вода дырочку нашла

Первые сообщения о том, что Тушинский тоннель на Волоколамском шоссе заливает смесью воды с песком, появились в четверг около 11:00. Оказалось, что грунт вымыло на участке 5 на 15 метров канала имени Москвы между шлюзами №7 и №8 прямо возле рампы тоннеля.

В полдень движение в тоннеле перекрыли в обе стороны. Решением проблемы занялся оперативный штаб, куда вошли представители МЧС, управления канала имени Москвы, «Гормоста» и ГИБДД.

К 13:00 уровень воды в тоннеле достиг 20 сантиметров, а грунт просел на площади в 75 квадратных метров. Волоколамское шоссе перекрыли от МКАД из области до развилки с Ленинградским шоссе. Воду стали откачивать мощными насосами. Из канала через шлюз №8 начали аварийный сброс воды. Поток удалось остановить к 15 часам, тогда тоннель затопило почти на полметра. В 18:00 воду в канале удалось спустить до нулевого уровня. В 18:30 движение автотранспорта полностью восстановили.

«Опасность дальнейшего размыва грунта и подтоплений отсутствует», — заверяют в пресс-службе ФГБУ «Канал имени Москвы». Возможной причиной происшествия там называют работы по расширению Волоколамского шоссе и строительству новой ветки автомобильного тоннеля, которые проводились в 2001 году. Тогда дорожники в дополнение к существовавшему тоннелю проложили два новых: трёхполосный для движения по Волоколамке из центра и на две полосы для съезда на улицу Свободы.

В пятницу аварийную зону обследуют детально. Участники межведомственной комиссии уже осмотрели осушенный участок. По итогам изыскательских работ составят хронологию происшествия и определят его основные причины.

«Главная задача — предотвратить любые возможности для повторения таких ситуаций в будущем», — рассказал руководитель предприятия Герман Елянюшкин, который возглавил комиссию.

Разобраться, а не искать виноватых

Специалисты должны внимательно проверить состояние не только аварийного участка канала, но всех его сооружений, считает депутат Государственной ДумыГеннадий Онищенко, который представляет интересы избирателей северо-запада столицы.

«Первое, что нужно сделать — это ликвидировать последствия техногенной аварии, а уж потом разбираться, кто в ней виноват. Не будем забегать вперёд, эксперты разберутся, кто где недоработал. Главное, что на водоснабжение Москвы происшествие не окажет никакого влияния, судоходства сейчас тоже нет», — сказал Онищенко «Парламентской газете».

По мнению первого заместителя гендиректора ОАО «НИИ ВОДГЕО» и заместителя председателя правления Российского водного общества Игоря Нечаева, дамба могла прорваться из-за недосмотра при обслуживании.

«То, что произошло на канале имени Москвы, не является какой-то катастрофой или серьёзным бедствием, — отметил он. — Возможно, конструкции при перепаде температур разорвал лёд, они разгерметизировались. Авария локальная, и она скорее вызвала такой интерес не потому, что нечто сломалось, а из-за того, что сложно проехать машинам».

При этом эксперт допустил, что подобные случаи происходили неоднократно, но они были не на виду, поэтому не было такого резонанса.

Что касается состояния гидротехнических сооружений в целом, то оно достаточно сложное, признаёт специалист.

«До недавнего времени ситуация была близка к катастрофической, но в последние пять лет начала выправляться. Число неучтённых гидротехнических сооружений — дамб, плотин, шлюзов — исчислялось несколькими десятками тысяч. С этой проблемой начали справляться только с началом реализации федеральной программы «Развитие водохозяйственного комплекса». Это колоссальные затраты ресурсов», — пояснил Нечаев.

По его словам, наиболее опасны не судоходные каналы, а всевозможные хвостохранилища и шламонакопители, в которых находятся токсичные осадки и отходы.

«Если промышленное предприятие, которые многие десятилетия эксплуатировало такое сооружение, обанкротилось и закрылось, то оно остаётся бесхозным. Вот их прорыв действительно может привести к большой беде», — предупредил Нечаев.

Как Москва стала портом пяти морей

К 1925 году население Москвы достигло трёх миллионов человек, система водоснабжения устарела, а Москва-река, из которой брали воду, обмелела так, что её переходили вброд.

Первого июня 1932 года Совнарком СССР постановил начать работу по сооружению 128-километрового канала, с помощью которого вода перебрасывалась бы в Москву-реку из Волги. Ещё одна задача — связать столицу с главными водными путями и дать выход судов к Белому, Балтийскому, Чёрному, Азовскому и Каспийскому морям.

В ходе работ в безопасные места перенесли 7505 крестьянских хозяйств. Добровольцев на строительстве не хватало, поэтому вокруг канала Москва — Волга стала формироваться структура исправительных лагерей. Самым крупным из них стал Дмитровлаг, через который прошло до миллиона заключённых. По приблизительным данным, на стройке погибло 22 тысячи «каналармейцев».

4 июня 1937 года ЦК ВКП(б) постановил открыть канал для грузового судоходства с 15 июля. Таким образом, строительство заняло четыре года и восемь месяцев.

Судоходная ширина канала составляет 55 метров, гарантированная глубина — четыре метра. Осадка судна для плавания не должна превышать 3,6 метра, а высота — 13,3 метра. В черте Москвы к объектам канала относятся Химкинское водохранилище, Сходненский деривационный канал, Хорошёвское и Карамышевское спрямления.

Заключённые на строительстве канала им. Москвы. Фото: wikipedia.org

Всего в комплекс канала входит около 240 сооружений, в том числе девять гидроэлектростанций, 11 шлюзов, пять насосных станций. А Северный речной вокзал с его шпилем стал одним из символов Москвы. В прошлом году начались работы по реставрации обветшавшего донельзя здания, вызвавшие недоумение у многих: рабочие орудовали на объекте отбойными молотками.

Первый Тушинский тоннель с двумя проездами был построен в 1935-37 годах одновременно с каналом. Перекинуть мост над двумя высокими дамбами было проблематично, поэтому выбрали такой вариант. В 1972 году появился ещё один проезд, на который переключили движение из центра. В начале 2000-х построили два дополнительных тоннеля, при сооружении которых канал осушали и срывали насыпь.

Просмотров 3082

11.01.2019 16:41



Загрузка...

Популярно в соцсетях